Курвуазье

Виктор Винчел
Из цикла «Дорожные истории»

– Ну что, по маленькой?

Лёха вытянулся во весь свой немалый рост, так, что тельняшка вылезла из треников и оголила его волосатый живот, достал с верхней полки сумку, а из неё – бутылку с прозрачной жидкостью.

– С утра водочку? – Николай посмотрел на нависшего над столом парня. – Может быть, лучше пивка?

– А что, пивко было бы неплохо, – подал голос Валера, сидевший с ним рядом.

Я взглянул в окно. Обычные летние пейзажи. Поля, берёзовые рощицы, домики у самого железнодорожного полотна, снова леса, леса, поля… Скучно. Но пивко с утра, тем более под водочку – а она непременно пойдёт в дело?.. Нет, никак не хотелось.

– Мужики, а если так?

Я достал из своей сумки бутылку кизлярского коньяка, лимон и сырную нарезку. Там ещё была и колбасная нарезка, и шоколадка. Но не все в драку.

– Побалуемся? Потом чайку закажем?

– Коньячок, говоришь? – Лёха плюхнулся рядом со мной, взял в руки лимон, покрутил в пальцах.

– Мытый?

– А то!

– Нож-то есть?

– Обижаешь! Даже рюмки есть.

На столе появились металлические рюмки из дорожного набора и маленькие металлические тарелочки.

Вскоре в купе вкусно запахло нарезанным лимоном, а когда были наполнены первые рюмки, то и благородным спиртным. Тут же захотелось обогатить этот букет запахов ароматом хорошего кофе. Да где его возьмёшь в поезде?

Слово за слово, стали говорить о выпивке. Поскольку на столе коньяк, обсуждаться стал в первую очередь он.

– Эх, парни, какой коньяк я видел в Москве! Бутылка такая красивая, с длинным горлышком, а оно ещё, прикиньте, изогнутое. Этикетка синего цвета. Французский! – Лёха прищурил глаза, припоминая. – И нигде в других магазинах я его не видел. Только в том, на улице Тверской, когда она ещё была Горького.

– Купил? Выпил?

– Ага. Купишь тут, выпьешь, как же, когда цена ему была 12 рублей за бутылку. А я получал тогда меньше сотни. Да ещё в командировке. Сильно не разгуляешься. Вот сколько раз потом ни приезжал в столицу, каждый раз находил время побывать в том магазинчике. Как будто проверять ходил – купили или нет.

– И чо?

– Чо, чо. Стоит. До сих пор стоит, наверное. Меня ждёт.

Снова налили, выпили, крякнули, закусили лимончиком, и сыр пошёл в дело.

– А как называется тот коньяк? – Валера дожевал лимон и зачем-то достал бумажник.

– А я помню? Помню, в названии какие-то куры, что ли… Кур… Кор… Нет, не вспомню. Мудрёное какое-то.

– Эх ты! А ещё ходил каждый раз. Записал бы для памяти. – Валера снова открыл бумажник и снова закрыл его. В ресторан собрался, что ли? Так рано ещё.

– Валер, ты чо суетишься? – Николай тоже встал и потянулся за своей сумкой, закинутой на полку над дверью в купе. – Тут про пивко говорили? Так я подготовился…

Сумка Николая звякнула несколько раз, намекая на своё содержимое.

– Да вот, думаю, сейчас даже в поезде можно купить твой куриный коньяк. В вагоне-ресторане.

– Так там втридорога. Цены-то какие! – я тоже решил вставить свои три копейки.

– Ну, не дороже, чем на улице Горького в Москве! Да и на нынешней Тверской не лучше!

Видя, что предложенное им пиво не востребовано коллективом, Николай решился-таки идти за элитной добавкой.

– Да погоди ты суетиться. Сядь. Есть же ещё что выпить? Поговорим. Да и закрыто там ещё. Тебе что, этот коньячок не зашёл? Нормально? Тогда наливай!

Выпили снова. Дело шло быстрее, чем я ожидал. Что для четверых здоровых мужиков пол-литра коньяка? Пустяк! Но у меня-то ещё один пузырёк имеется…

Николай потянулся за ломтиком сыра, откинулся к стенке купе и задумчиво смотрел на нас на всех. Видно, хотел что-то сказать. Выжидал момент.

– Смотрю я на вас, слушаю, а думаю о себе. Вспоминаю. Кажется, знаю, что за бутылку ты, Лёха, видел в столичном магазинчике.

Народ перестал жевать. Все заинтересованно смотрели на Николая.

