Письма к Маню. 5, 6

Эль Ка 3
Игра Месяц поздних поцелуев.http://proza.ru/2023/08/14/184
Письма к Маню. 5, 6.

14.08.- 31.08.2023

Привет, привет, моя дорогая Маню!
 
 Вот и наступил его величество август. Этот месяц всегда у меня вызывает двойственное чувство. Прежде всего всегда грусть и только потом радость. Просто радость от того, что лето ещё не кончилось, что можно и нужно наслаждаться теплом и царскими подарками августейшего месяца. Ты же помнишь, что он у нас всегда со вздорными повадками. То одаривает теплом, жгучими солнечным деньками, то охлаждает до осеннего ненастья. И дождь уже такой задумчиво уставший, скорее равнодушный к тому что лето на исходе… А я… чувствуя за собой вину - никак не могу собраться, чтобы написать тебе.

Да, Маню, прости, прости, прости. Впервые я не поздравила тебя с днём рождения. Не потому что забыла, а потому что не смогла найти нужных слов. Когда-то распахнутая дверь незаметно стала прикрываться, оставив небольшой просвет, надеюсь что ещё не совсем узкий. Дежурных слов для тебя не хотелось, всё же юбилей, а душа моя замерла. Но сегодня, сегодня читая письма начала 12 века у меня в груди вдруг что-то вздрогнуло и заставило сесть за клавиатуру. И построить мостик извинений, пусть он будет запоздалым подарком. И хоть дорога ложка к обеду, но лучше поздно чем никогда, да и повинную голову меч не сечёт - надеюсь и свято в это верю, Манюша.:)

А расскажу-ка я всё по-порядку.
Кстати, сегодня праздник - медовый Спас.
*
 Возьми на радость из моих ладоней
 Немного солнца и немного меда,
 Как нам велели пчелы Персефоны.
 Не отвязать неприкрепленной лодки,
 Не услыхать в меха обутой тени,
 Не превозмочь в дремучей жизни страха.
 Нам остаются только поцелуи,
 Мохнатые, как маленькие пчелы,
 Что умирают, вылетев из улья.
 Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
 Их родина — дремучий лес Тайгета,
 Их пища — время, медуница, мята.
 Возьми ж на радость дикий мой подарок
 —Невзрачное сухое ожерелье
 Из мертвых пчел, мед превративших в солнце
*
Вот тебе немного Мандельштама.


Случилось у меня на днях поработать "экскурсоводом" у двух сорокалетних мальчиков. Я собственно уже нагулялась в парке и возвращаясь домой остановилась под падоцерусом. Я ж у лета всё прошу - не беги, погоди. Стремлюсь остановить мгновение хотя бы в смартфоне. Вот и снимаю каждый день моменты маленькой жизни.


Фотографирую дерево. Это не просто дерево. Это — гибрид черемухи и вишни. Мичуринское изобретение. Зависит название от того, что служит материнским  растением. Там, Маню, про пестики-тычинки речь, про переопыление. Если маман черёмуха, то  падоцерус, если вишня - то церопадус. Дерево выше фонаря на проезжей части, гроздья красных ягод в этом году столь обильны, что свисают под тяжестью плодов, как яблони под гнетом урожая. Выглядит очень завлекательно. Два проезжающих велосипедиста спешились со своих двухколёсных коней, чтобы подняться с проезжей части на тропинку газона и остановившись принялись обсуждать: "Рябина-нерябина, калина - некалина".

 
Я не выдержала конечно и прочитала им лекцию, помавая руками как в музее, тем более, что вдоль дороги молодые посадки этих падоцерусов. А так как я фотографирую их с самой весны, то заодно показала в смартфоне как они цвели - не отличить от настоящей черёмухи, правда аромат намного слабее. И как потом созревали, росли ягоды, краснели, а сейчас ягоды уже цвета вишни, но собраны вот в такие черёмуховые, только покрупнее, кисти. Мальчики смешные, тут же сорвали попробовать, я им говорю: "Не стоит, это чисто декоративные".
Не послушались- "Ой, горькие и вяжут!"
 
