Бег на длинные дистанции

Лев Фунчиков
               

           Только что учительница физкультуры попросила сделать шаг вперёд из строя учащихся тех, кто сможет хорошо пробежать 1000 метров. Михаил сделал этот шаг, хотя был совершенно не уверен, что хорошо пробежит. Эта требовательная <<физичка>>, как её называли некоторые из присутствующих, теперь шла вдоль строя и хищно смотрела на этих выступивших. У Михаила, особенно не задерживаясь, вернула его обратно в строй и пошла как ни в чём не бывало дальше. То есть, она не поверила в его силы и способности! Это задело тринадцатилетнего. Он не замечал за собой неумения бегать. Дома решено было заняться самофизподготовкой. Само собой, зарядки, упражнения, стойки на голове и руках ногами вверх у стенки, силовые упражнения. Наконец, бег. А где бегать? Решение пришло быстро.
По Воронежскому садику бегать, как это делалось на уроках физкультуры, не очень удобно. Понятно, когда бегают всем классом! Посетители сада сидят на своих скамейках и наблюдают. Ну, и пусть наблюдают. Ясно, что бегает класс, школа. Но когда ты один носишься, как олень, мимо озадаченных посетителей! Это немного странно. Здесь, наверно, лучше бегать на длинные дистанции по улицам города. Ну, например, по Боровой до конца её, а потом по всем другим, которые  ведут к Международному проспекту (теперь Московскому), то есть до фабрики <<Скороход>>, а потом обратно до Боровой по тем же улочкам. Никто особенно удивляться не будет. Ну, бегает, значит нужно! Итак, пошли эти забеги. Родители никак не реагировали. Они, вообще, не обращали на него особенно внимания. Зачем бегает – могли спросить у них соседи. Но не спрашивали. Сами родители были на работе, да и соседи тоже. Уроки, конечно, делались, спорт даже помогал этому. Какая-то организованность имела место быть. Маршрут этот он знал прекрасно, ведь совсем недавно ходить в Дом пионера и школьника (ДПШ) на шахматы. Ходить или бегать – какая разница. Так шло возрождение спортсмена.
        В 13 лет его как-то занесло на Зимний стадион, где по объявлению шёл набор на лёгкую атлетику школьников. В качестве испытательного экзамена предложили пробежать два круга по этому огромному стадиону (почти 1000 метров). Он пробежал. Тренер заслуженный мастер спорта выбрал его из общего числа, хотя его бег не сильно отличался от остальных. Всё решил возраст. Когда один из непринятых стал возмущаться – почему приняли Михаила, а не его, ведь он бежал так же? Робкий обычно Михаил спросил: <<Сколько тебе лет?>> Парень сказал, что ему четырнадцать. <<А мне тринадцать!>> – почти крикнул Михаил. Парень замолк.
Занятия лёгкой атлетикой протекали успешно в течении нескольких месяцев. Их учили и прыгать и бегать на длинные и короткие дистанции. Особых успехов не было, но он чувствовал, что его физподготовка улучшается. Правда, потом оказалось, что их стали приглашать на медкомиссию у Каменного острова в некий институт Физической культуры, то есть за здоровьем их группы внимательно следили. Но потом всех распустили. Видимо, нужные наблюдения закончились. У всех участников было сильное разочарование и недовольство. Увы! Что-то спортивные врачи получили для своих целей, какие-то замеры сделали. Ну, а участники? Бог с ними, позанимались, побегали по огромному стадиону, поплескались в душевых кабинах иногда рядом с известными спортсменами – и хватит! Кстати, однажды Михаил мылся в душевой рядом с Ильясовым, первым спортсменом в СССР, преодолевшим высоту 2 метра. Он залюбовался этим мускулистым и не очень даже высоким спортсменом.
          Но всё это окончилось тем, что в классе он стал одним из лучших спортсменов по лёгкой атлетике, участвовал в районных соревнованиях, где показывал хорошие результаты по прыжкам в длину. В высоту тоже в классе прыгал лучше многих. А самое интересное, что однажды попал на городские соревнования, учась в 7-м классе, по бегу с барьерами на 3000 метров и выполнил 3-й взрослый спортивный разряд, пробежав это расстояние за 11 минут 7 секунд. Преподавательница смотрела на него теперь с восхищением и всем ставила в пример.
Перейдя в 8-й класс, Михаил перешёл и в другую школу. Там все эти занятия спортом пришлось оставить. Учиться стало труднее, стало не до спорта. Но однажды, как какая-то весточка, ему передали значок и документ на этот 3-й разряд. В классе уже были другие ребята, другие заботы, но до чего было приятно получить этот знак из того времени, когда он победил себя и изменил отношение к себе.