17. 3 Области действия субъективного и объективног

Лариса Болотова
 «Область действия методов точной науки строго ограничена. Эта область – мир объективного. В мир субъективного точная наука никогда не проникала и никогда не проникнет.

Мир субъективного закрыт для объективного исследования, и для этого есть вполне определённые причины.

Далеко не всё, что существует, имеет объективное существование, то есть далеко не всё может быть объективировано. Отрицательные величины существуют, но не существуют объективно. Логические понятия, как добро, зло, истина, красота, материя, движение и прочие тоже  существуют, но не существуют объективно, как существует эта чернильница, этот стол, эта стена. Все метафизические факты существуют, но не существуют объективно».

                Как возникают отрицательные величины, например, положительная и отрицательная температура? Для того, чтобы они возникли нужна нулевая точка отчёта.

                Что значит существовать объективно? Объект мы можем воспринять с помощью наших пяти материальных чувств. Для восприятия субъективного нам нужны дополнительные чувства, такие как интуиция, ясновиденье и другие.

«Объективное существование есть очень узко определённая форма существования, далеко не исчерпывающая всего существования. Ошибка позитивизма заключается в том, что он признал реально существующим только то, что существует объективно, и начал отрицать даже существование того, что не объективно.

Что же такое объективность?

Мы можем определить это так: благодаря свойствам нашего сознания или благодаря условиям, в которых работает наше сознание, мы выделяем небольшую часть фактов в определённую группу. Эта группа фактов представляет собой объективный мир и доступна изучению науки. Но, ни в каком случае эта группа не представляет собой всего существующего.

Что такое субъективное?

То, что мы чувствуем непосредственно. Моя зубная боль  для меня субъективное явление. Чужая зубная боль – для меня только понятие. Правда, она сопровождается или имеет причиной объективные явления – гнилой зуб. Но сама боль, когда это чужая боль, только понятие. Субъективное – это то, что я чувствую сам, непосредственно, как часть себя».

                А что такое боль? Является ли она определённой программой, защищающей физическое тело, от разрушения?

«Субъективное образует свою отдельную группу. Причём для каждого человека эта группа различна. У одного может быть меньше, у другого больше. У одного целый ряд ощущений (например, музыкальных) входит в область субъективного, для другого весь это ряд остаётся понятиями. Несомненно,  при этом, что область субъективного может значительно расширяться при помощи специального воспитания или тренировки.

Если мы возьмём обыкновенного современного человека, то мы можем сказать, что всё существующее разделяется для него на три группы: объективного, субъективного и того, что ни объективно, ни субъективно, как отрицательная величина, вообще факты известные ему, только как понятия.

Объективный метод, недостаточен и непригоден для изучения явлений сознания. Нужен другой метод.

… объективное знание основано на субъективном, и без субъективного существовать не может; субъективное же прекрасно может существовать без объективного. Если строго проанализировать сущность объективного знания, мы увидим, что оно состоит из субъективных элементов. Мы уже частью проделали такой анализ, говоря о пространстве и времени.
 
Протяжение в пространстве и бытие во времени – это первое условие объективного существования. Между тем формы протяжения вещи в пространстве и бытия её во времени создаются познающим  вещь субъектом, а не принадлежат вещи. Это последние соображение позволяет нам расстаться со всеми гипотезами тонких состояний материи, энергетических и психофизических эманаций и т.п.

 Все эти гипотезы страдают одним общим не достатком: они не принимают во внимание того, что материальность (или энергетичность) есть сложное свойство, принадлежащее не вещи, а нашему восприятию вещи. И не принимают во внимание того, что материальность не может принадлежать вещам, которые не воспринимаются нами, как материальные; точно так же как не могут принадлежать вещам некоторые свойства материальности без других.

 Материя состоит не из атомов, а из наших ощущений её. Если нет ощущений (хотя бы в возможности), то нет материи. Материя невесомая, невидимая, не имеющая массы и пр., пр. – такой же nonsense, как карета без колёс, без козел, без сидений, без кузова, без пола, без крыши, без дверей. Материя, прежде всего, трёхмерна. Трёхмерность есть форма нашего восприятия.  Материя четырёх измерений – это такая же странная вещь, как квадратный треугольник.

Таким образом, надеяться на то, что субъективные явления, как мысли или чувства, можно представить себе объективно существующими, хотя бы слабо материальными и таким образом свести всё существующее к объективно существующему совершенно напрасно.

У нас существует объективное знание и существует субъективное знание. Мы должны рассматривать шансы на прогресс того и другого».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 163).