Господи, мальчишки остаются мальчишками всегда, и в сорок тоже. А рядом с этим падоцерусом среди кустов барбариса растёт единственный в округе куст-лиана жимолости. Рука моя сама взмахнулась на него и, и… тут Любочку понесло. Я им показала, как цвела лиана и рассказала почему жимолость, вернее аромат жимолости, считается символом эротической любви, вспомнив грустную историю несчастной пары 12 века Пьера  Абеляра и Элоизы, которая с течением времени превратилась в миф. Хотя письма их сохранились. И историю их любви перекладывали многие европейские авторы потом. Потом. А тогда, в Париже философ и богослов Пьер Абеляр познакомился со своей студенткой слушательницей, юной красавицей, умницей Элоизой. Так счастливо начавшийся роман закончился трагедией и чувства перешли в буквы на пергаменте и монашеское послушание. 

Когда я назвала дату рождения Элоизы - 1101 год - я запнулась... и поняла, что пора остановиться.  Стало так неудобно и я им улыбнулась: - "Мальчики я могу долго ещё рассказывать, как Шахерезада, но вас наверно ждут дела, да и мне уже давно пора заканчивать прогулку." И мы мило распрощались.


Дома заварила чабрец с мёдом и пока пила я вспоминала, что десять лет назад подарила тебе на день рождения рассказ… А толчком к его созданию тогда послужило тоже воспоминание... о паре недель, проведённых на даче у  Юли Ивановой.

Стоял июль, цвела жимолость. Вся веранда была увита густыми лианами. На закате тень от них плотная, словно толстые тяжёлые портьеры висели на столбах, и уложив внуков пили мы на той веранде поздно вечером чай, рассуждая об искусстве. И винные бражники толпами оккупировали эти заросли. Это было так волшебно и прекрасно. И одуряющий аромат цветов, вобравших в себя весь жар солнца и почти не пахнущих днём, к вечеру концентрировался облаком вокруг нас, сидящих на длинных ступеньках. И это ощущения счастья и покоя потом вспоминалось очень долго.

31.08 2023.
Когда я решила написать историю моих Ромео и Джульетты, жимолость оказалась совершенно необходимым атрибутом и я поспешила прочитать всё про это растение.
И узнала, что аромат жимолости - с древних пор считается ароматом любви и эротических желаний. Так ведь я писала тебе, что просто заболела тогда этим ароматом и все духи, что покупала, так или иначе, но содержали ноту каприфоли. На что это похоже? Немного мёда, немного нарцисса, немного лимона...И много-много загадочности... Да, так вот именно тогда я и наткнулась на переписку Абеляра и Элоизы.
 
И так всколыхнулось забытое, припорошенное заботами и делами отнюдь не романтическими...да и захотелось проверить себя - точно в 1101 году родилась Элоиза? И я нырнула в сеть, в СЕТЬ, Маринушка!  И застряла. Но раз открыла письма, то решила перечитать. А то я с таким восторгом рассказывала о них этим взрослым мальчикам.
Удивительно, но десять лет назад  увидела только эротику у Элоизы и наставление у Абеляра. Сейчас... Да. Бесспорно у Элоизы чувственная любовь и никакое монашество эту любовь не истребило, но безусловно богословского много. Очень. А Абеляр…

А что - бедный профессор-теолог, хоть и знаменит, а денУжек-то нетути… Кстати, Маню, вспомнила наш старый фильм "Благочестивая Марта", где ГГ играла Маргарита Терехова, а её возлюбленного, нищего стЮдента - Эммануил Витторган. Эти моменты, где он притворялся припадоШным паралитиком, лишь бы его приютили  и поставили на полный пансион в богатый дом якобы  для просвещения, для обучения  латинскому языку девицы, помню до сих пор. Не от этой ли истории Абеляра и Элоизы сюжетик сей? Впрочем их случай не вышел бы за рамки обыденных историй жизни, если бы не оскопление Абеляра уже после свадьбы... Такая вот месть опекуна Элоизы была.
  O tempora, o mores!
 
