Римские каникулы. Глава вторая

Александр Никишин
     Ольга Никишина

     Римские каникулы.
     Глава вторая

     – Хочешь покажу тебе одно чудесное местечко? Обожаю бывать там, – бросила Франческа через плечо, когда скуттер остановился под светофором.
     - Давай! - сказал Марко и Франческа лихо газанула под указатель Понта Паццини, обойдя длинный хвост машин и буквально пролетев через мост на другой берег. На улице с красивым названием Виа Джулия Франческа затормозила.
               
     – Палаццо Фалконьери, – кивнула она в сторону величественного здания.
               
     Марко бросил взгляд на помпезные парадные двери дворца, закрытые, судя по всему, наглухо.

     – Впечатляет. Отдаю должное твоему вкусу, но вряд ли нас туда впустят.
               
     – А нам туда и не нужно, – ответила Франческа, снимая шлем. – Мы тут просто припарковались.

     "Чудесное местечко" находилось в торце следующей улочки. Там, за каменной аркой виднелась строгого вида церквушка белого цвета. И что тут особенного, что она нашла в этом месте? - думал Марко, когда Францческа подвела его ближе к строению. Ну да, сахарный такой домик, девчонкам нравятся миленькие домики-тортики. Стоило ехать через пол- города, что бы увидеть такое, думал он разочарованно. Франческа,  ничего не сказала, и только хмыкнула, глядя на то,как он недовольно наморщил свой нос.
               
     Однако, по мере приближения к церкви с ней стали происходить необычные,странные вещи: очертания каменных ангелов на фасаде исказились до неузнаваемости. Кудрявая головка милого малыша, вдруг оказалась черепом с недоброй улыбкой щербатого рта, а то что издалека можно было принять за крылышки, оказалось колючими листьями куста оканта.
 Странное это зрелище производило гнетущее, надо сказать,впечатление. 
             
     Минуту назад Марко казалось, что это, возможно всего лишь, оптический обман, что от летнего зноя и яркого света его подводит зрение. Но реальность предстала со всей очевидностью - да, черепа!
     – "Санта Мария дель оррационе э морте", – сказала Франческа, серьезно понизив голос и объяснила со знанием дела, не дожидаясь вопроса - "Храм святой Марии Заупокойной молитвы". 

     Веселенькое местечко, ничего не скажешь! Стараясь выглядеть беспечно, Марко задрал голову и, посвистывая, стал разглядывать странные каменные изображения на фасаде. На мраморной плите возле входа мрачный скелет с крыльями держал своими костяшками вывеску с надписью по-латыни.
               
     – «Сегодня я, завтра ты», – перевела Франческа заговорщическим тоном.
     - Ну, спасибочки…
 
     Под костяшками ног скелета размещалась потемневшая от времени медная плашка с прорезью, надпись над нею гласила- «Милостыня на вечную лампаду на кладбище». Там же у входа, на соседней плите, Марко увидел рисунок еще одного скелета,- тот верхом восседал на крышке раскрытого гроба, держа над покойным большие песочные часы. Покойный в гробу был молодым и, почему-то… совершенно раздетым, брр!

               
      Марко все это казалось не то что бы странным,- скорей жутковатым. Надпись на этой картинке гласила: «Милостыня усопшим беднякам, найденным в полях».
    - Не слишком ли  много про смерть?
    Франческа опять пояснила:
    -Эта церковь,  когда-то принадлежала братству «святой Марии Заупокойной молитвы», так назывался тот орден, монахи которого, выполняя обет, хоронили простых бедолаг, неимущих людей, умерших во время чумы.
               
     Она кивнула на входную дверь и приоткрыв ее,  скользнула тихонько внутрь.  Марко  шагнул  за ней следом, но без особого энтузиазма ,зная ее,- он предполагал в уме самое разное. Однако  внутри оказалось на удивление просто, светло и даже умиротворенно. В церкви было безлюдно, сквозь овальные окна ровно струился рассеянный  солнечный свет. Ни службы, ни прихожан, лишь одинокий служка стоя у алтаря, молча уткнулся в молитвенник.

     Ступая на цыпочках,  как можно тише,  Франческа направилась к двери, ведущей в конец коридора, туда где ступени уходили вниз по загадочной лестнице. Спустившись, они оказались в просторном, подземном церковном пределе с цветным витражом над скромным простым алтарем. Франческа, со знанием дела остановилась у чаши в стене для омовения рук. Она обмакнула в неё кончики пальцев, так словно это обычное дело и не спеша осенила себя крестным знамением.
               
