Три дня

Дориан Грей
31 августа

Могу ли я, человек, что посвятил Школе три пятых своей жизни, в преддверии Дня знаний обойти тему образования стороной? Нет, конечно. И написать хочу о том феномене, развитие которого я наблюдал от момента его возникновения до апогея – точки наивысшего расцвета, которая, к моему великому сожалению, уже достигнута. Флаг на вершине водружен, и теперь только от таких людей, как я и мои соратники, зависит, обоснуемся мы на высокогорном плато надолго или же нам предстоит путь вниз, который может стать очень быстрым и больше напоминать падение, если созданная, опять-таки, нами система страховочных карабинов и вбитых скальных крюков предательски даст слабину.
Говорю это без лишней скромности, роль столпов частного образования не преувеличиваю. Невозможно преувеличить. Не было бы ничего, если бы в девяностые все педагоги отчаялись, опустили руки, ушли из профессии, приложили бы свои таланты в сферах, предполагавших хоть какой-то доход. И не будет ничего, если… Но по порядку.
Когда единая сильная страна превратилась в полтора десятка слабых, образование в Украине перевели на финансирование даже не по остаточному принципу. Это был принцип «Ноль». Как мы знаем, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Помню я те времена, когда полтора часа репетиторствовал за банку солений, а жена сидела с ребенком с утра до вечера за один доллар – нет, не в час – в день.
В осколках Империи не было денег, продуктов, работы. Не было ничего, в том числе, и образования. Нужно было спасать то, что еще оставалось, и на обломках создавать новое. Именно тогда зародился феномен украинского частного образования. С его основной яркой отличительной чертой: он опирался исключительно на личности, на имена, на харизму, энтузиазм и профессионализм отдельных людей. «Да везде так!» - скажут незнающие. И ошибутся.
Страна наша, как и весь мир, переживает тектонические сдвиги. Предстоят перемены – неизбежные, во всех сферах жизни. В том числе, и в образовании. Помните мое недавнее эссе о распутном камне самоопределения? Нора, берлога, пещера… На какой бы глобальный путь ни ступили мы в будущем, в какое бы образовательное пространство ни попали наши дети, такого ЧАСТНОГО образования больше не будет.
И в мире западном, и на постсоветском пространстве частное образование есть. Номинально. Везде за ребенком идут деньги. Есть некая «образовательная корзина» - средняя стоимость обучения одного ребенка, заложенная в бюджет государства. Эта «корзина» следует за учеником и в школу условно государственную, и в школу условно частную.
В мире западном это происходит примерно так. Решат община, громада, муниципалитет, сто обычных граждан организовать для своих детей школу – пожалуйста. Вот вам помещение и деньги на количество ваших учеников. А дальше – ваша забота. Устанавливайте дополнительные взносы в попечительские фонды, сдавайте залы в аренду, ищите спонсоров. Таким образом размывается грань между частным и государственным образованием. На пространстве постсоветском существуют некие образовательные центры, неформальные, дети тут проходят обучение, а вот документ об образовании получают от аккредитованного государственного учреждения. Этакая государственная франшиза.
В школе «Майбуття», учредителем которой я являюсь, ученики проходят обучение и получают аттестат за моей подписью. Недавно даже настоятельно предложили подпись сменить, дабы исключить ни в чем не повинную букву «Ы» в фамилии «Быков». То есть школа входит в государственную образовательную систему, выдает документ государственного образца, но государство денег не дает (к счастью, поскольку даст копейку, взыщет миллион), только контролирует, никоим образом не участвуя в формировании материально-технической базы и зарплатного фонда. И налоги взымает по полной программе, как с частного предприятия. И за это государству огромное спасибо.
Потому что именно так школа может чувствовать хоть относительную самостоятельность, поскольку вся ответственность за качество образования, за результат лежит исключительно на одной персоне – на мне. Нет, безусловно, труд, усилия, душу, таланты вкладывают все сотрудники школы. Честь и слава – всем дорогим моим коллегам, тумаки и розги – исключительно мне.
Украинское частное образование – это не бизнес-проекты, как, скажем, в России, и не аморфная система попечительства, как на Западе, нет, наше частное образование – это конкретные люди, те, кто именем, авторитетом, опытом гарантируют образовательный уровень. Это самостоятельные субмарины в пучинах глобальных событий. А самостоятельных капитанов никто не любит, кроме команды. Команда – она на борту, и от решений капитана, от его шкиперского мастерства зависит жизнь всех, кто нашел призвание и спасение в нашем многолетнем совместном плавании в пучинах исторических событий…

1 сентября

В миниатюрах, написанных «к событию», есть что-то фальшивое, как в тостах на юбилее далекого родственника, - звучат пафосно и ни о чем. Однако День знаний – событие особого рода, фундаментальная веха, вместительный символ всего нашего бытия, и не только для работников сферы образования.
Есть у группы «Автограф» замечательная песня «Пролог» (слова Маргариты Пушкиной и Бориса Баркаса, музыка Александра Ситковецкого). Настолько замечательная, что перепевали ее в свое время и Алла Пугачева, и Ирина Аллегрова.

