Заколдованный круг

Мейхош Абдуллах
Автор Валентина Будникова.

 (по страницам прочитанной повести Мейхоша Абдуллаха «Любовные письма из сумасшедшего дома»)

 Метафорическое выражение  «заколдованный круг», что представлено заглавием данной публикации, объясняется как  круговорот  однообразных событий в жизни человека, невозможность изменить стереотипы мышления, как пределы, заданные судьбой или обществом.

 «Заколдованный круг» как метафора звучит  лейтмотивом в повести азербайджанского  писателя Мейхоша Абдуллаха  «Любовные письма из сумасшедшего дома»  (перевод   Л. Кадырзаде).
 Однако уже  само название, как видится,  не сулит читателю монотонности и  однообразия.   Тема так сложна и деликатна…

    Ассоциации со  сказкой о несчастных созданиях, с легендами, небылицами, в данном случае  про   богом забытое место, огороженное от внешнего мира высокой каменной стеной, где что-то «мистически-пугающее витает в воздухе».  Однако (как у Шекспира): «Отбросим все клише: «за человека страшно мне…»


Листаем, просматриваем, перечитываем всё «от корки до корки», с тем чтобы    погрузиться в бездну смысла...

В работе над произведением возник ряд  вопросов: о  смысле его названия, о проблематике, актуальности.

Композиционно повесть  делится на две части. Одна из них - небольшая (первая)  отражает  жизнедеятельность обитателей лечебницы при длительном  руководстве главврача-психиатра Регулия Дервоша.  Вторая часть значительна по объёму, хотя  в ней рассказано о деятельности молодого врача Юхаса Немета в течение сравнительно короткого промежутка времени.

Произведение, думается,  вполне реалистично. Об этом свидетельствуют достоверные факты (исторические, географические, временные), но при этом бытует так называемый образ потаённого «заколдованного круга»...

 Мы узнаём цифры, свидетельствующие о количестве пациентов (женщин), находящихся на лечении в  «Велласе», с указанием определённого количества людей из числа медперсонала и   прочих служб...  и перечисляется   масса других подробностей.

Жизнь в лечебнице идёт "по кругу", строго установленному  распорядку, выработанному за долгие годы.  Здесь царит жёсткая дисциплина. Все  свыклись, смирились, ко всему «душой прикипели».
 
Но теперь  ближе к тексту…

  Больного старика Регулия сменяет молодой врач-психиатр Юхас Немет.   Свои заветы старший коллега передаёт преемнику: напоминает о необходимости в работе выдержки, выносливости, силе привычки, способности к эмпатии.

И  Юхас не отходит от былых традиций.
 
По мнению  автора (беру материалы из «Откровенного разговора»), «сумасшествие - это понятие правдивости, с людьми подобное происходит не от недостатка, а, чаще всего, от избытка ума. Неоднократно слышим,  что кто-то настолько был знающим, что сошел с ума.  С такой проблемой часто сталкиваются люди слишком впечатлительные и слишком много думающие».
 
Вот и в  лечебнице «Веллас», одна из её пациенток Анга…   Сам врач- психиатр удивляется разумности её суждений. Юхасу письма от  Анги (речь о её любовных посланиях) иной раз не кажутся бреднями сумасшедшей. Её слова, по мнению врача, полны решимости и боли, к чему невозможно оставаться равнодушным. И здесь стоит говорить о сохранности интеллекта….

Автор не случайно в предыстории своей героини «проговаривает»  деталь:   «росла в детском приюте» (следовательно, помощи и поддержки близких людей у девушки не было).   При более благоприятном  стечении жизненных обстоятельств,  Анга, наверняка, не оказалась бы в клинике для   безнадёжно больных.


 Клиника с её обитателями - это особая семья со своими традициями, установками, режимом. Здесь кормят,  лечат, ведут тщательный догляд;  волнуются и переживают, убеждают и жалеют, подстраиваются  (при случае)  – всё, как бывает у людей. День за днём –  по кругу.

 За пределами подобных заведений,кстати сказать, у обычных людей, тоже бывает  "замкнутый круг".  Так трудно порой решиться  выйти за его пределы, где устраивает практически  всё:  стабильность, предсказуемость, цикличность;  прикипаешь к своему «насиженному» рабочему  месту, к сложной профессии  и  полностью отдаёшься  ей, понимая, что другого  уже ничего не будет.
 
