Григорьев А. Д. Книга. Глава IV. Выводы

Вера Третьякова
А.Д. Григорьев. Устройство и заселение московского тракта в Сибири с точки зрения изучения русских говоров (продолжение 19)

IV.

ВЫВОДЫ.

— 82 —

     Предыдущее ознакомление с проведением и заселением московского тракта в Сибири, зтого громадного и трудного по тому времени предприятия, приводит нас к нескольким выводам, важным дли изучения истории образования русских говоров в Сибири.
 
     1. Московский тракт в Сибири через города Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Чаус (Колывань), Томск, Мариинск (Кийское село), Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск до Кяхты и Нерчинск до Нерчинска Заводского возник после распоряжения Сената в апреле 1733 года устроить ординарную почту от Москвы до Тобольска и по разным трактам Сибири до Нерчинска (4 стр.).
К 1735 году он был уже готов и им пользовались не только почта, но и путешествовавшие по казенной и учёной надобности, (напр., Гмелин). В это время он был уже вымерен, в большей части снабжен верстовыми
 

— 83 —

столбами и обеспечен лошадьми русского или инородческого населения, но в некоторых, сравнительно немногих, местах оставался еще верховой дорогой (65).
 
     2. Он составился из наметившихся значительно ранее сухопутных дорог между южными городами тогдашней Сибири, проходивших вдоль прежней или новой южной границы Сибири. Самой древней составной его частью является участок от Тюмени до Тобольска, обеспеченный русскими ямщиками уже с 1601 года (7).
Правильное конное сообщение по остальным частям московского тракта открылось через сто лет с лишком. Именно Кунгурско-Екатеринбургско-Тюменский участок к 1753—4 году был вымерен и обеспечивался лошадьми татарских селений и немногочисленных солдатских постов, в 1754 году получил первые почтовые станции и только в 1763 году был открыт для всеобщего пользования (6).
Тобольско-Тарский участок стал более проездным в начале 18-го века, по основании Зудиловского форпоста, в 1741 году имел несколько почтовых станций, число коих в 1744 и 1745 годах было доведено до двадцати (10 и 9).
Тарско-Томский участок тракта стал более проездным по основании в 1722 роду в Барабе Усть-Тартасского, Каинского и Убинского (Каргатского) укреплений, к 1741 году был снабжен верстовыми столбами и доступен для проезда в повозках (17, 18).
Прямая колесная „летняя“ дорога между Томском и Красноярском возникла между 1726 и 1735 годами, а в 1760 году была проведена в своей средней части севернее прежнего, через Ачинск (35, 37).
Красноярско-Иркутская летняя дорога была измерена в 1726 году, к 1735 году была снабжена верстовыми столбами, но оставалась только летней дорогой, в 1740 году получила почтовые станции в своей западной части, а к 1768 году, уже „изрядныя“ почтовые станции (46. 47, 48, 40).
Иркутско-Верхнеудинская  и Верхнеудинско-Нерчинская сухопутные дороги возникли после закрепления к 1690 году нижнего и среднего течения р. Селенги и к 1735 году были снабжены верстовыми столбами и обеспечивались зимовьями, редкими станциями и лошадьми (61, 63).
Верхнеудинско-Кяхтинская дорога возникла между 1727 и 1735 годами (62-63), дорога от Нерчинска до Нерчинска Заводского к 1735 году была уже вымерена, но оставалась летней верховой дорогой (65).

     3. В Западной Сибири участок тракта от Готопутовского до Вознесенской через Тюкалу в обход Тары возник в 1763 году (28-29), а участок Тюмень-Еланское, прошедший через Омск, в 1825 году (30); в Восточной Сибири Кругобайкальский (Кругоморский) участок тракта через хребет Хамар-Дабан был закончен в 1805 году (73), а часть его от Култука до Снежной была переведена на южный берег Байкала и открыта для сообщения в 1850 году (74).

