РЛА. Золотое Кольцо 2020 - Глава XVII

Ильин Иван Викторович
Если Вы, дорогие читатели, думали, что я остановлюсь, то вы ошибались. Путешествие на Байкал только укрепило меня в любви к походам, дорогам и нашей удивительной стране. Появились планы побывать на Алтае, в Хакасии, на Дальнем Востоке и в Якутии, на Северном Кавказе и снова увидеть балтийский берег в Калининградской области. К сожалению, человек предполагает — судьба располагает. Следующие после Байкала четыре года я путешествовал исключительно между Санкт-Петербургом и Псковом, а также провел полгода в Минске. Однако, идеи о приключениях меня не оставляли никогда.
В 2018-ом году я познакомился со своей будущей супругой и, что немаловажно, она совершенно разделяла мою страсть к спонтанным перемещениям в пространстве с неясными целями. Просто ехать, просто смотреть, просто останавливаться там, где захочется. Потом была пандемия и даже вынужденное заточение в деревне, но все когда-нибудь кончается, и мы всегда надеемся, что не кончается только хорошее. В 2020-ом, когда пандемия только-только начала отступать, мы совместными усилиями приобрели настоящий семейный автомобиль. Этим же летом, там же, в деревне, тихим летним вечером родилась идея совершить длительный вояж по одной из туристических жемчужин России — по Золотому Кольцу. И примерно через месяц эта идея уже была реализована.
Ранним утром я, моя любимая жена и два брата-акробата одиннадцати и двенадцати лет выехали из Гатчины, где мы тогда проживали, и двинулись в Санкт-Петербург, чтобы забрать последнего по счету, но не по значению члена нашего экипажа — мою сестренку, которая за весь период подготовки трижды отказывалась, восемь раз сомневалась, пару раз боялась, но все же собралась и поехала с нами. Строго говоря, если бы она не вышла тем утром из дома со своим нехитрым скарбом и очень хитрым чаем, то и мы никуда бы не поехали.
Маршрут разрабатывал я сам. Я занимался этим еще в детстве, люблю и умею это делать. Помнится, первое путешествие, маршрут которого был спланирован мной, свершилось еще в далеком 1989-ом году. Тогда я, мой младший брат и родители на «ИЖ Комби» объехали вокруг Псковского и Чудского озера. Это так нам понравилось, что на следующий год мы в таком же составе летом съездили из Пскова до водопада Кивач в Карелии, а еще через год оказались как раз на Золотом Кольце. С тех пор я побывал здесь еще четыре раза, а теперь второй раз ехал будучи самостоятельным водителем на собственной машине.
Нашей первой остановкой стало милое придорожное кафе в Иссаде, там, где наш путь уходил с Мурманского шоссе на юг, в сторону Тихвина. Когда я ходил этой дорогой автостопом, то практически всегда одна машина довозила меня до Иссада, далее я пешком шел до этого кафе, отдыхал здесь среди резных деревянных фигур и уже отсюда начиналось, собственно, путешествие. Так поступили и мы. Остановились, позавтракали тем, что было взято с собой. Проанализировали взято и забытое. Убедились в том, что ничего важного мы дома не оставили и что все члены культурной экспедиции полны решимости совершить этот удивительный вояж.
Тихвин не является частью Золотого Кольца, но не посетить в первый день путешествия Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь было невозможно. Это один из немногих монастырей, который пережил практически все невзгоды с момента своего основания в 1560-ом году. Главная ценность монастыря — Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии — прошла даже через страшные времена Великой Отечественной Войны, когда монастырь пострадал больше всего. Фашисты, отступая, перевезли икону во Псков, затем она попала в Ригу, оттуда в американскую зону оккупации в Германии и, наконец, в Чикаго. Возвращение иконы было возможно, по завещанию владыки Иоанна, лишь при полном восстановлении Тихвинской обители. Только в 1995-ом году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и начались работы по его восстановлению. В начале XXI-го века чудотворная икона вернулась домой, а восстановление монастыря ускорилось. Сейчас этот монастырь является одним из самых красивых на Северо-Западе России.
Мы знали, что в первый день путешествия у нас из подобных достопримечательных мест только Тихвин и потому никуда не торопились. Мы несколько часов гуляли по территории, побывали на службе, пообедали в трапезной, и вообще всеми силами настраивались на предстоящее приключение, которое, к слову, затянулось на две недели. Вообще, передавать текстом ту красоту и те ощущения, что мы испытывали при посещении многочисленных монастырей, храмов, просто незабываемых красивых мест, крайне сложно. Даже разговорчивые, а иногда и откровенно болтливые мои сыновья порой завороженно молчали, глядя на купола церквей, на города с высоты колоколен, на красоту, созданную самой природой. Это совершенно неповторимые впечатления, которые не только остаются с тобой на всю жизнь, но и воспитывают тебя в любви к своей истории, своей стране, своему народу. С того лета прошло уже три года, а мы все помним почти каждый момент, отраженный на многочисленных фотографиях того путешествия.
Первую ночь мы планировали провести на берегу реки Суды в Вологодской области. Пожалуй, это было самое сырое место, что нам выпадало, но все это исключительно по причине моего недостаточного опыта при определении места ночлега — я не учел, что река Суда в том месте, где мы ее пересекали по трассе имеет достаточно низкие берега, но нас это не остановило. Мы все-таки выбрали место, смогли заехать на самый берег на машине и разбили нашу четырехместную палатку у самой воды, над которой начинал собираться красивый туман.
В палатке ночевали я с супругой с одной стороны и наши пацаны с другой. Сестра у нас «жила» в таких случаях в машине — когда мы разбивали лагерь, то багажная часть освобождалась, я клал спинку заднего сиденья и в этом «номере» прекрасно помещался один человек. Наша первая ночь была достаточно прохладной, и утром мы во многом по этой причине вскочили очень бодро. Первым же приключением в этот день стал выезд с берега. Посадка у “Chevrolet Orlando” достаточно низкая, а в связи с тем, что ночь была сырая и росистая, то место, где я уверенно въехал вечером «по сухому», стало серьезным препятствием для утреннего выезда. Но нас было пятеро. Упаковав лагерь в багажник и, тем самым, утяжелив заднюю часть я с разгона попытался преодолеть раскисшую низину, а мой верный экипаж изо всех сил помогал руками — мы справились. Больше мы в подобные места не совались, чем сберегли массу времени и сил. Впереди нас ждали Вологда и Ярославль.