Как прошлое воплотилось в настоящем

Эдуард Ратников
На этом кадре, взятом из видео, на первый взгляд вообще нет ничего примечательного, но на самом деле в кадре буквально ВСЁ чрезвычайно НЕОБЫЧНО. Практически это ЗАЗЕРКАЛЬЕ и в прямом и переносном смысле.
Итак, на переднем плане ЛЕНА - моя жена, смотрит на меня, как я её снимаю, но это не главное. Если не вглядываться, я как бы просто заснял её едущей в обычном вагоне МЕТРО. Но на этом моём утверждении вся реальность происходящего и заканчивается.
На самом деле ЛЕНА действительно сидит в реальной, но только малой отрезанной секции, равной одной третьей от всего стандартного вагона. Более того, она даже реально едет и перемещается на другую реальную остановку в этой укороченной секции вагона.
Причём, для полного ощущения быстрого движения состава, за окнами этой секции демонстрируется и мелькает видео запись реальной МОСКВЫ.
Весь видимый вами длинный состав поезда и уходящие вдаль сидения - это уже ЗАЗЕРКАЛЬЕ и полная ИЛЛЮЗИЯ для ВАС и для всех, кто находится в этой секции.
В доказательство этого там стою я сам с видеокамерой, которой я и снимаю реальную ЛЕНУ, сидящую  передо мной, и себя, но уже в ЗАЗЕРКАЛЬЕ в полном смысле этого слова.
Ещё три пустых сидения за ЛЕНОЙ - это пока РЕАЛЬНОСТЬ, а всё что дальше - уже всё ЗАЗЕРКАЛЬЕ.
Я, снимающий её на видеокамеру, и девушка рядом со мной - это уже отражение в ЗАЗЕРКАЛЬЕ.
Мы действительно существуем реально, но находимся не за ЛЕНОЙ, как на фотографии, а впереди, перед ней. Всё видимое изображение после этих трёх сидений - отражение в большом зеркале, размером ровно во всё сечение этого вагона.
Всё остальное описание происходящего на этой выставке и в этом ЗАЗЕРКАЛЬЕ уже в моём тексте под этой фотографией. А там самая удивительная часть этого зазеркалья с полной имитацией самого движения этого НЕРЕАЛЬНОГО вагона, который ещё и реально движется по рельсам, правда, не быстро и совсем не далеко.

2023 год.

Но вначале мои воспоминания, которые имеют прямую связь с тем, что я с женой ЛЕНОЙ испытал совсем недавно, побывав на этой выставке в этом настоящем ЗАЗЕРКАЛЬЕ.

После моих впечатлений от этой выставки в московском МАНЕЖЕ летом этого года, я поделюсь неким своим совпадением, связанным с Владимиром ВЫСОЦКИМ и этим ЗАЗЕРКАЛЬЕМ.
Вот и получается: воспоминания хотя и косвенные, и даже не лично с ним самим, как с человеком и поэтом, артистом и исполнителем своего творчества, а скорее просто воспоминания из того времени.
Но сначала о самой выставке, а то вы до конца не дочитаете и ничего не узнаете ВООБЩЕ.

Именно сейчас, когда я это пишу, все желающие ещё могут посетить эту выставку МЕТРО в московском МАНЕЖЕ. Там устроители выставки воссоздали имитацию реального движения целых отдельных секций вагонов разных типов ПОЕЗДОВ, используемых в современной МОСКВЕ.
Весь большой зал Манежа поделили на отдельные залы с экспозицией и представили их в виде отдельных станций метро. Но при этом вместо ОБЫЧНЫХ переходов из зала в зал, устроители выставки устроили реальный  перевоз посетителей из зала в зал прямо в полностью обычных, ни чем не отличимых вагонах, которые реально используются в современной МОСКВЕ.
Посетители, заходя в эти секции, слышат все звуки и сообщения, реально и полностью ощущают буквально ВСЁ, что каждый испытывает ЕЖЕДНЕВНО: движение, звуки, вид, изображение движения в окнах. Самое удивительное - вы ощущаете ускорение и торможение, если стоите.
И самое, наиболее удивительное - вас реально перевозят из зала в зал, фактически в настоящих вагонах, с ощущением реального трогания, движения и торможения этих вагонных секций, причём именно по рельсам в другой зал выставки.
Эту секцию вагона с пассажирами действительно продвигают в реальности, но лишь метров на тридцать, а то и меньше, но вам создают полную иллюзию долгого движения времени в пути и, как при настоящем перегоне между станциями.
Описать словами эффект этого продвижения практически невозможно, вас действительно перевозят в другой зал, и вы реально едете несколько минут с имитацией видеоизображений МОСКВЫ в окнах этого вагона.
 