 А жизнь в лечебнице, если присмотреться, не так уж и однообразна: здесь  свои привязанности, симпатии, страсти, любовь…

Любовь… она  такая разная… Вот преданная любовь  Регулия и безумная любовь старухи Сабо по отношению к своим «половинкам», давно ушедшим из жизни; автор говорит о   чувствах  Розы и Юхаса, которые не отличаются  взаимностью; о влечениях обитательниц  клиники к противоположному полу, пожалуй, стоит говорить совсем отдельно… А вот как сказать о чувствах  Анги к молодому врачу или, наоборот, подумаем, что значит эмоциональная привязанность Юхаса к той же Анге, пациентке клиники, которая своим уразумением, красотой, чувственностью смогла овладеть его сердцем…

 Но рядом с любовью…  боль, страдания, безумие - это заколдованный круг любви?
 
 «Моя любовь была безумием. То, что называют безумием, для меня единственный разумный способ любить», - слова французской писательницы Франсуазы Саган (как подтверждение выше сказанному)…   Да и мало ли писателей, поэтов, композиторов, художников называли эти чувства «безумием»…

  Вернёмся, однако, к вопросу, смысл которого исходит из самого названия повести:
А «любовь» и «сумасшествие» - это  одно ассоциативное поле?
Уверена, каждый читатель поразмыслит  по-своему… Каждый имеет  право на личное мнение.

И вот… письма, письма, письма… Их так много… Любовные письма Анги, адресованные Юхасу.  Откуда берутся такие нежные слова у влюбленной, перед которыми даже такой волевой мужчина, как Юхас, теплеет душой и  признаётся, что в Анге  есть что-то колдовское,  завораживающее;  слова в её письмах настолько проникновенны, что невозможно, по его же собственному мнению, освободиться  от их воздействия; это неземная  любовь…  Приведём  фрагмент одного из таких писем…

«Если ночью тебе станет тоскливо от мрака, и тебе захочется света, забери свет моих очей, ведь я без тебя всё равно не вижу ничего. Если станет зябко от одиночества, не бойся – возьми моё сердце, оно согреет тебя своим огнём. Если, устав от жизни в разлуке, тебе захочется радости и смеха, я прилечу к тебе на крыльях любви и птицей сяду на твоих губах…  Ангел мой, пожелай мне…»

« Судя по тому, что я знал и читал о любви,- скажет Э.Гофман,- это, собственно говоря, ряд психического недуга, который у человеческой природы выражается в особых припадках безумия; они принимают какое-нибудь существо совсем не за то, что оно есть на самом деле».
 
Мне показалось, что одно из писем Анги, адресованное возлюбленному, в своих упрёках как-то перекликается с  высказыванием немецкого писателя… Судите сами…

«…Я обречена на страдания потому, что забыла о гордости, бросила её под ноги тебе, человеку с каменным сердцем. Я полюбила человека, недостойного любви. Даря мне жизнь, ты убивал меня, а убивая, дарил жизнь.  Я останусь в твоей жизни недостижимой, а ты, встречая мою умирающую любовь, как весну жизни, проводишь её подобно уходящей осени…»
 
… Но разве только Анга писала подобное?

А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
К высокой степени безумства.
                ( Белла Ахмадулина)

 Любовь- это одно из самых мощных и загадочных чувств, которые может ощущать человек.  С одной стороны, она может быть иррациональной и необъяснимой,  может охватить сильнее, чем мы, люди, сами себя понимаем, и заставить нарушать все рациональные принципы. Способен ли на  это Юхас? (вопрос  риторический)
С другой стороны в  любви должно быть уважение к личности и свободе другого человека.
 
И всё-таки, это чувство трудно подчинить логике и рассудку. Любовь может возникнуть в самый неожиданный момент и противостоять всем причинам и аргументам.
Какова же истинная проблематика повести?
 
В чём её  актуальность?

