Надежда Степановна

Лев Сосонкин
Меня не принимали в первый класс, одного месяца не хватало. Пусть подрастёт, поумнеет. Но я не хотел отставать от друзей-одногодков и отцу пришлось пойти к директору школы.

Нам очень повезло с учительницей. Надежда Степановна учила читать, писать и считать при всех властях: Польша, СССР, немецкая оккупация. Её даже пытались привлечь за сотрудничество с немцами. Но она учила детей родному языку, и родители её отстояли.

Надежда Степановна жила недалеко от школы. Её квартира была всегда открыта для нас: не можете сделать уроки дома, приходите ко мне. Большая гостиная, стол во всю длину, самовар, в углу пианино. Могла одновременно напоить чаем не менее 20 человек. Помогала тем, кто учился в музыкальной школе.
У неё был сын Гога (вероятно, Георгий) ; капитан дальнего плавания.  Появлялся он дома редко и всегда был для нас праздником. Рассказывал морские истории и о заморских странах. Ведь так, как моряки не расскажет никто. Слушая его, мы как будто ходили вместе с ним в плаванье на корабле.

При Польше в Пинске была гимназия и Надежда Степановна в ней преподавала. По образу и подобию гимназии она учила нас французскому языку с первого класса (в школе с пятого). Этих знаний мне хватило на 5 ; 7 классы школы и 4 года техникума.
Класс был дружный и климат в нём тёплый. 8 марта девочки причёсывали и украшали любимую учительницу, чтобы она выглядела лучше всех. А на первом родительском собрании Надежда Степановна сказала: Сосонкин, Тричик и Букенгольц меня в могилу сведут. К счастью, этого не случилось.

В третьем классе у нас новичок – миниатюрный симпатичный мальчик из Сибири Серёжа Трифонов.
Однажды на уроке литературы Надежда Степановна попросила вспомнить частушку. Лес рук, кто чиво, а Трифон на одном дыхании, громко и выразительно:

Чей-то маленький хорёк
По завалинке пробёг,
Мы хорька за яйца,
А хорёк кусается.

Класс грохнул хохотом, а учительница улыбнулась и сказала: частушка хорошая, но слишком взрослая.
2021