Теперь представьте, каково ваше ВОСХИЩЕНИЕ увиденным, если всё это вы осознаёте постепенно. Вначале я даже подумал, что они просто качают вагон, но совершенно не мог понять, как можно было сымитировать РАЗГОН и ТОРМОЖЕНИЕ, чтобы мне реально надо было наклонять тело при трогании и торможении.
Одним словом, это оказалось воплощением моей идеи, хотя это и полностью идентично по смыслу, но в другом направлении по сути. Идея, о которой я напишу дальше, гораздо мельче. Организаторы выставки сделали в тысячу раз грандиозней, чем моя идея с лифтом, хотя обе идеи о ДВИЖЕНИИ.

И вот через столько лет я практически увидел осуществление своей идеи, я сумел даже ощутить то, что лично сам хотел предложить сделать, хотя и в гораздо меньшем масштабе при самой реализации.
На выставке воссозданы четыре таких разных самостоятельных инсталляции, с четырьмя разными типами вагонов, как непосредственно вагонов метро, так и новых вагонов электричек. Залов или станций, я думаю, всего пять. Один из залов центральный, с пересадками на все остальные три зала. Перемещаться по залам за время посещения выставки было можно неоднократно, что мы с женой ЛЕНОЙ и сделали несколько раз, для получения полноты ощущений.

Я думаю, что столь замечательная ИНСТАЛЛЯЦИЯ московского, да и вообще любого метро, была бы очень интересна именно в тех городах, где ещё пока нет МЕТРО, и где некоторые люди только видели в записях, но сами не были и не ездили в таком виде транспорта.
Наверное, в этих городах вряд ли есть такие большие крытые площади, как МАНЕЖ. Но всю эту экспозицию можно, допустим, разместить в надувном ангаре, и тогда посетители этих городов прямо у себя дома реально ощутят себя побывавшими в метро большого города.
Но на самом деле практически это вполне хороший самостоятельный АТТРАКЦИОН, с очень качественной ИМИТАЦИЕЙ движения, причём с полной ИЛЛЮЗИЕЙ целого длинного состава, а не одной реальной секции.  Просто эта малая секция, что есть часть вагона, в своих торцах заканчивается большими зеркалами, абсолютно вровень всего сечения разреза этого вагона, и за счёт этих ЗЕРКАЛ возникает полная иллюзия повторяющихся отражений этой и той же секции, что и создаёт ИЛЛЮЗИЮ длинного СОСТАВА как в настоящем МЕТРО.
У меня ПРОСТО НЕТ СЛОВ, эффект ошеломляющий.


Теперь немного об истории, которая была в моей жизни, и которая косвенно связана с ВЛАДИМИРОМ ВЫСОЦКИМ.

Не смотря на то, что один раз мне даже удалось действительно видеть и слушать именно его как исполнителя, и было это на полулегальном и вряд ли официальном концерте. Но общаться и разговаривать с ним лично - такого не случилось.
Да и было это выступление ещё совсем молодого певца, и ещё более молодого меня, как самого себя. Высоцкий ещё не был столь известным БАРДОМ, а скорее певцом нового времени, который только начинал становиться известным, если я не ошибаюсь, шёл 1967 год.
В то время я после армии пришёл продолжать свою трудовую деятельность, начатую ещё после школы в 1962 году. Тогда я пришёл работать учеником чертёжника в проектный институт «МНИТЭП», который входил в систему «Глав АПУ» города МОСКВЫ.
Все знают бурное строительство пятиэтажек в ХРУЩЁВСКИЕ времена при его правлении страной, вот для этой цели и был создан целый проектный институт.
Учился я чертить в мастерской архитектора ОСТЕРМАНА Натана Абрамовича, и это также известный человек в архитектурной среде.
Отслужив срок, я вернулся работать в этот институт и в ту же мастерскую к ОСТЕРМАНУ.
Вот тогда в этом институте, не знаю, как и кем, было организовано полулегальное выступление совсем молодого артиста с его первыми, в основном шуточными песнями про спорт, вперемешку со сказочными героями и уголовниками. Народу в актовом зале, естественно, набилось очень много, да и зал был небольшой, человек на сто, некоторые вообще ещё ничего не знали о ВЫСОЦКОМ, хотя магнито-записи уже ходили по стране.

