Мартин Иден Джека Лондона

Дмитрий Гендин
Джек Лондон, кажется, и не в первой каторге писателей. Автор с идеологией социализма, не чистый эстет. Хотя эстетика воспевается. И к философии отношение неоднозначное (учитывая весь сюжет в целокупности). Правы ли Спенсер и Ницше? А Бог их знает.
Не знаю, как тогда, но классовое разделение сейчас не так ярко (идеология среднего класса). Актуально ли это разделение после СССР? И было ли это разделение?
«Классовое сознание» часто шаблонно. Это упрощение.
Банально: бедняк влюбляется в девушку из богатой семьи. Но прописано мастерски.
Имя главной героини запоминается. Руфь. Отсылка к одноимённой книге Ветхого Завета? Девушка — не иудейка, но предок Давида. Руфь Джека Лондона не может перейти в другую религиозную каторгу (а так звучат слова: «класс», «классы», «классовый»).
Любовь развивает героя. Простой моряк читает стихи, философию. Руфь — специалист в области искусств.
Марин Иден — сильный мужчина. И прежде всего, физически. Он красивый мужчина, у него было много любовниц. Но Руфь затмила всех. Банально, но он считает её ангелом. Он может защитить её в уличной драке. Ему чуждо всякое лицемерие. Тяжкий труд сделал его таким?
Силён Мартин Иден и духом. Потрясающая работоспособность. Много пишет, много читает. Голодает, сдаёт в ломбард имущество.   И верит в себя. Родители Руфи предлагают ему службу в конторе. Но он поглощён литературой и философией. Ему больно, что его тексты не принимают ни простые люди, ни журналы. «Буржуазный мир» не жалел его. Место, где он работает в прачечной описано гениально.

Г. Спенсер, социализм, биология. А по сути экзистенциализм. Иден доказал, что человек «из низов» может найти высоты духа, образования. Поэтика и мысль доступны всем. Классы не так уж закрыты друг для друга, есть «социальные лифты». Но классы тогда были ещё сильны, поэтому разрывают его: буржуа — лицемеры, а с рабочим классом уже не интересно, обычный человек чужд радости высокой эстетики.

Книга захватывает вопросами.
Достигнет ли Мартин Иден призвания? Обретёт ли он свою любовь? Сначала нам всё это кажется маловероятным. Слишком далека Руфь, наивность героя сразу написать и издать что-то вызывает улыбку. Но Руфь пленятся мужской силой бывшего матроса, а книги начинают печатать. У Джека Лондона это очень динамично.
К Идену приходит и дурная слава. Некий газетчик описал его вступление на митинге, выставил Мартина лодырем. Вход в семью Руфи оказался закрыт. И тут же приходит благая слава. И все влюбляются в Мартина Идена. Руфь к нему сватают. Это колит разум философа. Взгляд на общество рушится, вера в людей тоже. Всё непостоянно, всё низвержено.

Ни слава, ни любовь не приносят счастье. Почему? Буржуазное ли общество, недостаток эстетики, ложная любовь. Проблемы экзистенциальные (достаточно упрощённое понятие). «Ропщет мыслящий тростник»? И как во всякой обычной книге ответа нет. Мы прошли по чужом пути. Герой в той или иной мере близок нам. Не   всё в нём можно принять. Хотя бы и самоубийство.

В Мартина влюблена простая рабочая девушка. Она готова любить до смерти, пожертвовать жизнь. Это был бы выход для него — подарить ей счастье. А он не достоин её. Он «болен». Он разучился любить.

P.S. Книга более идейная, чем эстетическая. Мир несправедлив, но интересен. Нет любви, но есть стремление к ней. Нет признания, но есть талант.