Да, я хочу, чтоб тот, кто идет за мной,
Не был бы тенью, слабой и слепой,
Что живет трусливо за чужой спиной.
Зная себя, зла не тая,
Я хочу, чтоб тот, кто вслед за мной идет,
Сильнее был, чем я.

Вся жизнь человеческая, по сути, - это освоение опыта предшествующих поколений и передача опыта поколениям последующим. Освоение и передача знаний и есть содержание, способ, цель и смысл нашего существования. Поколение за поколением, этаж за этажом возводим мы один общий дом, и только из вечности можно будет разобрать, какой этаж выстроен коряво и бездушно, в каком - за облицовкой скрываются гнилые бревна, а какой – сияет чудом архитектуры. 
Есть праздники календарные, религиозные, государственные, мероприятия местного значения и личные памятные даты. Но День знаний не выдуман, не назначен, он продиктован самой природой человека как личности и человечества как формы жизни. День знаний имеет сакральное значение не для маленькой общины, не для большой конфессии, это календарный отпечаток нашей коллективной души. Это наше совокупное служение, в котором педагоги – непогрешимые жрецы всеобщего культа, ориентиры на восходящем пути - через тьму и тернии, от подножия к вершине. Такова монументальная, великая поступь человечества – по ступеням, мощенным знаниями, через века - в вечность.

2 сентября


Александр де-Рибас – внучатый племянник Иосифа де-Рибаса, одного из сподвижников Екатерины II, одного из отцов нашего города. Того самого города, что основан в 1794 году, города, в котором все мы живем, а не того, что существует лишь в галлюцинациях некоторых фантазеров в виде литовской или турецкой крепости Кочубеев-Хаджибеев-Гаджибеев.
Александр де-Рибас был педагогом, издателем, журналистом, краеведом, видным общественным деятелем. Именно его перу принадлежит сборник краеведческих очерков «Старая Одесса», по которому нынешние экскурсоводы составляют увлекательные ознакомительные маршруты по одесским улочкам. Именно он впервые четко определил те качества, из которых сложен фундамент всемирно известного «одесского характера».
В первую очередь, разоязыкость. Настоящая Одесса немыслима без пестрого соцветия населяющих ее национальностей. Истинный одессит может шутить над цветом кожи, над выговором или происхождением, но любой язык будет понят, любой гость будет принят. Если он, конечно, пришел с добрыми помыслами, а не памятники сносить.
Предприимчивость – как без нее? Именно благодаря находчивости, подвижности, умению прогрызать выход из любого положения и неумению сидеть на месте одесситы по всему миру не чувствуют себя чужими, сами не пропадут и другим пропасть не дадут.
Одесситы неизлечимо жизнелюбивы. В душе приморского туземца нет места меланхолии, депрессии, отчаянью. Мы любим жизнь настолько, что ей, жизни, не остается ничего иного, как в той же беззаветной мере любить нас.
Одессит прекрасно переносит одиночество, но кто это там, в компании, всегда в центре внимания? Конечно же, он, одессит, потому как мы невероятно общительны – при условии, что общение протекает в обстановке дружелюбия и взаимопонимания.
Одессита легко разглядеть в толпе. Нет, настоящий одессит не бьет себе тату, не красит волосы в синий цвет, не фраерится на желтых «Ламборджини». А зачем? Одессит оригинален по сути, яркий одесский характер горит изнутри, освещает и согревает окружающих, а потому невольно тянутся к одесситу «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык», как писал незаслуженно отринутый ныне некоторыми несознательными гражданами великий поэт.
Одессит напорист, активен, порой одессита бывает много, и пусть нередко одессит переоценивает свои творческие, интеллектуальные и физические возможности, но каждый одессит – гений, это бесспорно. Мы экспансивны, этого не отнять.
И при прочих вводных мы совершенно естественны в своих побуждениях, словах, мыслях и поступках. Одессит не будет по-английски таить злобу, улыбаться в глаза и держать нож за спиной. Нет, если одессит улыбается, значит, он рад встрече. Если ты хам, то одессит тебе об этом скажет открытым текстом, без экивоков. Ну, а если нож, то не тайком за спиной, а в открытую у горла.
И главная черта одесского характера - непробиваемый здравый смысл. Нас не увлечь лозунгами, не вывести на площади бестолковыми посулами, нас не проведешь на мякине, не запудришь мозг, не заморочишь голову, как той печеной селедке. Мы порой циничны и расчетливы, но никогда не жмоты, мы не даем котлет взаймы, мы лучше накормим хорошего человека даром.
Такими видел одесситов Александр де-Рибас в начале ХХ века. Такими мы были. Сегодня городу 229 – это возраст зрелости. И когда мы переживем кризис среднего возраста, мы снова станем прежними. Ну, хотя бы просто потому, что мы – одесситы.

2023