И вот теперь то, из-за чего я решил написать это воспоминание о себе, ВЫСОЦКОМ, и о том ЗАЗЕРКАЛЬЕ, которое так ОШЕЛОМИЛО нас на этой выставке.
Вскоре после трагической смерти ВОЛОДИ, опять же на чисто народном энтузиазме стал подниматься вопрос о сохранении памяти о народном гении ВЫСОЦКОМ.
Удивительно, но смерть ГЕНИЯ, как всегда, даёт прозрение при его утрате, даже тем, кто этого не видел при его жизни.
Постепенно был поднят вопрос о создании даже музея ВЫСОЦКОГО. Я хотя и работал уже на заводе к этому времени, но моя комсомольская активность ещё в чём-то продолжала проявляться, как никак я некоторое время даже был членом райкома комсомола в Глав АПУ, да и членство в совете молодёжного кафе «СИНЯЯ ПТИЦА» мною также не забывалось. Да и к тому же в восьмидесятые годы я стал одним из первых членов ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ партии ТРАВКИНА.
Одним словом, я совсем немного поучаствовал в компании тех самых первых активистов, которые начали бороться за создание музея ВЫСОЦКОГО.
Дело о создании музея ещё даже не начинало решаться, но уже предполагалось, что музей может быть недалеко от театра на ТАГАНКЕ, где служил артистом ВЫСОЦКИЙ, и это в старом двухэтажном здании в Нижнем ТАГАНСКОМ тупике. Теперь его переименовали в улицу ВЫСОЦКОГО и сделали её сквозной, соединив два Таганских тупика - Верхний и Нижний.
Кстати, музей действительно сейчас именно там и находится в доме № 3.
Поскольку моя работа в архитектурной мастерской оказала на меня некие проявления зачатков творчества, у меня появилась интересная идея создать в музее ВЫСОЦКОГО некую имитацию его реальной квартиры, в которой он жил последние годы на Малой ГРУЗИНСКОЙ.
Это обычный многоквартирный дом, и квартира на довольно высоком этаже, кажется восьмой или ещё выше, но это не столь важно в данном случае. Главное в том, что воссоздать планировку самой квартиры в музее дело не хитрое, но вот разместить её на восьмом этаже в двухэтажном здании как-то не очень реально.
Вот эта задача и подтолкнула меня на следующую идею. У меня возник план.
А что если сделать такую обманку или создать ИЛЛЮЗИЮ!
При входе в музей на первом этаже воссоздать образ настоящего обычного лифта с вестибюлем именно того дома на ГРУЗИНСКОЙ с реальными дверями и реальной кабиной даже реально действующего лифта, где посетителей действительно будут поднимать, но всего лишь на ВТОРОЙ этаж на этом лифте. Но за стеклянными дверями кабины лифта при подъеме на один этаж прокручивать имитацию продвижения на все восемь этажей, и кабину поднимать столь долго, как реально это происходит на все восемь этажей.

У посетителей возникнет полное ощущение подъёма, то есть, ИЛЛЮЗИЯ подъёма на высоту восемь этажей. Для полноты иллюзии, в окнах воссозданной квартиры разместить фотографии именно реального обзорного вида как из самой квартиры ВЫСОЦКОГО с этого восьмого этажа, а теперь можно даже и видео изображение запустить, что создаст полную иллюзию и самой высоты и панорамы.
Конечно, вся эта идея была только в моей голове, и если и была предложена, так только устно, без всякой документации, да ещё тогда, когда всё это только начиналось.
Но дело не в этом, дело в том, что действительно, как факт, у меня была такая идея именно о создании такой имитации движения лифта на более высокий этаж, там, где в самом здании музея есть всего два этажа.

И вот теперь вам понятно, из-за чего возник весь этот рассказ.
Буквально на днях, в конце лета 2023 года, по прошествии более тридцати лет от этой мысли о лифте, мне удалось увидеть и даже попробовать ощутить на себе то, что я хотел ВОССОЗДАТЬ в самом музее ВЫСОЦКОГО.
Правда, с некой ОГОВОРКОЙ.
В МАНЕЖЕ была воссоздана имитация не вертикального движения лифта, как у меня предлагалось, а ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ движение вагонов метро, и конечно, это движение намного эффектнее сымитировано по ощущениям, чем просто движение в лифте.
Через столько лет я сумел попробовать и даже ощутить то, что лично сам хотел предложить сделать, хотя и в гораздо меньшем масштабе.
ПРОСТО НЕТ СЛОВ, эффект ошеломляющий.