Попытки самоанализа

Алекс Хантер
Человек часто нуждается в откровенности. Можно откровенничать со всеми подряд, тогда все остальные «все подряд», кого ты даже не знаешь, будут знать про тебя всё подряд. Можно откровенничать с профессиональным психоаналитиком. Это, конечно, облегчает душу, но ненамного уменьшает количество посвященных в твои секреты. Твой психоаналитик может рассказать про интересного пациента жене, любовнице, коллегам. Он может вывести тебя в академической статье или в докторской диссертации под чужим именем.  Но вся беда в том, что каждый город – это большая деревня. А если в академической статье ещё и указать профессиональную принадлежность пациента, то два и два не сложит только ленивый. А тут ещё и законом определены ситуации, в которых психоаналитик просто обязан честно и подробно отвечать на вопросы представителей этого закона и поверьте, таких ситуаций достаточно много. Вывод напрашивается сам собой: лучший психоаналитик для тебя – это ты сам, ибо по отношению к себе каждый из нас бескорыстен, правдив и неболтлив.
Теперь расскажу, как это работает в моём случае. Живу с постоянным «превышением скорости». Околострессовые ситуации возникают одна за другой. Это прямо как с трамваями: справа ещё видно отъезжающий трамвай, а слева уже показался подъезжающий трамвай. Бывает страшно непонятно. Бывает нехватка информации и времени для анализа. Тогда я поступаю просто. Я наедаюсь как хомячок осенью и ложусь на кровать.  Все лишние шумы я минимизирую, глаза закрываю, а руки засовываю под голову. И я начинаю моделировать ситуацию, которая меня беспокоит в данное время. Жёстких параметров только два. Всё должно происходить на природе и все действующие лица -  гномики. Но что я могу поделать, если с детства люблю классический мультфильм про «Белоснежку и семь гномов». Сначала я подбираю место действия. Это может быть солнечный пригорок, сумрачный овраг, берег реки…Место действия диктуется предполагаемым характером действия. Потом идут архитектурные изыски: ямки, кочки, домики, заборчики. Принцип выбора архитектуры тот же, что при выборе места действия. Теперь о самих гномиках. Их внешность должна соответствовать предполагаемым в них качествам. Чего я не добился выражением лица гномиков, того я добиваюсь внешним видом их одежды и прочей атрибутики. Всё. Мизансцена сформирована. Теперь я начинаю движение и речи всех персонажей почти одновременно. Идёт моделирование ситуации. Поскольку гномики – это просто гномики и, казалось бы, мною созданы и мною управляемы, то страха больше нет. Я могу оценивать всё спокойно и вдумчиво. Я вижу многое, что не увидел раньше, и понимаю многое, что не понимал раньше. Мне становится ясна скрытая мотивация одних гномиков и незримое участие других гномиков, которых я раньше просто не заметил. Ведь если мячик покатился, значит его кто-то толкнул или ударил. А если мячик изменил направление движения, значит его кто-то толкнул ещё раз или он столкнулся с незаметным препятствием. Вот так проясняется ситуация и становится понятно, чего ждать и как поступать. Такие вот детские игры в «Белоснежку и семь гномов».