Отдых с эмоциональной окраской. Конец следует

Магда Кешишева
   Отдых - это то, что вы делаете, когда никто не говорит вам, что делать.
                \Джозеф Прендергаст\

   Все мы очень разные и предпочтения наши - гастрономические, литературные, музыкальные, спортивные, театральные, кинематографические, в выборе места, вида и компании для отдыха - тоже отличаются.
   Не знаю, как дела обстоят у вас, но я выбираю отдых на море или океане, в не очень шумном месте, где, однако, есть, что посмотреть, куда поехать. Короче говоря, мой отдых должен иметь эмоциональную окраску.

   Этим летом отдыхала я в маленьком черноморском посёлке, расположенном в сосновом лесу. Всё здесь - воздух, сочетающий свежесть моря и горную прохладу, тишина и покой, чёрный, богатый магнетитами песок, чистое море, пологий вход в которое привлекает сюда родителей с маленькими детьми, отсутствие  транспотра и ресторанов, музыка и шум которых не дают покоя ни днём, ни ночью - делает этот уголок местом, с которым не сравнить курорты, расположенные рядом: Батуми, Уреки и Кобулети.

   Когда в 8 часов вечера огненый диск "утомлённого" солнца прощается с морем, на посёлок опускается ночь. Огромный диск луны и серебряные звёзды на бархате неба берегут сон, а море убаюкивает своим успокаивающим прибоем.

   О, я увлеклась и не назвала маленькое чудо, где местных жителей меньше 200. Миниатюрный посёлок называется Шекветили, и с мая по сентябрь его население увеличивается. Основныные гости - дети 2-х - 15 -ти лет.
   В самом Шекветили каких - либо достопримечательностей - церквей, старинных замков или мостов - нет, но совсем рядом, в шаговой доступности, есть несколько достойных и очень красивых мест, посещение которых дарит массу приятных ощущений и полезных знаний.

   Первое место, которое решили посетить, мы запланировала ещё дома. Это был Парк Музыкантов, существующий с 1916 года. Почему он так называется? А потому, что в парке собраны скульптуры выдающихся музыкантов - композиторов, пианистов и певцов, а также великих танцоров всего мира. От посещения уникального парка я ждала многого, но ... Давайте, однако, по - порядку.
   Входа в парк два. Кстати, вход бесплатный. Хочется добавить - пока. Ведь когда 24- летний меценат Павел Третьяков передавал свою богатую коллекцию картин родной Москве, в условии дарения был пункт - бесплатное посещение галереи. Может быть, тогда оно соблюдалось, но вот уже очень давно за вход в Третьяковку надо платить. Но я отвлеклась. У входа, который выбрали мы, встретила фигура хорошо известных танцоров, руководителей Ансамбля Грузинских Народных Танцев, Нино Рамишвили и Илико Сухишвили. Супруги - танцоры были мне хорошо знакомы, видела я их коллектив и на сцене в 50-х годах прошлого века. Немного смутил меня вешний вид и национальные грузинские костюмы танцоров. Всё было ... зелёным: лица, руки, костюмы. И не просто зелёным, а с рыжими пятнами на зелёном фоне.
 
   Продолжая гулять по эвкалиптовой роще, в которой расположен парк,  его чистым, ухоженным дорожкам и аллеям, переходя от одной скульптуры к другой, наше удивление всё росло. И вот почему. Немного истории: парк создавался в 1916 году и именно тогда сюда привезли первые 16 скульптур. На сегодня их около 40-ка.
   Стоят и сидят, "танцуют", "играют на музыкальных инструментах" и "поют" они, хорошо знакомые и любимые, в своих характерных позах, среди изгибов аллей, под сенью зелёных деревьев. Рядом с многими - деревянные скамейки. А в высоких кустах рядом "спрятаны" динамики, из которых при приближении к ним раздаётся музыкальная композиция или песня увековеченного в скульптуре музыканта.

   И не чудо ли видеть и слышать ливерпульских любимцев, группу "Битлс"(она на фото), "парижского воробушка" - Эдит Пиаф, Би-Би Кинга, Элвиса Пресли, Рэя Чарльза, Уитни Хьюстон, Бари Вайта, Элтона Джонса, Джими Хендерикса, Зураба Анджаперидзе, Вахтанга Чабукиани, Стиви Уандера, Майкла Джексона, Баха, Бетховена... А как красив и пластичен застывший в танце Джордж Баланчин! Много в парке грузинских музыкантов, композиторов и певцов. Поскольку моё детство, школьные и студенческие годы прошли в Тбилиси, я знала всех грузинских представителей искусства и рассказывала о них.
 - Мама, Чабукиания знаю: ты рассказывала, что он был замечательный танцор и балет "Отело" тысмотрела несколько раз. А кто такой Джордж Баланчин? Он тоже грузин?
 - Да, грузин и танцор. На самом деле он Баланчивадзе, но жил, работал и умер в Америке. У Довлатова есть интересный эпизод о Баланчине. Его родной брат жил в Грузии. Когда Баланчин был уже стар и надо было подумать о завещании, он отказывался что - либо писать и говорил, что он грузин и будет жить сто лет.
 - Грузин остаётся грузином, - заметила дочка.
 - Именно.Знакомый юрист сказал ему, что если не будет завещания, то все его балеты достанутся его брату. Это возмутило Баланчина и он ответил, что завещает всё любимым женщинам и Америке, а брату ничего не достанется.
 - И что?
 - А то, что завещание он написал, по которому брату достались двое золотых часов, а все права на свои балеты - восемнадцати любимым женщинам. Такой вот грузин - танцор Джордж Баланчин.

