Как нас воспитывают дети

Игорь Устичев
              Воспитание детей и забота о них важнейшая задача человека. Без материнства, отцовства, детства само существование людей лишено всякого смысла. Дьявол, исконная цель которого уничтожение человека в физическом и духовном смысле, непрерывно нападает на семейные ценности. Он прекрасно знает, что разрушение семьи наносит сразу несколько ударов по творению Божьему. Во-первых, порождается жуткий эгоцентризм; во-вторых, утрачивается одно из главных предназначений человека воспитание потомства и, в-третьих, разрушение семьи направлено против Божественных заповедей. Апостол Павел называл христианскую семью «малой церковью» (Рим.16:4), потому что, как говорит Господь: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Разрушение семьи уничтожает эту малую церковь, а значит изгоняет Христа. Это богословское обоснование семейных ценностей поможет нам при изучении темы в дальнейшем. С первых дней своего существования Вселенская церковь благословляла браки, утверждая в Таинстве венчания непреходящие ценности любви, как между супругами и детьми, так между ними и Христом. Присутствия Христа в христианской семье особенно злит дьявола. Его нападки и козни направлены на изгнание Бога из этого ковчега спасения, ибо без Него ничего не может быть, что должно быть.  До октябрьского переворота 1917 г., венчание в церкви считалось единственно законным оформлением брака со всеми вытекающими юридическими последствиями в отношении брачующихся и детей, как-то: наследство, преемственность, права детей и супругов. Сейчас венчание носит скорее ритуальный, обрядовый характер, поскольку уступило место государственной регистрации брака в органах ЗАГСа. Тем не менее, оно является важным сдерживающим и оберегающим фактором в семейных отношениях, поскольку страх Божий сидит в каждом, и даже в атеистах. Брак заключается (по крайне мере по канонам церкви) в первую очередь ради деторождения. Поэтому, не имеющие детей супруги, в Ветхозаветной церкви считались проклятыми Богом. Вспомним плач Елизаветы – матери Иоанна Предтечи о своем неплодии. Так полагать у ветхозаветного священства были все основания, поскольку Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28), а детей мог дать только Бог, о чем ни у кого из древних сомнений не было. Представляется, что и сейчас в этом мало кто сомневается. Отсутствие детей рассматривалось, как проклятие Бога, потому что Он, вопреки собственному благословению, отказывает в этом супругам, не имеющим детей. А это, по мнению древних учителей церкви, свидетельствовало об особом нерасположении Господа к ним, т.е. являлось признаком Божьего гнева или проклятия. Несчастные муж и жена не только испытывали душевные страдания от бесчадия, но и подвергались общественному порицанию, как согрешившие перед Богом, и последнее для них было хуже первого. Смысл чадородия в свете Божественного Домостроительства заключается в том, чтобы отец и мать передавали детям те ценности, которые Бог завещал в заповедях Закона Ветхого Завета и в заповедях Блаженства Евангелие. Даже птицы и звери, исполняют эту заповедь Божию научая птенцов летать, а зверенышей охотиться и выживать. Поэтому человек, как высшее творение Бога, тем более должен заботиться о своем потомстве и прежде всего в нравственном, духовном смысле. В отличии от животных, человек наделен даром слова и разума, а значит может и обязан использовать эти дары, ради воспитания тех, кто посланы им Богом. Неисполнения этих норм человеческой жизни является преступлением заповедей и пренебрежением дарами Духа. Таковые уподобляются слуге, зарывшем свой талант в землю и достойны одного с ним осуждения. Как же должен и как происходит на деле процесс воспитания в семье? Рассмотрим сначала как он происходит, а потом сравним с тем, как должен происходить. Обычно воспитание детей сводится к удовлетворению их физиологических потребностей в младенчестве, наставлению в житейским вопросах в отрочестве и на этом воспитание, как правило, заканчивается. Прошли те благословенные времена, когда родители читали ребенку сказки на ночь, всей семье пекли пироги, ходили на прогулки, занимались совместным трудом. В наше время это, скорее, является проявлением архаичности, чем естественными отношениями в семье. Разрушение семейных ценностей начинается с эгоизма родителей, отягощенного в современных условиях безумной эмансипацией женщины. Как и всякое зло, эгоизм представляет собой центробежный процесс, приводящий к разрушению семьи. Эгоизм присущ каждому человеку, но в истинно православной семье, посреди которой Христос, он подавляется чувством ответственности и страхом Божиим. Сохранение семьи и воспитание детей – это тоже форма духовной брани и искушений, которые нужно пройти, но далеко не всем это удается. С рождением ребенка ситуация в семье переходит на качественно новый уровень. Возникают новые отношения родителей и детей. Эти отношения и называются воспитанием, причем воспитанием и тех, и других. Считается, что воспитание детей заключается в наставлениях о добре и зле, что такое хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Причем, на начальном этапе развития и взросления ребенка эти прописные истины насаждаются силой родительского авторитета. Затем, когда результаты становятся