     4. Окончательное устройство и заселение русскими московского тракта по южной окраине тогдашней Сибири на пространстве от Екатеринбурга до Кяхты и Нерчинска было произведено приблизительно одновременно, в начале царствования Екатерины Второй; оно началось, по-видимому, с 1763 года, когда губернатором Сибири стал Чичерин, ревностный исполнитель этого важного дела 1); ко времени проезда по Сибири Фалька и Палласа (с 1771 года) московский тракт в главном был готов.

     5. На протяжении от Кунгура через Екатеринбург приблизительно до р. Ишима московский тракт заселялся преимущественно (если не исключительно) уроженцами северных великорусских губерний (Пермской, Вятской, Вологодской, Архангельской и других) (10—11, 30—31, 74).
 
     6. На протяжении приблизительно от реки Ишима (западнее Тары и Тюкалы) до Кяхты и Нерчинска он заселялся главным образом одними и теми же элементами:
1. сибиряками (ямщиками и крестьянами), переводимыми на тракт из более северных частей нынешних Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерний,
2. ссыльными из разных частей Европейской России,
3. помещичьими крестьянами, ссылаемыми сюда вместе с семьями в зачет рекрутов, и
4. отчасти бывшими солдатами.
Иными словами, он здесь заселялся не только северновеликорусами, но также средневеликорусами и южновеликорусами. Последующие волны переселенцев, насколько нам известно в настоящее время, приносили сюда людей, как из северных, что бывало реже, так и из средних и южных губерний Великороссии,

__________________
1) По Андриевичу (Исторический очерк Сибири. Т. V, Екатерининский период. Красноярск, 1889. Стр. 129-130, заселение тракта крестьянами от Тюмени на Омск, Каинск, Тюмень и Томск началось по представлению губернатора Соймонова (1757—1762), по почину которого разведан (?) тракт от Ачинска на Красноярск, Удинск, Тулун к Иркутску.


— 84 —

 что бывало чаще (12, 14—16 , 17, 18, 20—21, 22, 23—28, 28—29, 32—33, 38—39,  40—42, 43—44, 50—51, 52 -54, 54—59, 63, 66, 73—74).
 
     7. Население московского тракта благодаря своим главным занятиям (ямской гоньбе, товарному извозу и дворничеству) находилось на значительном протяжении тракта в тесном общении (74—80, 80—81).

     8. Всегдашнее общение со своими соседями по деревне и с жителями соседних, а часто и отдаленных деревень вело к слиянию разнородных по своему происхождению жителей тракта в особый новый тип, а также к выработке однообразного говора в пределах каждой деревни и к подравнению говоров отдельных деревень, что должно было привести после процесса, продолжавшегося более 150 лет, к образованию в главных чертах однородного говора или однородных говоров на тех участках московского тракта, на которых нам удалось проследить одни и те же составные элементы населения, т. е. от Кунгура приблизительно до р. Ишима и от р. Ишима до Кяхты и Нерчинска (74, 82).

     9. Так как в состав первоначального населения московского тракта вошли на западе до р. Ишима преимущественно северновеликорусы, а на восток от Ишима как жители северных окающих губерний и северных частей сибирских губерний, так и жители средних и южных губерний тогдашней Европейской России, т. е. главным образом Великороссии, то образовавшийся на тракте однообразный говор должен принадлежать на запад от р. Ишима к северновеликорусским говорам, а на восток от р. Ишима к переходным средневеликорусским говорам (24, 33, 38, 39, 44, 61, 53, 56, 57, 58—59, 63, 66, 74).

     10. В виду того, что внетрактовое население по своим интересам и занятиям было в значительной части связано с трактовым населением, говор последнего должен был оказывать известное влияние на говоры внетрактового населения (82).


Далее в книге на стр. 84 расположена аннотация на немецком языке:

A. D. Grigoriev.
Geschichte der Entstehung und Besiedelung der ,,moskauer Strasse" (mos kovskij trakt) in Sibirien und ihre Bedeutung fur die Erforschung der russischen Mundarten Sibiriens.

(Текст аннотации приводить здесь не буду, поскольку немецким не владею - В.Т.)

В начало: http://proza.ru/2023/04/03/1418