– Помнится, мы с женой за границу летали отдыхать. Наменяли валюту. Немного, так, сувениры купить какие-нибудь. Ну, я долларов тридцать и заныкал на всякий случай. Так вот, на обратном уже пути, заходим мы в дьюти-фри. Зона свободной торговли, значит. Думаю, прикуплю я себе красивый бутылёк. Что я всё самогонку да самогонку квашу? Можно ведь иногда и благородным напитком побаловаться. Хожу между стеллажами, глаза разбегаются. Тут тебе все напитки, что в мире есть. Все бутылки начищенные, блестят. Этикетки на бутылках красивые… Ценники под ними, правда, тоже красивые… но это как раз понятно. И коньяки, и водка, и текила тебе, и ликёры, вина… названия некоторых только в книжках читал да в кино слышал. Смотрю – коньяк. Вот как ты, Лёха, называл, с куриным названием. Тот самый. Только я записал. На бутылках написано «Корвуазье», а на этикетках – «Курвуазье». И цвета этикеток разные. Где-то жёлтые, где – фиолетовые, а где, как ты говорил, синие. Выбрал я себе бутылку с этикеткой фиолетового цвета, да в коробке, всё чин по чину. Показал жене. Та плечами пожала, поняла, что я валюту заныкал, и сама, молча, в отдел парфюмерии. Тоже, видать, не с пустым кошельком…

Короче, закупились мы, приехали домой. Жена свои духи да крема тут же в дело пустила. А я бутылку в коробке в шкаф поставил, думаю, буду ждать повода. Не просто же так, под выходные тупо оприходовать. Всё-таки этот твой куриный коньяк мне в аккурат тысяч девять в пересчёте на наши деньги обошёлся…

– Сколько-сколько? Ты, что, Николай, совсем – такие бабки на спиртное запалить?!

– Ну, так для себя же. Один раз можно. Но дело не в этом. Короче, ждал я, ждал. Наконец, по осени, через полгода по приезде, выпала годовщина нашей с Надюхой женитьбы. Открыл я коробку, вынул из неё бутылку, да и поставил в центр стола. Праздник так праздник. Надюха оценила, достала хрустальные рюмки, стол накрыла. Сели мы. Откупорил я этот коньяк, разлил по чуть-чуть… Чокнулись мы с Надюхой, поздравили друг друга. Она пьёт, а я нет, смотрю, значит, как ей пойдёт. Какое выражение лица будет, когда первый глоток проглотит, что скажет. Девять тысяч – это тебе не шутка!

Смотрю – а Надюха как-то скривилась вся, губы сжала, голову опустила и качает ею из стороны в сторону. Поставила недопитую рюмку на стол. Как, говорит, хочешь, а я это пить не буду. И сама в туалет. Слышу, рот полощет и плюётся. Что за фигня, думаю. Хвать рюмку, да и вылил её в себя… Ну, ребята, доложу я вам, это и пойло! Много я с мужиками денатурата выпил, но чтобы такое… Однако не выливать же?! Девять тыщ!!! Я в гаражи. Сговорился, что расскажу о загранпоездке. Ну, и под конец разговора достаю этот куриный коньяк и предлагаю мужикам выпить. Они давай отказываться, особенно когда я цену озвучил. Я им, мол, предупреждаю, вкусы у них там, за границей, свои. Кому-то может не понравиться. Помните, что в дьюти-фри куплено, настоящая Франция, и о цене не забывайте. Набулькал мужикам в стаканы. Те давай делать вид, что смакуют, покряхтывают, но пьют. Короче, уговорили мы эту бутылку под сало да кильку в томате. Я почти не пил, всё мужикам подливал. Думал, кому-то боком этот куриный напиток выйдет. Но ничего, обошлось. Я ж говорю – мы в гараже чего только не пили. Друганы у меня тренированные… Однако же, выпили они, и тут я им возьми, да и выложи всё как есть. Что, мол, думаю: подделку мы тут пили! Думал, они возмущаться станут. Ан-нет!  Говорят, что это же простой бизнес, погоня за выгодой – и ничего и личного! Мол, если подделывать спиртное, то выгоднее подделывать именно дорогие напитки, раскрученные, названия которых у всех на слуху. Тут за одну бутылку, говорят, ты девять тысяч отдал. Во сколько, так сказать, она подделывателям на корню обошлась? – загибают пальцы: стоимость тары. Печать этикеток. Акцизные знаки. Коробки. Плата за возможность продать в элитном магазине. За всё это – да, денег заплатили немало. Тысячи на две, максимум три – с бутылки… А само пойло-то копейки стоит. Вот и думай, какой у них навар образовался. А если бы они простую водку стали бодяжить – это же сколько нужно напахать, чтобы те же девять тысяч с одной бутылки выручить? Вот такие дела, братцы…

Мы смотрели на Николая, и каждый думал, кто о чём. Я, например, – о всеядности наших парней. Всё стерпят, если что.