прямо противоположными ожидаемым, наступает этап принуждения, но уже с помощью не столько авторитета родителей, сколько при помощи физической силы и родительской власти, ради чего нередко применяются и физические методы «разъяснения». С вхождением ребенка в отрочество все это перестает работать, и тогда рожденное начинает пожирать родивших. Это может проявляться в самых разных формах: от ухода из дома и проявления подросткового нигилизма, за которым следуют презрение к родителям и беспорядочные половые связи и до прямого физического противостояния с отцом или матерью, в основе которого лежит ненависть. Состоятельные родители в этих условиях предпочитают откупаться от своих наследничков, предпочитая деньгами решать конфликтные ситуации в семье. Примеры многочисленных мажоров у всех на виду. У кого возможностей удовлетворить похоти и запросы своих чад нет, вынуждены их терпеть, и жизнь в семье превращается в ад. Этот механизм разрушения семьи работает одинаково и для детей уборщиц, и для сынков олигархов, потому что в основе его лежит эгоизм родителей и ложь отношений между ними в семье. Здесь мы переходим к самому главному, к процессу правильного воспитания с позиции семья – малая церковь. Мало кто себе представляет, что воспитание ребенка идет не словами, а делами.  А ведь могли бы люди научиться у животных и птиц. Они воспитывают подрастающее поколение не столько звуками (словами), сколько личным примером. Но человек слеп и не воспринимает очевидного.  Можно сколько угодно рассказывать ребенку что такое хорошо, а что плохо, но если он увидит, что отношения в семье явно не соответствуют тому, в чем его наставляют папа с мамой, то он им не поверит. Сначала это убеждение закрепляется в детском уме на подсознательном уровне, а с возрастом переходит в осознанную оценку того, что собой на самом деле представляет его семья. Тогда наступает состояние разочарования, тоски, а затем начинает зреть ненависть к тем, кто его обманул, т.е. к родителям. Процесс разрушения семьи переходит в завершающую стадию. Чтобы этого не случилось, нужно не рассказывать ребенку с раннего возраста о том, как он должен себя вести и поступать с ближними, а вести родителям себя так, как они хотели, чтобы вел себя ребенок. Воспитание возможно только личным примером, ибо тогда оно не будет нести в себе ложь. Видя, как поступают родители, будет поступать и ребенок. Это заложено в нем на генетическом уровне, как пример обучающая охота  волчицы закладывается, как рефлекс в инстинкт волчонка. Он просто видит, как делает мама и повторяет за ней тоже самое. Не поняв этой прописной истины, нельзя воспитать ребенка таковым, каковым родители хотят его видеть. Здесь наступает момент истины: что или кого хотят видеть родители в своем чаде? Как правило, они считают, что ребенок должен стать тем, кем они хотят, чтобы он стал, без учета его личного представления о будущем. Это обусловлено либо не сбывшимися мечтами мам и пап, как например стать выдающимся хоккеистом, музыкантом, писателем, бизнесменом и т.д. и т.п., либо стремлением внушить чаду те ценности, которые они сами исповедуют. А здесь спектр самый обширный: от передачи священства по наследству до занятия места бандитского авторитета. И в том, и в другом случае – это попытка родителей реализовать в детях свои не состоявшиеся мечты. Понято, что это путь в никуда, ведущий к уничтожению семьи и ее истинных ценностей. Люди не знают или забывают, что в каждом ребенке, как Богом данном творении, заложены свои устремления, свой путь развития и свои представления о мире и жизни. В раннем возрасте они находятся в глубоко латентном состоянии, и по мере возрастания раскрываются в ту или иную сторону. Если поведение родителей в семье являет собой малую церковь, то лучшее в ребенке расцветает и направляет его на верный путь вне зависимости от будущей профессиональной деятельности. Если семья – пример лжи всех, во всем и для всех, то лучшее в нем умирает, а худшее начинает бурно произрастать.  Однако, название нашей статьи призвано раскрыть тему воспитания не детей, а родителей. Как это происходит в жизни? Тут уже вступает в действие Промысел Божий, ибо каждый человек, включая грудного младенца, является инструментом в руках Господа. Например, для вразумления недостойных родителей, Бог посылает болезнь ребенку, а в некоторых случаях и смерть. Это самое сильное вразумление, поскольку в его основе лежит материнская привязанность и отцовская забота. С целью воспитания родителей Бог ставит ребенка в такие условия, которые очень болезненно переживаются родителями. В обоих случаях Творцом преследуется одна цель – воспитание родителей, ради блага и спасения их душ. Одни, вразумленные горем, задумываются о причинах происшедшего и исправляются, а другие – впадают в отчаяние, неся непомерную скорбь. В Книге пророка Екклесиаста сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл.2:7). Скорби и искушения – необходимые условия спасения по слову Христа: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Скорбь – необходимый пластырь, врачующий болезнь души. И если родители не понимают иного, то Бог врачует их таким образом. Вот почему, дети воспитывают нас, если, конечно, они нам не безразличны. В противном случае, в семье растет тот, кто пожрет своих близких.