     Марко хотел сделать так же, но отшатнулся, здесь же, над мраморной чашей, склонясь к нему со стены, таращился весело из полумрака скелет. Казалось, он так и подмигивал Марко пустыми глазницами черепа и дружелюбно приветствовал гостя костлявой рукой.
                - Не бойся, он сделан из мрамора.
     – Фу, напугал! Слушай, он как настоящий…
               
     У Марко над головой, мерцали ажурные белые люстры, кто этот мастер и что за умелец проделал такую работу?
               
     – Круто! – не выдержал Марко, разглядывая витиеватый орнамент . Франческа взглянула на Марко с усмешкой и  подозрительно хмыкнула. И что не так? Что на сей раз ее насмешило? Он пригляделся получше и с ужасом понял, что все эти люстры искусно  собрали из черепов, позвонков и костей, - побольше, поменьше и крошечных косточек , вроде  мизинцев. Вся эта роскошь мирно парила под сводами храма.
               
       - Гадость какая! - поморщился Марко, его передернуло, и стало не по себе. Куда привезла его эта безбашенная девчонка? Ей все это было по нраву, ей все нипочем и ничего не пугало. Он устыдил своих мыслей, - она  не боится, а я что, хуже девчонки?  Чего тут бояться, тут светло,  всегда можно взять и уйти. Ну, черепа, подумаешь, эти люди давно ведь умерли, бог его знает когда - столетия назад, ну скелеты и, что тут такого? Чтобы отвлечься от этих нерадостных мыслей, он огляделся по сторонам, - свет от цветного стекла витража преломлялся и падал  образовывая причудливый цветной ковер. Марко залюбовался игрой солнечных лучей и вдруг обнаружил к своему ужасу, что и алтарь, и все вокруг него было заполнено скелетами! К алтарю примыкала хранилище, и в нем на открытых стеллажах покоились черепа с какими-то пометками.
               
       Приглядевшись, он прочел у одного: «Гвидо Чезаре. Брат наш упокоился… ноября… года». Да что же это такое! Как будто кто-то разрыл кладбище и натащил сюда останков людей! Ему было неприятно на это смотреть и захотелось вылететь из храма пулей!                   

      - Это все монахи общества, – прошептала Франческа, видя его смятение и, кажется, она посмеивалась над ним.
       - Это те, кто хоронили бедных,  съязвил Марко, - а сами предпочитали, чтобы их оставили вот так - на виду?
               
      - Ну да, - подтвердила Франческа, - именно так.
      - Ужас какой-то, – вскрикнул Марко. – Но это же кощунство!      
      Франческая пожала плечами: вовсе нет. Монахи, пояснила она, даже гордились тем, что их скелетами и черепами украсят крипту. Такие места называются костехранилищами. Быть захороненными здесь считалось очень почетно, ведь это же церковь! В Риме много таких мест, не зря его называют Рома – вечный город. И это правда, ведь в Риме прошлое и настоящее существует одновременно.
        - А тебе страшно, что ли?
        Она глянула на Марко своими испытывающе-насмешливым взглядом, и он конечно же, ответил так, как на его месте ответил бы любой мальчишка его возраста - вот еще! Ничего страшного в этом нет. Ну, кости, ну, черепа, подумаешь!
        - Вот и хорошо, а то я решила, что ты испугался! У меня есть одна давнишняя задумка…
       По ее губам скользнула озорная улыбка, почему-то насторожившая Марко - что еще она придумала!
       - Знаешь, о чем я мечтаю?
       Представляю, подумал Марко. Не иначе слетать на Марс или опуститься в Марианскую впадину на дно океана!
      - Я мечтаю провести всю ночь в Колизее!
      - Зачем? - изумился Марко.
      - Как это зачем?! Во-первых, романтично. Встретить закат среди развалин, которым тысячи лет и которые видели императоров Рима.. Но главное, не это... Как тебе это объяснить? Вот мы куда-то несемся, бежим, не оглядываясь. А ведь это то место, где время остановилось. Это же удивительно - побывать там, где остановилось время! А ты разве не хочешь?
      Чушь какая-то, подумал Марко, он был совершенно сбит с толку. Остановилось время! Дурацкая мечта, но точно - в стиле Франьки! Лишь бы сделать так, как никто до нее, чтобы все рты рот разинули! 
      Но Франческа ждала ответа и ему пришлось искать слова.            
      - И как ты себе это представляешь? Там ведь охрана, а на ночь Колизей запирают на крепкие замки.
      - Ну, способов, предположим, много, - Франческа обрадовалась, она почему-то решила, что он готов идти с ней вместе и восхищаться тем, что в Колизее остановилось время! Глупость какая-то! Вот же взбалмошная девчонка, придумщица! - Туда можно проникнуть через подземный ход.
      О, да, конечно же, через подземный ход, как он сразу не догадался! Я так и знал, что насмотрелась дурацких фильмов, как злоумышленники делают подкоп под банки и уносят мешки с деньгами!
      - А ход ты сама будешь рыть? Или тебе помочь?            
      - Ты зря иронизируешь! Я не случайно привела тебя сюда. Есть легенда, что такой подземный ход в Колизей как раз идет из этой церкви!   
      Вот оно что! Марко даже обрадовался. Теперь ему стало понятно, зачем она притащила его в это диковатое место, файлы сошлись! Она решила проверить его!
      - Что ты улыбаешься? Ты готов составить мне компанию? Где-то здесь должна быть потайная дверь.
      Но она не шутит, всполошился Марко. Кажется, мы далеко зашли, надо возвращаться назад! И он попытался вернуть эту Франьку-фантазерку на землю.
      - Ну, ясное дело, осталось только найти эту дверь, а заодно и ключ от нее.               
      Франческа перешла на шепот.
      - Зря ехидничаешь! Говорят, тут есть монах который знает, где эта дверь и где от нее ключи! Надо найти этого монаха!
       Ну нет, я пас, - хотел сказать Марко, но что-то его удержало. Кажется, он побоялся, что девчонка поднимет его на смех - э-з, скажет, Марко, ды ты, оказывается, трус! Он сделал еще одну слабую попытку побороться.
      - Слушай, охотница за приключениями, а нет способа попроще? Чтобы без свидетелей, без разных монахов?
      – Есть и попроще. Но рискованный.
      – Давай рискованный.
      - Да просто тупо купить билет в Колизей.
      – Ха! так это де другое дело…
      – Остаться там, спрятаться и дождаться, когда все уйдут. Вся охрана… Ну да, охрана – не так романтично, как первый способ, но зато более реальный.
      – А в чем риск?
      – Риск все-таки нарваться на охрану, вечерний обход, потом сигнализация, и все такое…
      – Но от охраны ведь можно улизнуть.
      У Франчески от этих слов загорелись глаза. Кажется, она нашла единомышленника!   
      – Я тоже об этом думала, но мне сказали, что там есть такой охранник, ну, просто зверь… У него даже мышь не проскочит. В его смену лучше не соваться. У него имя такое странное - Диоген или прозвище.
       Как у философа, подумал Марко.               
 