Валера, пока Николай рассказывал, особенно после того, как тот название французского коньяка озвучил, очень оживился. Едва услышал «Корвуазье», аж подскочил! Пальцем показывает, что-то сказать хочет. Но терпит.

Едва Николай закончил свой драматический рассказ, Валера выдвинулся на краешек полки, чтобы его виднее было, и заговорил.

– Я, парни, вас сейчас развеселю. Хотите?

– Давай-давай. Только помни: мы щекотки боимся, – подначил Лёха.

– Так вот. Однажды звонит мне начальство и говорит, что могут быть неожиданные проверки по линии гражданской обороны и пожарной безопасности. Ну, мы, ясное дело, встрепенулись. Кинулись проверять – не просрочена ли заправка огнетушителей, все ли документы имеются, проходы освобождали… И вот приходят два важных мужичка. Уголки губ вниз, хмурые такие. Посмотрели на документы, полистали. Отложили в сторону. Взяли один огнетушитель, другой, отставили в сторону. Стали подходить к окнам, просить открыть, рассматривали решётки. Спросили, где у нас подвал, запасной выход. Выяснили, имеются ли одна схема, другая… Короче, смотрели, носами крутили. Потом позвали меня в кабинет. Закрыли двери. «Короче, так, – говорят. – Недочётов у вас море. Проблемы у вас. В совокупности тянет на большие штрафы. Можем наложить на организацию – не менее ста тысяч рублей. Ну, и на вас как на руководителя… тоже достаточно крупная сумма». Я им: «Может, договоримся?» Они переглянулись, посмотрели на меня, потом один говорит: «Можем и договориться. Наличными половину суммы, которую мы назвали, ну, если денег у вас нет… тогда два пакета. Ну, а в пакете – что вы всегда кладёте, когда подарок хороший хотите сделать? Коньячок-балычок, туда-сюда… икорка-табачок… Понятно? Да, и чтобы коньячок был хороший. Не ниже «Корвуазье». Понятно? Иначе… смотрите, выбор есть всегда. Неделя у вас времени на раздумья». Вот когда я впервые услышал это название.

– И что? – Лёха аж привстал. – Наборы или штрафы?

– Да ни того, ни другого. Только они ушли, звонит начальство и говорит, мол, если придут проверяющие – это фальшивые проверяющие… начальству стало даже как-то неловко за всё происходящее… мошенники. Будут у вас деньги вымогать или продуктовые наборы требовать. И чтобы коньяк там французский был… Вы им не верьте, сразу звоните нам. Мы примем меры… Представьте! Так что я даже узнать не успел, где этот «Корвуазье» продаётся и сколько стоит…

Слушая парней, и я припомнил, что и мне доводилось видеть эту бутылку с синей этикеткой. И тоже при необычных обстоятельствах.

– Знаете, парни, а ведь этот коньяк, наверно, специально для взяток выпускается…

– Да брось! – махнул рукой в мою сторону Николай. – Не может такого быть!

