Литература. демоверсия егэ-24

Лариса Батаева
   Текст
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.
Явление второе - ЗАДАНИЕ 4.1.
Те же, Дико;й и Борис.
Д и к о й. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Б о р и с. Праздник; что дома-то делать!
Д и к о й. Найдёшь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе всё неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?
Б о р и с. Я и слушаю, что ж мне делать ещё!
Д и к о й (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говоритьто не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюёт и уходит.)
Явление третье
Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин.
К у л и г и н. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймём мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.
Б о р и с. Уж какая охота, Кулигин! Неволя.
К у л и г и н. Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить. Коли можно, сударь, так скажите нам.
Б о р и с. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну?
К у л и г и н. Ну, как не знать!
К у д р я ш. Как не знать!
Б о р и с. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трёх дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.
К у л и г и н. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь.
Б о р и с. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придём в совершеннолетие, только с условием.
К у л и г и н. С каким же, сударь?
Б о р и с. Если мы будем к нему почтительны.
К у л и г и н. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать.
Б о р и с. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит всё-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да ещё станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
К у д р я ш. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, не;што кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?
Б о р и с. Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Чрез это я своих обидеть должен!»
К у л и г и н. Значит, сударь, плохо ваше дело. (А.Н. Островский, «Гроза»).
ЗАДАНИЕ.
Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1. Как в приведённой сцене представлен тип героя, получивший у А.Н. Островского определение «самодур»?
          Самодур - литературный тип, которому присущи негативные характеристики. А.Н. Островский ввел это слово в литературу: «Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…» Роль такого литературного типа – оттенить других героев,  наделенных драматургом положительными качествами.  Прием контраста помогает нам лучше разобраться в конфликте  произведения.
           В отрывке из пьесы «Гроза» А.Н. Островского противопоставлены Борис, Кулигин, Кудряш  - Дикому, характер которого соответствует его «говорящей» фамилии. Он присвоил наследство Бориса и его сестры,  оставив сирот  без средств к существованию: «…не даст ничего или так, какую-нибудь малость…». Обзывает племянника: «дармоед», «проклятый», «иезуит»; запрещает: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе всё неймется!» Такой тип является причиной конфликтов,  потому что он  - ключевой персонаж, на котором построен сюжет пьесы. Его злоба,  грубость, бесчеловечность разрушает мир  героев драмы, подавляет своим хамством и дикостью взаимоотношений с окружающими  все вокруг. Таким его представил нам драматург.
К самодурам относятся Простакова из комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина,  купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова («Гроза»), помещик Троекуров (повесть А.С. Пушкина «Дубровский») и другие. Эти типы унижают людей, невоспитанны и грубы, психически незрелы. Эти деспоты одержимы корыстными интересами, жестоки по отношению к другим. Ради своих корыстных целей они готовы на подлость, жестокость даже по отношению к родственникам, как Дикой. Именно таким и представлен автором Дикой в данной сцене.   225 слов