По этому поводу вот отрывочки тебе из писем Элоизы:

  "Бог свидетель: никогда не искала я ни твоей славы, ни твоего положения, ни твоих заслуг, ничего другого, принадлежащего тебе - кроме тебя самого. Не желала я ни замужества, ни удела почтенной жены, и когда соединилась с тобою брачным союзом, делала я это не это не ради своего удобства, но только ради тебя. Слово "жена" может звучать почетно, достойно, даже свято, но ближе мне всегда были иные названия - любовница, дама сердца, наложница, содержанка, даже шлюха, если позволишь. Я верила, что чем более я смирюсь пред тобою, тем больше угожу тебе, и тем меньше вреда нанесу твоему положению. Ты не умолчал об этом в своем письме к другу. Там ты перечислял различные доводы, которые я приводила против брака с тобой. Но ты забыл рассказать, почему я решила предпочесть любовь супружеству и свободу - цепям брака. Бог свидетель, если сам Август, покоривший весь мир, решил оказать мне честь, взяв меня замуж, я бы предпочла остаться твоей любовницей, нежели его императрицей."
 
  "Из всех страдалиц я - самая жалкая. Из всех женщин я - несчастнейшая. Чем большим было мое счастье, когда ты любил меня больше всего на свете, тем горше мои страдания сейчас, после твоего падения и моего позора. Ибо чем выше скала, тем губительнее падение с нее. Среди великих и благородных женщин разве кого-то превозносили как превозносили меня? И кто из них перенес больший позор и страдания? Какую славу я обрела в тебе, и какие страдания! Не знала я меры ни в счастье, ни в горе, и прежде чем стать величайшей страдалицей, вкусила я сперва величайшего счастья, и избыток радости завершился избытком скорби."

  "Радости любви, которые мы испытали вместе, были чересчур сладки, чтобы сожалеть о них, да и вряд ли удастся изгнать из сердца. Куда бы я ни глянула, о чем бы ни помышляла - они всегда перед глазами моими, и всегда в памяти у меня, пробуждая успокоившиеся было воспоминания и вновь раздувая костер былых чувств. Память о том, что пережили мы не оставляет меня даже во сне. И во время святой мессы, когда, казалось, помыслы должны быть чище, а молитвы - идти из самых глубин сердца, в воображении моем снова возникают утехи, которым предавались мы, и я думаю больше о грехе моем, нежели о молитве к Господу. Воистину, мне следовало бы сокрушаться в грехах, которые совершила, но вместо этого только вздыхаю об утраченном счастье."
 
  "Я не забыла ничего - ни сладостного времени, которое проводили мы вместе, ни даже мест, где это происходило; все это навеки запечатлено в моем сердце вместе с твоим милым образом. Поэтому даже будучи далеко от тебя, я снова и снова переживаю все, когда-то мы пережили вместе. А иногда чувства мои вырываются наружу и выдают себя - то в неосторожном движении, то в нечаянно сказанном слове."

  "Ты мой Бог... ты единственный обладатель как моего тела, так и моей души... если она не с тобой, то ее нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может. Какая королева, какая принцесса не позавидовала бы тем моим радостям, которые я испытала с тобой в постели?"
 
  "Юность и любовь, пережитые мною, только разжигают во мне желание и тем самым приносят мучения плоти. У меня нет твоей силы духа, и потому превозмочь искушение мне нелегко. Люди зовут меня святой, но в сердце ко мне им не заглянуть, и потому они не знают о том, что святость моя лицемерна. Я кажусь им святой за целомудренную жизнь, однако истинное целомудрие кроется не в теле, а в душе человека. Поэтому я, может, и заслуживаю похвалу у людей - но не у Бога, Который испытывает сердца и видит сокрытое. Меня, лицемерку, считают религиозной; но ведь и в религии нашей лицемерия намного больше, нежели искренности, и потому наивысшую похвалу у людей получает тот, кто потакает их вкусам."
   