– А вот слушайте. Одно время я много ездил по области. Хотя и молодой был человек, но уже состоял в лекторском обществе «Знание», да ещё в областном звене. Приедешь в район, придёшь в райком партии, к третьему секретарю, представишься. А третий секретарь в те времена не то пропагандой занимался, не то культурой, не то всем этим вместе. Он при тебе и давай звонить парторгам в совхозы и колхозы, говорить, что, мол, человек из области приехал, лектор… обкома партии. Говорит в трубку, а сам на меня смотрит. Я, когда первый раз услышал, что я из «обкома партии», аж привстал, протестующе к нему руку протягиваю: где я, а где обком! А он машет на меня: сядь, мол, на место! Потом объяснил, что это для солидности. Корочки же у тебя имеются. Написано: лектор областного общества «Знание»… А его кто курирует? Правильно: третий секретарь обкома… И вот однажды приезжаю я в одно село. А там парторг – молодой парень, ещё моложе меня. Помню, вошёл я к нему в кабинет: сам в новом чёрном двубортном плаще, шляпе новой, красивой, с недавно приобретённым по большому знакомству чёрным фибровым дипломатом… И сразу давай о делах: мол, надо организовать лекции в школах, на фермах, на МТС… Он смотрит на меня, оценивает, прикидывает что-то… Потом и говорит: «Мы с вами сейчас поедем по нашим предприятиям. Я вам покажу район. Как мы живём тут, в глубинке. Чем занимаемся. С людьми познакомитесь… А встречи в коллективах никуда не денутся. Организуем. Будьте спокойны»… Я промолчал. Он вышел. Вскоре заходит полненькая тётенька в странной вязаной кофте – не то секретарша, не то бухгалтер, разбери их-пойми… Не помню ни лица, ни имени-отчества… помню только ярко накрашенные губы. Внесли поднос с маленьким чайничком, чашку на блюдце и тарелочку с лимоном – вот как у нас на столе. Ну, и там сахар, печеньки… Через какое-то время опять заходит  та же тётенька и приглашает выйти во двор. Там, мол, вас уже ждут. Выхожу. Стоит новенькая «Волга». Около неё мой парторг – уже в костюмчике, при галстуке. «Присаживайтесь, говорит». Едем мы с ним, едем, куда-то в поле выезжаем, да быстро так едем. Он всё время что-то говорит, о чём-то спрашивает. При этом, когда спрашивает, не очень-то интересуется ответами. Так, чисто формально: спросит, посмотрит в мою сторону, когда я отвечаю, и тут же снова о своём районе, о полях, зерновых, животноводстве. Но каждый его вопрос, ответами на который он не очень интересовался, у меня в памяти оставался как вбитый гвоздь. Например, его интересовало, как живёт область? Как первый секретарь обкома относится к культуре? Много ли лекторов? Кому мы предоставляем отчёты о поездках по области?.. Наконец, машина остановилась на какой-то лесной опушке. «Давайте выйдем, разомнём ноги», – сказал парторг. Оглядываясь, я увидел около машины возникшее как по волшебству жаккардовое покрывало. На нём высились горки с закусками, аккуратно разложенными по тарелкам: помидорчики, огурчики, сало, хлеб. Стояли не стаканы, а хрустальные рюмки. «Что это?» – спросил я, сдвигая брови. – «Как это понимать?» Надо было видеть лицо парторга! Он побелел, сжался весь. Лицо сморщилось, и только сузившиеся глазки буравили моё лицо, пытались, видимо, понять, что со мной происходит: или на самом деле возмутился таким поворотом дел, или от неожиданности так себя повёл, или, может быть, цену себе набиваю… «Перекусить… с дороги… на свежем воздухе… время-то почти обеденное. Пока до столовой доедем… а тут всё своё, домашнее. Жена собрала. Вот… А это от меня. Хранил для большого гостя». И тут, ребята, он вынимает из портфельчика точно такую же бутылку, о которой мы с вами сейчас говорим! «Корвуазье»! Увидев спиртное, я сменил гнев на милость, сделал вид, что только этого и ждал. Соблазнился, типа, французским коньячком. Но вдруг сделал вид, что задумался, и спрашиваю его со строгим видом: «А как же вы выпивши за руль-то сядете?» Парторг было снова замялся, а потом вкрадчиво так говорит: «Мы же в лесу… Кто тут увидит? А мой дом на окраине стоит. Можем и заехать. Там банька. Попаримся, расслабитесь с дороги… Жена ждёт…» Короче говоря, выпили мы немного, закусили, и я ему совершенно так демократично и уже почти по-дружески говорю, мол, с вакансиями в области сейчас сложно. Но я всё равно в отчёте упомяну – и о радушии местных жителей, и о передовых методах хозяйствования некоторых ответственных партийных руководителей… Марку надо было держать до конца. А конец наступил этим же вечером. После выпитого никаких встреч с молодёжью, разумеется, не было. Заехали к нему, зашли в дом. Жена даже не показалась. Видимо, в бане нас ждала…

Услышав про жену и баню, парни оживились, стали переглядываться. Учуяли скабрезную подоплёку. Думали, сейчас я им солёненькую историю выдам. Николай не выдержал.

– И что? Ты в баньку-то пошёл? Жена там была? И как она?..

