Глава 5. Лучшее из лучшего

Инга Казанчева
Махуибгъу гъуэгуанэ уежьами, махуипщI гъуэмылэ здехьэжьэ.
Отправляясь в дорогу на девять дней, запасись едой на десять.
Кабардинская пословица

Вы думаете, для приготовления потрясающего обеда по изысканному рецепту
нальчане покупают продукты в супермаркетах? Как бы не так! Продукты должны быть
«только что с грядки», органические! Именно они наполняют блюдо душой. Что
и говорить, в этом супермаркеты проигрывают ярмаркам, хотя и предоставляют удобства.
Для меня программа раннего субботнего утра в любое время года включает в себя поход
на ярмарку. Зимой тут такое же радостное оживление, как и летом. Площадь Абхазии
забита машинами, перед каждой стоит столик с товаром.

Что за прелесть иметь выбор самых лучших продуктов! Запах жарящегося
шашлыка и вареной тыквы... Благоухающие специи и пряности, королем среди которых
является чабер, а хозяйка, маленькая словоохотливая бабулечка, щебечет: «Бери джедгин!
Я смолола его сегодня в четыре утра вот этими своими ручками». Другая продавщица
чабера предлагает распознать свой продукт по запаху: «Чувствуешь, какой дерзкий у него
запах? У полевого джедгина и близко нет такого. Мы засадили целый гектар земли
джедгином. Скоро будем собирать новый урожай». А там уже Земфира зовет меня, чтобы
я первая купила у нее что-нибудь. «У тебя рука легкая», – говорит она и проводит
купюрой по своей витрине. Она верит, что этот ритуал поможет ей удачно продать весь
товар. У Вильдар я беру овощи, а по завершении покупок она неизменно спрашивает:
«А зелень-мелень не надо? А перец-мерец?» В последнее время у нее появился новый
слоган: «А цветная капуста не нужна? Смотрите, белый-белый!»

Напротив нее – прилавок с разными видами домашних сыров, мимо которых вы,
может, и прошли бы, если только вас не вернет назад дразнящий аромат кабардинского
копченого сыра. Рядом – Олег из Псыгансу продает рушенную кукурузу и белую
кукурузную муку, которую разбирают любительницы чиржинов. Куда ни глянь –
изобилие фруктов, овощей, косички чеснока и лука. И, конечно, полно всякой зелени:
кинза и рукола, базилик и мята, сельдерей и петрушка, укроп (его кабардинское название
«нащэгъэфIэIу удз» переводится как «трава для засаливания огурцов») и щавель,
называемый кабардинцами «травой для заквашивания молока» (шэгъэфIэIу удз).
По названию понятно, для чего эти травы издавна использовали адыги.

Реклама – двигатель торговли

Продавцы меда приглашают на дегустацию, а за столом, заваленным гранатами,
хозяин предлагает отведать свежевыжатый гранатовый сок. Это разнообразие – праздник
для глаз, и посетители ходят по рядам, выбирая лучшее из лучшего. А какие рекламные
шедевры на товарах! Вот некоторые из них: «Домашние дворовые куры», «Аписин
сладкая» (это об апельсинах), «Клубника местная, очень, очень, очень, ну очень, очень,
очень сладкая», «Яблоки неоприсканые, чистейшие». Продавщица с указателем «Старая
Симаренко» еще и комментирует: «Ну, что, не видно, что яблоки старые?! –
и, спохватившись: – Ой, что я говорю! Деревья старые, не капельные!» С разных сторон
раздаются реплики, одна нелепее другой, лишь бы привлечь внимание к своему товару.
«Морковка к чаю! Свежеворованная капуста!» – кричит озорной парень. А его сосед
подхватывает басом: «Контрабанда из Грузии!»

Особое очарование состоит в том, что и продавцы, и покупатели ждут новой
встречи всю неделю: ярмарка работает только два дня. Летом самые активные покупатели
здесь уже в шесть утра, а то и раньше. С каждой минутой людей становится все больше,
а за некоторыми товарами, как, например, за новоивановскими сливками и продукцией
фирмы «Чабан», выстраиваются длинные очереди. Молочные продукты «Чабан» уже
много лет продает прямо из фургона неизменная красавица Людмила, каждый раз
кокетничая, что хочет уйти на заслуженный отдых, да начальник не отпускает.

А какое удовольствие доставляет общение и покупателям, и самим продавцам! Тут
встретишь знакомых и родных, узнаешь все новости, купишь продукты у тех продавцов,
которые привезли самое лучшее «лично для тебя». Они даже готовы оказать услуги
по хранению твоих покупок, пока ты ходишь по ярмарке. Помимо сельских тружеников
есть, конечно, и перекупщики, которые не преминут пожаловаться, во сколько им
обошлись продукты на оптовом рынке и какая маленькая у них выгода с продажи. Их
товар по ассортименту не уступает супермаркетам, но при этом стоит дешевле, а качество лучше. В итоге покупатели уходят с ярмарки не только нагруженные продуктами на неделю, но также с богатым запасом новостей и историй, которыми можно делиться с друзьями всю неделю, до следующей ярмарки.


За одно-единственное утро вы можете прослушать несколько
лекций о достоинствах того или иного продукта, узнать рецепты приготовления,
а заодно и услышать, что из продаваемого какой исторический герой потреблял и как это повлияло на ход истории.

Питер Мейл