  "Есть люди, которые во всеуслышание исповедуют вину свою, но не знают того, что зовется раскаянием - то есть, сожаление, сокрушение о сделанном. И потому они говорят бодро и весело о том, над чем следует плакать. Кто искренне возненавидел грех свой - тот пусть исповедует его в сокрушении сердца и горечи духа, чтобы, сокрушаясь, получил наказание за то, в чем исповедовался устами по велению разума".


Честно сказать, Маню, вырывать эти отрывки было тяжело. И как ни странно, но невозможно оторваться от текста этих посланий. Почти тысяча лет назад, а всё так же борется Душа и Дух с плотью.

Существует легенда, что когда умерла Элоиза, то  похоронили её рядом с Абеляром и ветви жимолости с их могил переплелись и обвили надгробия. Мне захотелось посмотреть как выглядит памятник сейчас. Ты, знаешь, Маню, с того ракурса, что я увидела первым - Абеляр был жутко похож на императора Константина. На ту голову колосса, что экспонируется в Риме. Того самого Константина Великого, положившего конец язычеству, утвердившего христианство и перенесшего столицу Римской империи в Византий(Константинополь). И собственно с того времени начался распад Римской империи. Да и от скульптуры той, от колосса, осталась только голова, локоть, ступня и кисть руки с поднятым указательным пальцем... Но голова! Но палец! Маню, прости. Я раньше не интересовалась могилой этой четы, а тут обнаружила и вот такие ассоциации родились.  Возможно просто от того, что именно эта скульптура императора Константина положила начало ухода от эллинской греческой и римской культуры к готике, когда почти уходит портретное сходство и остаётся только отвлечённая идея. Идея. Христианство. Через 700 лет.
 Может я и не права. :)
 

Маня!  Десять лет прошло с того юбилея, значит и рассказу столько же. Я ведь тогда подготовилась основательно. Сколько виртуально побродила по Выборгу и Мон репо, я счастлива от того какие возможности теперь даёт интернет! Можно восстановить свои воспоминания, можно побродить по местам, в которые ты никогда уже не попадёшь, но представить то визуально можно? Ведь главное уловить дух и энергию места, может быть и тут действует эта система зеркальности - вижу то, что хочу увидеть и не замечаю  того, чем не интересуюсь? До сих пор от твоих фото Нью-Йорка балдею.  Твоё восхищение городом передаётся и мне. Иногда захожу в твои фото-альбомы. ))

А жимолость ведь была почти действующим лицом того рассказа. У Юли мы гостили в июле, а в рассказе действие происходит в первой декаде августа и мне было важно найти такой сорт, пусть не съедобный, но чтобы он цвёл в августе. Удивительно, но нашла! Есть даже такие, что цветут и в сентябре. Я проштудировала наверно 200 диких и 100 культивированных сортов в поисках нужного. Нашла и успокоилась. Оказался сорт очень красивый, его и описывала потом.

Забавно, что я столько прочитала об Абеляре и Элоизе, а в самом рассказе нет и намёка на их историю. Для чего же я читала? Чтобы понять, почему жимолость является символом ароматом эротической любви? Я ведь тогда купила себе духи, основной нотой у них был вкрадчивый сладковатый медовый аромат жимолости, смешанный с опьяняющим ароматом жасмина и холодными нотками зелени - "Шербурские зонтики". Я рассказывала тебе, что капала на носовой платок, что лежал рядом с клавиатурой, когда я печатала свой текст? Удивительные вещи иногда требуются для вдохновения. Но во-первых вдыхая эти ароматы я физически возвращалась на Юлькину веранду к тем цветам и бражникам и запахи лета витали вокруг меня как когда-то по ночам у подруги на даче. Играла старинная кельтская музыка и стук клавишей на клавиатуре подыгрывал и создавал иллюзию оркестрового сопровождения.
Так и было.
Знаешь что, Манюша, а сделаю-ка я себе подарок. Выложу рассказ на Прозе на юбилей. ))А что, имею право, да?
 
Маню, я тебя обнимаю и целоваю. Нежно-нежно-нежно.
*


Продолжение следует...
 А вот сам рассказ "И была ночь - и был свет. И был день - и наступила тьма." http://proza.ru/2023/09/18/16