       Насчет улизнуть от охраны, Марко, конечно же, иронизировал, но Франческа иронии не понимала, глаза ее разгорелись каким-то странным огнем, она явно жаждала приключений и не собиралась униматься в своих фантазиях и Марко, если честно, это стало раздражать!
      - Ладно, фантазерка, поехали домой, - заторопился Марко, чувствуя, что дело зашло далеко. - А то у меня среди этих костей скоро икота начнется.
      - Как домой, с какого привета? - выпалила Фраческа. - Ты же сказал, что пойдешь со мной в Колизей!
      - Я сказал? - изумился Марко. - Когда?
      - Ну не я же? Быстро ты отказываешься от своих слов, Марко-обещалкин! Страшно тебе, боишься? Так и скажи!
      - Ничего я тебе не обещал!
      - Все с вами понятно, синьор Марко! - махнула на него рукой Франческа. - Только время потратила, зря я сюда ехала! Голову мне заморочил. Грустно признавать свои ошибки, но я должна признать, что я в вас ошиблась!
      И двинулась к выходу, состроив презрительную гримасу.
      Сказано было с такой обидой, что Марко вынужден был смалодушничать, о чем потом долго будет жалеть - а разве я сказал, что я против, Франческа? Я просто искал вариант поинтереснее! Хороший проект, мне нравится, я очень хочу провести ночь в Колизее! Там, где остановилось время! Всю жизнь мечтал!
      Франческа так обрадовалась, что даже не услышала в его словах иронии и сарказма. Ур-ра, вскрикнула она и кинулась ему на шею!
      Вот я влип, - подумал Марко, не зная, что и думать.   
      У выхода из храма, рядом с ящиком для пожертвований были развешаны сувениры для паломников: четки, открытки с портретом Папы Римского, календарики и брелоки. Марко кинул монетку в ящик и выбрал брелок на память. На белой пластинке с  железным колечком был помещен крылатый скелет и надпись по-латыни "Сегодня я, завтра ты". 

      - На память об этом «уютном» местечке, - пояснил он Франческе, изображая героя, смело идущего на "дело", покручивая брелок на пальце. А ведь уже не дать задний ход, Франька обидится! Он с тоской окинул взглядом храм и вдруг ему на мгновение почудилось, что служка у алтаря ухмыльнулся, даже не отрываясь от своего молитвослова, словно он видел Марко насквозь.
               
      - Ф-фу, показалось, – решил Марко, с силой толкнул дверь на улицу и с облегчением вышел на свежий воздух...