Кое-что о советском балете

Виктор Еремин
Если верить пре-зиденту одного деградирующего государства, граждане СССР только что и умели штамповать некачественные калоши, но страна наша при этом странным образом славилась достижениями космонавтики и труппами балета и оперы московского Большого театра.

И если с космонавтикой все понятно — Великая Отечественная война дала толчок интеллектуалам, которые сориентировали коминтерновскую разведку и принудили ее украсть у европейских интеллектуалов технологию производства ракет, то оперное и балетное искусство отечественных мастеров стало закономерным продолжением и развитием имперских традиций XIX в. Однако все это (мягко говоря) и в первом, и во втором случае неправда.

О космонавтике написано многое, повторяться не буду. Напомню другое: мастера российского оперного и балетного искусства в первые годы Советской власти буйволиным стадом сдриснули из разоренной нищей страны за кордон в расчете на сладкую богатую жизнь успешных интеллигентов в благополучном Западе. Рассказы об их «страданиях на чужбине» по порушенной Родине сегодня терзают души сентиментальным девушкам обоих полов.

Самые «исстрадавшиеся» конечно же Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, И.Ф. Стравинский, С.В. Рахманинов и др. Имена эти и другие помнит каждый бывший советский интеллигент. Из нынешних «юных умниц» помнят их единицы. Этим подавай «страстотерпцев» В.С. Высоцкого, В.Р. Цоя и иже с ними. Короче, о «страдальцах» с 1980-х гг. вопиет каждый уважающий себя «обличитель».

О созидателях же, даже не столько сохранивших традицию, сколько сотворивших новый мир, достойный глубочайшего уважения и почитания, именуемый культура СССР, стараются позабыть даже те, кто объявил себя правопреемником нашего советского Отечества.

К числу таковых выдающихся исторических личностей относится и Рейнгольд Морицевич Глиэр, которого по праву можно признать первым советским композитором-классиком. Он до октябрьского переворота 1917 г. уже был признан выдающимся творцом мирового класса, не сбежал (хотя звали-манили), остался в России, стал учителем и воспитателем целой плеяды великих и выдающихся композиторов новых поколений.

Рассказывать биографию Глиэра в этом кратком очерке я не стану. Желающие всегда найдут ее в интернете. Остановлюсь на коротком эпизоде.

После окончания гражданской войны оставшиеся в России творцы дореволюционного театра прилагали великие усилия к возрождению отечественного музыкального искусства. Художественный совет Большого театра озаботился созданием нового балета, который отражал бы на сцене нашу революционную эпоху. К сожалению, никак не могли найти достойный сюжет. На одном из заседаний Совета художник театра М.И. Курилко неожиданно предложил взять за основу нового произведения политический инцидент, случившийся за несколько дней до того в Китае: англо-американские дипломаты подбили местные власти задержать советский грузовой пароход «Ленин», доставивший в Китай гуманитарную помощь — продукты. Совет поддержал идею. Инициатива, как известно, наказуема. Писать либретто поручили самому Курилко, человека в этом деле совершенно несведущему. Но как это многократно случалось в первые десятилетия Советской власти, историю творили не вышколенные профессионалы, а доморощенные энтузиасты.

Помогать либреттисту взялась ведущая солистка балета Большого театра тех лет Екатерина Васильевна Гельцер. Она чуть ли не единственная выдающаяся дореволюционная русская балерина, не сбежавшая из страны и ставшая посему настоящей «хозяйкой» Большого театра.

По совету Гельцер композитором для создания первого советского балета был приглашен Глиэр. Перед ним была поставлена необычная, но грандиозная задача — создать музыкальный и хореографический образ нарождавшегося СОВЕТСКОГО НАРОДА.

Первоначально балет назывался по имени его главной героини «Тао Хао», в переводе на русский язык — «Красный Мак».

Первый и третий акты балета ставил молодой балетмейстер Лев Александрович Лащилин. Второй акт  — балетмейстер Василий Дмитриевич Тихомиров. Поскольку царские балетмейстеры из страны разбежались, оба создателя первого советского балета вышли из среды танцовщиков. И это только послужило на пользу произведению.

Я, конечно, не рассказываю подробности постановки. Моя цель сообщить, как первый советский композитор и первый советский балетмейстер создали великий образ СОВЕТСКОГО НАРОДА — и в музыке, и в хореографии. Этот образ живёт с тех пор (премьера балета «Красный мак» состоялась 14 июня 1927 г.) и помирать не собирается. Он известен во всём мире. Он  известен каждому из нас, только подавляющее большинство понятия не имеет об этом. Как не знает это большинство ни о первом советском балете, ни о его образах.

Во второй части первого акта балета «Красный Мак» по замыслу автора либретто и композитора моряки разных национальностей демонстрируют друг другу танцы своих народов. Завершает акт танец советских моряков — всем нам он известен как танец «Яблочко». «Яблочко» и есть музыкальный и хореографический образ советского народа, созданный великим советским композитором Р.М. Глиэром и великим советским балетмейстером Л.А. Лащилиным. Сегодня у танца конечно же есть много поздних вариаций, но я пишу о первоначальном, классическом и бессмертном.