Уссурийск любимый город юности моей

Горбунов Юрий Иванович
Уссурийск — любимый город юности моей

(Из моих воспоминаний Том 1 О нашей Советской Родине. Дальний восток).
 
В самом конце декабря 1948 года наша семья вернулась из Северной Кореи на родину. Отца, старшего лейтенанта, направили на службу в село Барабаш. В местной школе я учился в третьем и четвертом классах. Через пару лет папу направили на службу в штаб округа в Хабаровск. Квартиру папе дали в доме на Казачьей горке. Я учился в мужской школе — в шестом и седьмом классах.

Зимой 1953 года отца теперь уже в чине майора, перевели служить в город Уссурийск Приморского края. После красавца Хабаровска на Амуре город Уссурийск показался нам тихим, уютным, провинциальным городком. В нем не было ни широких величавых проспектов, ни шикарных по тем временам магазинов. Не было широкого Амура. Все просто и по-деревенски!

В Уссурийске отец служил на Ремонтном бронетанковом ремонтном заводе, расположенном на горе в пригороде, прозванным горожанами «Сахарушкой». Мы жили в этом пригороде. Его отделяла от города широкая долина с одиноким мостом перекинутом через реку Суйфун. Он стоял ближе к улицы Агеевой. Широкая долина с рекой не застраивалась из-за частых наводнений, когда мирная и спокойная речушка в начале осени вдруг взрывалась бурными потоками наводнения и река превращала полгорода в дальневосточную Венецию.

Такого мощного наводнения, которое обрушилось на Уссурийск в августе 2023 года, старожилы не помнили. Они рассказывали, что после Великой Отечественной войны в 1946 году было крупное наводнение. Оно совпало с голодом, случившимся после необыкновенно холодной зимы.

Мы за годы жизни в этом городе несколько наводнений видели сами. Но чтобы оно продолжалось так долго, покрыв огромный район города грязным озером почти 11-метровой толщины, никто из горожан и представить не мог. Поэтому застраивался город в последние десятилетия вблизи реки так быстро.

Такого уютного пляжа на Солдатском озере никогда не было в городе. Помню наших старых друзей родителей - офицерскую семью. Оне получила одноэтажный дом, построенный на краю речной долины рядом с известным в России суворовским училищем.

***

Уссурийск, второй по величине город в Приморском крае расположен в котловине между сопками на Приханкайской равнине в 112 км от Владивостока. Основан славянами в 1866 году. Они назвали село Никольским в честь св. Юлю Николая Чудотворца. В 1898 г. село было преобразовано в город Никольск-Уссурийский. В 1935 году он был переименован в Ворошилов в честь советского военачальника К.Е. Ворошилова. В 1957 году ему вернули старое имя "Уссурийск", и я помню, что мы писали на конвертах с письмами его название "Ворошилов-Уссурийск".

Это был крупный железнодорожный узел на железнодорожной магистрали. В нем работали локомотиворемонтный, авторемонтный, бронетанковый ремонтный, сахарный, молочный, ликероводочный заводы.

В 50-х годах в городе проживало около 100 тыс. жителей.
Добрая его половина мужчин носила военную форму. Это был второй город после Владивостока по численности населения, количеству промышленных предприятий и культурных учреждений.

В нем работали драматический театр, несколько кинотеатров, заводских клубов и библиотек, танцплощадок, цирк, Дом офицеров с большой библиотекой и стадионом. Издавалась газета "Коммунар". Вещало по несколько часов в день местное радио.

Уссурийск славился тенистой улицей Некрасова, широким и коротким проспектом с клумбами цветов, ведущим к Дому офицеров, помпезному зданию с белыми высокими колонами и широкими окнами, окруженному большим парком и самым большим в городе стадионом с трибунами. Широкую площадь перед ним украшали клумбы с цветами, солидный железный решетчатый забор с портретами членов политбюро ЦК КПСС.

«Сахарушка»


В Уссурийске отец служил на Ремонтном бронетанковом ремонтном заводе, расположенным в пригороде, прозванным горожанами «Сахарушкой». Этот завод был построен до войны.
Мы жили в этом пригороде.

Сахарный завод снабжал сахаром весь Дальний Восток. Осенью его территорию заваливали горами сахарной свеклы, и он работал в три смены. Неподалеку от него стояли небольшие заводики: рыбзавод, мясокомбинат, кирпичный завод.
В пригороде обитал рабочий люд, выживший в войну, перебивающийся хлебом, корюшкой (мелкой рыбешкой), которую покупал по дешевке в ларьке при рыбзаводе, а также картошкой и капустой с собственного огорода.

У рабочих и офицеров ремонтного завода были свои огородики на горе за автотрассой на Владивосток. Летом мама брала меня нередко на прополку картошки и капусты. Собранной картошки хватало нам на всю зиму. Кроме того, по примеру соседей мама солила целую кадушку капусты. Зимой почти каждый день я выбегал к сараю, открывал висячий замок, откалывал, кусок соленой капусты и приносил его на обед. Льдинки хрустели на зубах. Вкусная была капуста!

***

Местная средняя школа на Сахарушке не блистала ни медалистами, ни дисциплиной. Безотцовщина и нищета не способствуют интеллектуальному развитию детей ни при социализме, ни при капитализме. Выпускники редко поступали в техникумы, вузы, военные училища.

Нас, пятерых старшеклассников, детей офицеров-управленцев заводской автобус возил в школу № 6, одну из лучших в городе. Лучших школ в городе было две: наша и 11-я. Лучшими — потому, что в ней работали учителями не только местные жительницы, но и жены офицеров, успевшие закончить университеты и пединституты в европейской части СССР, в то время, когда мужья заканчивали военные училища. Они носили красивые заграничные наряды, отличались хорошими манерами, казались местным жителям аристократками.

За хорошую учебу в седьмом классе я получил подарок – трехтомник произведений одного из основоположников советской научно-фантастической литературы А.Р. Беляева (1884-1942). Несколько раз я прочитал каждый его роман. Александра Грина я тогда еще не читал и ничего не знал о нем. Позже я с таким же удовольствием читал романы русского советского писателя-фантаста, философа-космиста и мыслителя И.А. Ефремова (1908-1972).

Диссидентские романы братьев Стругацких я не любил. Писали они неряшливо. Прочитав один из их романов в начале 60-х, я, будучи студентом, написал маленькую заметку "Будут ли так говорить люди будущего?" и отправил ее в журнал "Звезда". Ее напечатали (1961.- № 8, С. 221). Разве можно их романы сравнить с романами А. Грина, И. Ефремова и А. Беляева? Никогда!

В школах, в которых я учился, мне редко везло на преподавателей литературы. Уроки скучные – для оценки. Привык самостоятельно искать хорошие книги в библиотеках.

А вот экономическую географию зарубежных стран я полюбил. Помню учительницу, преподававшую ее в девятом классе. Она любила свой предмет. Полюбили его и мы. Она приносила на каждый урок вырезки из журналов и показывала нам, как выглядят города разных стран мира. Я сидел на ее уроках, затаив дыхание, и мечтал о путешествиях по планете. Представлял себя, идущим по улицам европейских городов.

Она всегда говорила о чужих народах с восхищением и любовью. После увлечения английским языком и изучения Конституции СССР экономическая география зарубежных стран и особенно страноведение стали еще одним моим страстным увлечением на всю жизнь.

Мечты мои сбылись…

(Как? Можно почитать в пяти томах моих воспоминаний)