– Не, мужики… Разочарую вас. Я, хоть и молодой парень был, и ситуация, почти как в гоголевском «Ревизоре», но наглости во мне столько не имелось. Понимал, что парторг на всё готов ради карьеры, однако проверять, насколько, не стал… Да и что вы думаете, жена там ждала, чтобы меня соблазнять? Может, она там просто веники запаривала, нам уют создавала, чаёк там, пивко. Да мало ли…

Так вот. Продолжаю. Он принёс печать. Наштамповал мне путёвок. Потом мы сели снова в его машину, и ночевал я уже в райцентре, в гостинице. А утром уехал в свой областной центр. У себя в дипломате обнаружил, уже когда приехал домой, какой-то свёрток. Размотал – а там та самая недопитая бутылка коньяка «Корвуазье». Признаюсь, даже вкуса его не помню. Дома отдал эти полпузыря сантехнику, который устранял засоры у меня в ванной. Вот такие дела, парни…

Только я закончил говорить, Лёха обернулся, достал из-за спины свою бутылку водки и поставил её на стол.

– Лучший коньяк – это водяра! Наша, чистая, честная российская водочка.

– Погоди, под водочку и закусон нужен другой. Сейчас остановимся, выйдем на перрон. Там бабульки картошечку продают. К ним подкупим консервов. Если повезёт, то и колбаски. Вот тогда и водочка пойдёт.

– Мужики! – я достал вторые пол-литра кизлярского коньяка. – А может, водочку на обед оставим? – уж очень не хотелось мне с утра водку глушить. – Первая бутылка ведь ни у кого несогласия не вызвала?

– Да не… Чо ты. Хорошо пошла.

Я разлил по новой, а про себя подумал: оказывается, все мы так или иначе с этим «Корвуазье» столкнулись. Надо же – какой популярный напиток…
__________________________________

Рецензия на «Корвуазье» (Виктор Винчел)

Здравствуйте, Виктор!
Читаю и чисто по-женски головой качаю:
- Ну-у-у, мужики! Все разговоры лишь о выпивке...
Мы. женщины, нашли бы побольше тем для тёплой женской беседы...
С улыбкой,

Элла Лякишева   02.02.2023 09:14   •   Заявить о нарушении / Удалить

Рецензия на «Корвуазье» (Виктор Винчел)

Очень правильно наблюдение.
По Сенькам и шапки.
С уважением,

Юл Ниврадов   30.06.2022 11:34   •   Заявить о нарушении / Удалить

Рецензия на «Корвуазье» (Виктор Винчел)

Подобные посиделки в купе, наверно случались со многими рождёнными в СССР, и естественно большого разнообразия в выборе алкоголя тогда не было, и тем более без западного алкоголя, но прошли года, перепробовав многие хвалёные заморские напитки пришёл к выводу, что под всеми любимую и народную русскo-украинскую закуску всё же лучше водки нет, полностью солидарен с автором, а рассказ удался и хорошо прошёл и на "сухую". Жму на зелёную!
И тост автору: "Так выпьем за то, чтобы наши восторженные ожидания не омрачались реальной действительностью!"

Роман Непетров   27.06.2022 11:21   •   Заявить о нарушении / Удалить

Рецензия на «Корвуазье» (Виктор Винчел)

Здравствуйте, Виктор!
Прочитав, каждый вспомнит своё...Спасибо!
Интересная зарисовка жизни, так как есть...!
С моим теплом и уважением,

Надежда Опескина   27.06.2022 09:37   •   Заявить о нарушении / Удалить

Рецензия на «Корвуазье» (Виктор Винчел)

В себя принимаешь... или принимаешь как своё... как свою.
Подделка и фирма. Жизнь и туфта. Купе и салон. Песчаный пляж и гостиничный номер...
Как же всё в жизни схоже, и какое всё разное!
Но купе - сюжет особый, даже без коньячка.
Увлёкся... простите.

Владимир Каев   15.06.2022 15:27   •   Заявить о нарушении / Удалить

Рецензия на «Корвуазье» (Виктор Винчел)

:))) Почему-то сразу вспомнился эпизод из "Семнадцати мгновений весны", где Штирлиц с генералом так аппетитно поглощали коньяк и нарезку салями:)))
Вот что значит - чисто "мужское" купе образовалось - без напитков никуда:)))
К сожалению, совершенно не спец по коньякам (в данном конкретном случае, чтобы не подумали, что я спец по всем другим "напиткам":))) а потому не могу "присоединиться" к беседе героев:)) Да и вообще - в такой тёплой компании женщина была бы лишним элементом:)))

Про подделки - да, слышала такое (действует и с лекарствами, и с прочими товарами): чем дороже и престижнее фирма - тем чаще подделывают, поскольку выгоднее:))

После прочтения захотелось в поездку:)))

С улыбкой и теплом,

Нила Кинд   12.06.2022 09:05   •   Заявить о нарушении / Удалить