Полагаю, что при всем многообразии затронутых проблем,  «Любовные письма из сумасшедшего дома»  М. Абдуллаха  -  это повесть  о любви…   О любви в высшем понимании этого слова, о любви возвышенной, божественной, возможно, далеко не всегда достижимой, существующей где-то  за пределами  реальности, за пределами нашего земного понимания.   Но в жизни всё держится именно на любви…
 
Даже здесь, казалось бы,  в богом забытой клинике, с приходом  необычной девушки  с её способностью любить, чувствовать, страдать,  «заколдованный круг»  как  круговорот  однообразных событий  несколько пошатнулся; и всё  в этом заведении  чуточку меняется, перераспределяется, словно бы наполняется свежей струёй воздуха.
  Лечебница, как будто впервые за долгие годы, испытывает потрясения, выходящие за круг привычных    происшествий, эпизодов, казусов и инцидентов, после чего   мы видим истинное лицо героев повести. Оказывается, Роза может быть насмешливой, завистливой и ревнивой. Волевой, уравновешенный по характеру  Юхас вдруг приходит в смятение и «спасается бегством» от превратностей любви (уход в так называемый отпуск).  Мама Юхаса, тонкий психолог, но  не сразу прониклась сочувствием и пониманием к влюблённой в её сына девушке.
 
  С последующими событиями, связанными с болезнью  Анги,   стереотипы мышления  героев на глазах меняются к лучшему: откровенный диалог Розы с Юхасом во имя спасения Анги, где медсестра советует молодому врачу ответить на любовь девушки; мама Юхаса подробно вникает в суть писем этой девочки, её решение теперь на стороне Анги; Юхас, наконец-то, ответил взаимностью, искренне полюбил свою прекрасную Ангу.  "Пределы, заданного судьбой",таким образом, раздвигаются:  Сабо и Анга уходят из жизни, ибо их представления о любви несовместимы с земными. Их любовь в сопричастности с Богом. Любовь Юхаса - как  позднее прозрение, его преображение - в страданье... ("В страданье очищается душа...")
 
Так  размыкается ли  круг? Сложно ответить на этот вопрос. Но давайте прислушаемся к словам мудрого индийского гуру и серьёзно задумаемся:
«Итак, божественная любовь — это жертвенная любовь. Любовь не означает иметь, владеть и обладать. Это значит быть обладателем, быть владельцем и обладателем. Это не круг, очерченный самим собой, это руки, протянутые, чтобы охватить все человечество, находящееся в пределах его досягаемости».

 Актуальность  повести:   жизнь  обычных людей чем-то напоминает   замкнутый круг,  но  на то мы и люди разумные, чтобы искать и находить выходы  из наших затруднительных положений.

Любовь всесильна. Люди с особенностями в развитии, с особыми потребностями, в  любви нуждаются, возможно,  в большей степени. Только любовью, вниманием можно  умиротворить, угомонить, успокоить,  В заколдованном круге жизненных обстоятельств могут оказаться и здравомыслящие, и люди с проблемами в здоровье.  Всем требуется тепло, любовь и понимание. Однако участь пациентов «Веллас», героев повести,  предопределена, их дальнейшее пребывание в этом мире напрямую  зависит от эмпатии людей, их окружающих.  Нам же людям, пребывающим  в  здравии,  надо учиться  осмысливать неудобную информацию и понимать те сложные проблемы, которые существуют в любом обществе. Истории о людях с психическими заболеваниями и с особенностями в развитии имеют решающее значение для возникновения понимания, эмпатии.

В чём магнетизм произведения?

Попадаешь в водоворот событий,   книга захватывает и не отпускает до прочтения последней страницы, потому что  слово писателя обладает особой энергетикой, магнетизмом…

О чём стоит задуматься, читая повесть Мейхоша Абдуллаха «Любовные письма из сумасшедшего дома?»

 Конечно, о современности…

Фразеологизм «заколдованный круг» появился в древние времена и продолжает использоваться в нашей речи по сей день. Его смысл неоднозначен, но в целом выражение символизирует неспособность выйти за пределы установленных рамок и изменить свою жизнь. Однако, зная эту метафору, мы, люди разумные, должны находить способы в преодолении «круговорота  однообразных событий» в своей жизни  и осуществлять изменения в сторону добрых перемен.

И если этому миру чего-то недостает, то именно эмпатии и нашей заинтересованности проблемами, с которыми «другие», «не похожие на всех», сталкиваются каждый день. Чем достовернее образы, которые мы видим в книгах, подобных  повести М. Абдуллаха, тем лучше, добрее становится наш мир.

Завершим наш разговор о повести  "Любовные письма из сумасшедшего дома"строчками о любви замечательного русского поэта-лирика А.Фета:

"О, называй меня безумным! Назови,
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею…
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею...