Стремя Тихого Дона

Анатолий Обросков
О Захаре Прилепине критики пишут, что он "ворвался в литературу как выстрел из гранатомёта".

В номинации «HUMANITAS» выдвинута биография Михаила Шолохова за авторством Захара Прилепина "Михаил Шолохов.Незаконный". – М.: Молодая гвардия, 2023. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Изучая состав конкурсных комиссий литературных премий России и имена соискателей, обратил внимание, что зачастую в отборочных комиссиях и среди номинантов присутствует знакомая группа персонажей.

Считаю, что вручение литературных премий должно проходить строго в соответствии с художественным уровнем тех или иных произведений.

Что касается номинации Прилепина, то, по всей видимости, он намерен ею поставить точки над е в затянувшейся дискуссии об авторстве Шолохова, когда речь идёт о "Тихом Доне".

В своих воспоминаниях Рой Медведев пишет, цитирую.

В сентябре 1974 года эмигрантское русское издательство «ИМКА-Пресс» в Париже опубликовало небольшую книгу «Стремя “Тихого Дона”: Загадки романа» с предисловием Александра Солженицына. Вместо имени автора на обложке и на титульном листе была проставлена всего одна буква «Д». Можно было подумать, что это намёк на Дон.

В 1974 году интерес к тому, что говорил и делал Солженицын, недавно лишённый советского гражданства и высланный за границу, был очень велик. Но и интерес к Михаилу Шолохову и его роману «Тихий Дон» в Советском Союзе также был очень велик. Поэтому книга «Д» не могла не вызвать интереса и в нашей стране, и за границей.

Как было видно из предисловия, Солженицын хорошо знал «Д» и ценил его как «литературоведа высокого класса», который между других своих работ взялся и за изучение проблемы авторства «Тихого Дона». Можно было понять, что «Д» начал эту работу по просьбе Солженицына и делал её не только бескорыстно, но и тайно. Однако автор смог только начать большое исследование, написав несколько разделов, а также много разрозненных заметок, которые и вошли теперь в книгу. Из письма «Д» к Солженицыну, которое приводилось в предисловии, было видно, что «Д» намеревался значительно продвинуться в своём исследовании летом и осенью 1973 года, а в дальнейшем написать ещё одну книгу на ту же тему, но уже как детектив.
...
Как известно, сомнения в авторстве Михаила Шолохова высказывались ещё в 1928–1929 годах, после выхода в свет первых частей романа «Тихий Дон» в журнале «Октябрь» и в «Роман-газете». Однако то были разного рода слухи и домыслы, а теперь это была попытка исследования.
...
Неудивительно, что книга «Д» быстро распространилась в конце 1974 года в московских литературных кругах. Я хорошо помню, как бурно обсуждали книгу «Д» в разных писательских квартирах. В квартире Владимира Солоухина почти все собравшиеся здесь несколько писателей склонны были принять доводы «Д» и Солженицына. В доме Владимира Тендрякова были решительно против этого. Юрий Трифонов был полон сомнений. Взволнованы были Владимир Лакшин, Юрий Черниченко и Лев Копелев.

Многие стали выписывать и читать в библиотеке дореволюционные повести и рассказы Фёдора Крюкова, известного в свое время донского писателя и общественного деятеля, которому «Д» и приписывал главную роль в создании романа «Тихий Дон».

Литературовед, биограф и земляк Ф. Крюкова Владимир Проскурин, с которым я тогда познакомился, был рад всеобщему вниманию к творчеству Крюкова, но возражал против приписывания Крюкову авторства «Тихого Дона». Естественно, что в писательской среде строилось множество догадок и о том, кто такой сам «Д». Кое-кто высказывал предположение, что за этим псевдонимом скрылся сам Солженицын, но у этой версии оказалось мало сторонников. Опубликованные материалы свидетельствовали о «Д» как о способном литературоведе. Литературное окружение А. Солженицына было невелико, но оно было, как это принято говорить сейчас, не слишком «прозрачно».

Книга «Д» вызвала не только большой интерес сама по себе, но и положила начало многим новым исследованиям и публичным обсуждениям. Были предприняты попытки сравнить словарный запас, стиль и идейную направленность «Донских рассказов», сочиненных и опубликованных в 1924–1926 годах, и первых пяти частей «Тихого Дона», которые создавались в 1927 и в начале 1928 года.

Норвежский исследователь-славист Гейр Хетсо провел компьютерное исследование, в основу которого положено сравнение длины предложений и расположение частей речи в «Донских рассказах, в первых двух частях „Тихого Дона“ и в „Поднятой целине“. Полученные данные сравнивались потом с теми же параметрами в сборниках рассказов и повестей Фёдора Крюкова, особенно за период 1909–1917 годов.

...

Можно было бы выделить несколько десятков наиболее ясных и очевидных признаков, черт и качеств автора «Тихого Дона», без которых создание романа было бы невозможно. Было очевидно, например, что автор замечательно знает и рисует природу Донского края: степь и лес, все травы и всех зверей, птиц и рыб, сам Дон и небо над ним при любой погоде и в любое время года. Он применяет необычно яркие краски, показывая нам не просто пейзажи, а жизнь природы во всех её проявлениях.

Автор выказывает замечательное знание всего уклада казачьего сословия, быта, службы, поведения и психологии казака – воина и земледельца. Он знает все детали и особенности казачьего хозяйства, военной формы, конного дела, истории казачьего Дона. Он не просто знает, но любит казачество, его старинные песни, пляски, игры, традиции. Он даёт нам необычные и сильные образы и казаков-мужчин, и особенно женщин-казачек: Аксиньи, Натальи, Дарьи, Ильиничны.
...
Ни Фёдор Крюков, ни Михаил Шолохов, каким его изображали тогда все литературоведы и авторы школьных учебников, не подходили под признаки автора столь необычного и сильного романа-трагедии.
...
По мнению «Д», стиль и характер самого художества в романе был различен в разных его частях. Разные страницы и главы романа написаны как бы разными руками и в разное время. Неизвестному нам «Д» казалось, что существует большая разница между основной частью романа и более поздними вставленными в него главами и разделами. Ему казалось, что образы Аксиньи и Анны Погудко, даже Мишки Кошевого и Бунчука создавались разными авторами. Таким образом, выдвигалась концепция о существовании у романа «Тихий Дон» как главного автора, так и менее способного и отличного по взглядам соавтора. Доводы и примеры «Д» были интересными, но не убедительными, не исчерпывающими, а порой и явно ошибочными. Это признавал и Солженицын, который писал в предисловии: «В который раз история цепко удержала свою излюбленную тайну». «Клад “Тихого Дона” заколдован», – писал Солженицын и много позже.

Но и тайна самого «Д» держалась еще много лет. Только в конце 1991 года в декабрьской книжке «Нового мира» А. И. Солженицын сообщил читателям драматическую предысторию книги «Стремя “Тихого Дона”». Только теперь мы смогли узнать имя автора этой книги. Это была Ирина Николаевна Медведева-Томашевская, литературовед из Ленинграда. По свидетельству Солженицына, она умерла в Гурзуфе в Крыму, где лечилась осенью 1973 года. Ее сразил инфаркт, когда она узнала из передач западных радиостанций об обысках у друзей Солженицына в Ленинграде и об изъятии «Архипелага». Даже в разговорах с близкими ему людьми, а тем более в переписке А. Солженицын, склонный к тщательной конспирации, всегда называл И. Н. Медведеву-Томашевскую «Дамой». Отсюда и возник столь необычный псевдоним– «Д».
...
Солженицын и Шолохов имели возможность познакомиться друг с другом на большой встрече деятелей культуры с лидерами КПСС в декабре 1962 года. Посредником в этой короткой встрече был А. Т. Твардовский. Два писателя пожали друг другу руки и обменялись обычными в таких случаях комплиментами.

Их взаимная неприязнь сменилась в семидесятые годы нескрываемой ненавистью. Однако под влиянием успеха Солженицына Шолохов попытался поднять в новой редакции романа «Они сражались за Родину» тему сталинских репрессий.

Издание книги «Д» круто изменило положение дел в советском шолоховедении. Существенно расширилось и углубилось изучение истории и источников романа «Тихий Дон», его текста, прототипов, особенностей языка и образов. Появились первые большие биографии Шолохова, которых в шестидесятые годы просто не было. Были изучены многие ранее закрытые архивы. Наконец, были найдены и рукописи первых частей романа, которые сам Шолохов считал навсегда утерянными. Очень много узнали мы и о донском писателе Фёдоре Крюкове, главные работы которого переизданы в 90-е годы. Книга «Д» стала таким образом частью нашей непростой литературной истории.
Конец цитаты из мемуаров Роя Медведева.

Этим летом произошло весьма знаковое событие как для Петербурга, так и для всей России.
Недалеко от стадиона Газпром Арены появились три огромных флага: россиский триколор, советский и имперский. Эта эстафета флагов символизирует преемственность всего лучшего, что было во все три временных этапа российской государственности, их взаимовлияние и взаимосвязь.
Это касается и культуры, и литературы...
Поэтому не считаю чем-либо чрезмерным нахождение литературоведами влияния талантливого писателя с донских берегов Фёдора Крюкова на генезис текстов Нобелевского лауреата из станицы Вешенской Михаила Шолохова.

Интересно, будет ли Захар Прилепин выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах в РФ 2024 года?
Это вполне допустимо, ведь, как известно, Россия это литературоцентричная страна... 

В понедельник, 21 августа, был опубликован шорт-лист конкурса «Книга года – 2023». В него вошли 46 изданий, выпущенных 26-ю издательствами. Всего на конкурс было подано более 900 книг от 108 издательств из 23 населенных пунктов России. Лауреатов определят в 11 номинациях. Победителей объявят 31 августа в рамках 36-й Московской международной книжной ярмарки в Электротеатре Станиславский.

Претендентами на награду в главной номинации «Книга года» стали: «ПоэZия русского лета», Современная литература стран СНГ. Тома «Поэзия», «Проза», «Детская литература», «Музей Москвы. История и коллекция», «Срока давности не имеют… Преступления фашизма против народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

В номинации «Проза года» финалистами стали «Бронепароходы» Алексея Иванова, «До февраля» Шамиля Идиатуллина, «Третьим будешь. Разговоры в Конюшне» Юрия Роста, «Сапфировый альбатрос» Александра Мелихова и «Бегущей строкой. Сборник эссе и рассказов о москвичах» Елены Холмогоровой.

В номинации «Поэзия года» на победу претендуют: «Большая библиотека японской поэзии: в переводах Александра Долина: в 8 т», Анна Ревякина «Великий Блокпост. Антология донбасской поэзии 2014-2022», Инна Кабыш «Ave Eva: Стихи, пьесы, эссе», Александр Сопровский «Собрание сочинений в 2-х томах», серия «Покет. Стихи» / сост. А. Колобродов, З. Прилепин, О. Демидов.

I. Номинация «Проза года»

Иванов А. Бронепароходы. – М.: РИПОЛ классик, 2023

Идиатуллин Ш. До февраля. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023

Мелихов А. Сапфировый альбатрос. – М.: Время, 2023

Рост Ю. Третьим будешь. Разговоры в Конюшне. – М.: Инфинитив: Лингвистика: Бослен, 2023

Холмогорова Е. Бегущей строкой. Сборник эссе и рассказов о москвичах. – М.: Бослен, 2022

II. Номинация «Поэзия года»

Большая библиотека японской поэзии: в переводах Александра Долина: в 8 т. – М.: Наука – Вост. лит., 2022

Великий Блокпост. Антология донбасской поэзии 2014-2022 / сост. А. Ревякина. – СПб.: Лира, 2023

Кабыш И. Ave Eva: Стихи, пьесы, эссе. – М.: Время, 2023. – (Серия «Поэтическая библиотека»)

Серия «Покет. Стихи» / сост. А. Колобродов, З. Прилепин, О. Демидов. – СПб.: Питер: Лира, 2023

Сопровский А. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: КД «Б.С.Г.-Пресс», 2022

III. Номинация «Детям XXI века»

Дегтева В. Сбежали шахматы: обучающая сказка / худ. Д. Красильникова. – М.: РОСМЭН, 2022

Серия «Чевостик». – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023

Строкина А. Атлас загадочных мест России. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – (Серия «МИФ. Твое большое путешествие»)

Шебеко М. Где мой дом? – М.: Нигма, 2023

IV. Номинация «Поколение Некст»

Немеш Е. Белый голубь, чёрный слон / ил. А. Суменкова. – М.: КомпасГид, 2023

Олейников А. Грибоедов А.С.Горе от ума. Графический путеводитель / ил. Н. Аверьяновой. – М.: Самокат, 2023

Шицкая Н. Пелена. Собачелла. – М.: Время, 2022. – (Серия «Время – юность!»)

V. Номинация «HUMANITAS»

Бак Д. Работы разных лет: история литературы, критика, переводы. – М.: Время, 2022

Мессерер Б. Жизнь переходит в память. Художник о художниках. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. – (Серия «Великие шестидесятники»)

Прилепин З. Михаил Шолохов.Незаконный. – М.: Молодая гвардия, 2023. – (Серия «Жизнь замечательных людей»)

Рахманинов С. Литературное наследие: в 3 тт. / сост.-ред. З. Апетян. – М.: Музыка, 2023

Сеславинский М. Книжный мир Александра Бенуа: Этюды исследователя и коллекционера. – М.: Бослен, 2023

VI. Номинация «Non-fiction»

Голованов Н. Москва-река пассажирская. – М: Музей транспорта Москвы, 2023

Евдокимов С. ДНК классической музыки. Как понять и полюбить творчество великих композиторов. – М.: Эксмо, 2022. – (Серия «Неисчерпаемое искусство: классическая музыка в теории и жизни»)

Нефедов П. Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ. – М.: Бослен, 2022

Семихатов А. Всё, что движется: Прогулки по беспокойной Вселенной от космических орбит до квантовых полей. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022

VII. Номинация «АRТ-книга»

Даль, Толстой и чистописание / сост Н. Толстая. – М.: Зебра Е, 2023

Олейников И. Гуси-лебеди. – М.: ИГ «АРБОР», 2023

Борис Иофан. Пути архитектуры 1920-1940-х годов. К 130-летию архитектора. – М.: Кучково поле – Музеон, 2023

VIII. Номинация «Искусство книгопечатания»

Анисимов С. Волшебный мир Арктики: подарочное издание. – Салехард: ИП Анисимов С.В., 2023

Типография: ПК «Эталон», г. Санкт-Петербург

Кричевский В. Свобода печати. – М.: Красный пароход, 2023

Типография: ООО «ИПК Парето-Принт»

Логос: голос конструктивизма: каталог выставки. – М.: Центр Зотов конструктивное пространство: Бослен, 2023

Типография: ООО «ИПК Парето-Принт»

Образцы книжного искусства: каталог изданий общенационального значения фонда «Возрождение Тобольска» / авт. проекта А. Елфимов, оформл. В. Валериус. – Тобольск: Изд. отд. общ. благ. фонда «Возрождение Тобольска», 2022

Типография: ООО «Новые решения», г. Москва

IX. Номинация «Электронные издания и аудиокниги»

Иванов А. Бронепароходы.– М.: Эвербук, 2023

Колмогоров А. ОТМА. Спасение Романовых. – М.: Издательство «АСТ»: Редакция Елены Шубиной; Издательство аудиокниг «SoundTime», 2023

Подшибякин А. Последний день лета. – М.: Вимбо, 2023

Шипнигов И. Стрим. – М.: Вимбо, 2023

X. Номинация «Культурный код»

Мадлевская Е. Женский головной убор кокошник. – М.: Бослен, 2022

Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII – начало ХХ в.) Т.2 Музеи Германии. – Якутск: Айар, 2023

Путоранские сказы: Фольклор хантайских эвенков / авт.-сост. Т. Болина-Укочер – Дудинка: КГБУК «Таймырский дом народного творчества», 2023

Тобольск и вся Сибирь: историко-культурологический, литературно-художественный альманах. В 2-х кн.– Тобольск: Изд. отд. общ. благ. фонда «Возрождение Тобольска», 2022

XI. Номинация «Книга года»

Катонова Н, Лапина К. Музей Москвы. История и коллекция. – М.: КД «Б.С.Г.-Пресс», 2023

ПоэZия русского лета. – М.: Эксмо, 2023
Современная литература стран СНГ. Тома «Поэзия», «Проза», «Детская литература» – М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2022

Срока давности не имеют… Преступления фашизма против народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Минск: Москва: Постоянный комитет Союзного государства, 2023

https://digital.gov.ru/ru/events/46553

http://proza.ru/2014/12/14/2206

http://proza.ru/2023/05/06/1302