   Ходим, смотрим, слушаем и ... удивляемся: все скульптуры зелёные с ржавыми пятнами. И спросить некого - почему? Неожиданно на дорожке появляются два работника в спецодежде, один из которых строго говорит, что к скульптурам нельзя прикасаться и фотографироваться с ними тоже нельзя.

   Согласитесь, это более, чем странно. Во - первых, мы, и не только мы, но и другие посетители, уже сделали массу фото, во - вторых, почему нельзя прикасаться? На мой вопрос, почему такой запрет, мужчина невозмутимо ответил, что не знает. Что называется, исчерпывающий ответ.

   Я решила задать ещё один вопрос, хотя не надеялась на ответ:
 - Скажите, пожалуйста, а почему все эти великие люди с кожей зелёного цвета и одеты в зелёные костюмы?
 - Потому что здесь море и воздух сырой, - со знанием дела был ответ.- Они были бронзовые, но от сырости поменяли цвет.
 - Вот, мама, понятно, почему?
 - Бабуля, он правильно сказал?
 - Не думаю. Дело в том, что самые первые скульптуры установлены всего 7 лет назад, а бронза очень стойкий материал, он не подвергается действию высоких или низких температур. Изделия из бронзы не портятся ни от солёной, ни от морской воды, ни от осадков, и очень долго сохраняют свой изначальный вид. Скульптуры, созданные из бронзы, веками не портятся. Ерунду он сказал!

 - Бабуля, а откуда ты это знаешь?
 - Динушка, ты знаешь, что я много читаю и езжу, многим интересуюсь. Например, известный "Медный всадник" в Питере стоит ещё, дай бог памяти, не меньше 250 лет. А андерсеновская "Русалочка", символ Копенгагена, сидит на своём камне с 1913 года. Я уже не говорю о "Мыслителе" Родена, которому лет 140, или о "Давиде" Донателло. Он стоит где - то с середины 15 века... Вика, а ты почему смеёшься?
 - Я вспомнила ещё пару бронзовых скульптур. Знаменитых техасских "Мустангов" и брюссельского "Писающего мальчика".
 -  Молодчина! Кстати, этот мальчик занят своим серьёзным делом уже более 400 лет. Там же, в Брюсселе есть скульптура "Писающая девочка". Её лет 40 и, если честно, она выглядит не очень эстетично...А в Германии, помню, я видела красивый памятник: на одном пьедестале, перед зданием Национального театра, рядом стоят Шиллер и Гёте. Ещё гид тогда сказал, что скульптор сделал их одного роста, хотя Шиллер был выше Гёте. А в Лейпциге, около церкви Св.Фомы, установлен  бронзовый памятник Баху. Он стоит во весь рост с вывернутыми карманами, как бы говоря о своей бедности. В Москве, во внутреннем дворе МГИМО, в 2004 году установлен замечательный памятник из бронзы Тургеневу и его Музе - Полине Виардо. И я не думаю, что от времени он позеленел.
 - Бабуля, а  нас в Ереване есть такие скульптуры?
 - Есть, и их несколько. Давай вспоминать... Памятник Ованесу Туманяну... Аветику Исаакяну, Грибоедову... Комитасу... Арно Бабаджаняну, Гаю... Маршалу Баграмяну, Вильяму Сарояну. Все они из бронзы. Самый "старый", если можно так сказать, памятник Туманяну. Он стоит где - то с конца 50-х, то есть порядка 60 лет. И почему - то ни один из них не позеленел!

 - А меня удивляет другое, - сказал зять.
 - С большой долей вероятности могу предположить, что, - отреагировала я.
 - Да?
 - Даа. Удивительно, что среди этих скульптур нет ни одного русского или армянского музыканта, композитора или певца.
 - Это уже - политика...
 - К сожалению... И всё равно обидно, что не нашлось никого в правительстве Грузии, кто "замолвил бы слово" за Чайковского и Бабаджаняна, Ойстраха и Шарля Азнавура, Владимира Высоцкого и Жана Татляна, Растроповича и Галину Вишневскую, Павла Лисициана и Гоар Гаспарян ...

   P.S. Мне кажется, надо назвать имя человека, у которого возникла идея
        создания Парка Музыкантов, и воплотилась в жизнь благодаря его 
        стараниям, деловым качествам и личным материальным вложениям. Это -
        грузинский бизнесмен и общественный деятель Бидзина Иванишвили.