Что? Диссертация? Не-е-е...

Борис Бендиткис
Что? Диссертация? Не-е-е...

 Лето 1971 года. Машиностроительный институт в одном из белорусских городов. Началась защита дипломов у студентов - заочников. Недавно принятая на работу вахтёрша обратила внимание на молодого человека с тубусом и каким-то пакетом в руках. На студента он показался ей не очень похож, скорее школьник, несущий  какие-то материалы... " Мальчик, ты куда? Школьникам сегодня сюда нельзя, здесь сегодня защищаются студенты, закончившие учёбу!"... "Мальчик" (будем в дальнейшем его так называть) с удивлением остановился, но идущие рядом студенты, не вызвавшие подозрений, рассмеялись, и объяснили новой вахтёрше, что это такой-же студент, как и они. С извинениями студент был пропущен. Защищать свои дипломы в этот  день должны были около двух десятков студентов, "мальчик" находился в середине списка. Защита дипломов проходила в большой аудитории, окна которой выходили на центральную площадь города. В состав комиссии, принимавшей защиту, входили декан заочного отделения, секретарь институтского парткома, руководители и старшие преподаватели различных кафедр института. Руководил комиссией в этот день директор местного автозавода. Протокол вела секретарь заочного отделения. Она вызывала студента, чья очередь защищаться наступила, и говорила, кто будет следующим. После окончания  защиты студент возвращался в коридор. Через некоторое время выходила секретарь, называла оценку защиты, и вызывала следующего кандидата на звание инженера...

Наступила очередь "мальчика". Начал развешивать листы чертежей - не хватило досок, пришлось  ставить ещё, благо были запасные. Чертежей у него оказалось шестнадцать при достаточном количестве для защиты - десяти. По ходу защиты члены комиссии ознакомились с технологическим процессом обработки ответственной корпусной детали металлорежущего станка. Затем пошли вопросы членов комиссии, на каждый был получен полноценный ответ. Самый главный вопрос был задан председателем комиссии - чем этот технологический процесс отличается от применяемого на заводе - изготовителе? Ответ был достаточно неожиданным. Для ускорения процесса и более высокого качества обработки плоских поверхностей использовалась новая форма инструмента в соответствии с новейшим патентом США, а для контроля качества центрального отверстия в детали предлагался лазерный инструмент... Очень довольный такими ответами декан заочного отделения стал демонстрировать членам комиссии зачётную книжку "мальчика" - там практически по всем серьёзным предметам стояли оценки - "отлично".

Наступила очередь прочтения секретаршей рецензии. "В случае успешной защиты возможна оценка - "удовлетворительно"... Достаточно длительная несколько недоумённая пауза...  Один из членов комиссии просит назвать автора рецензии. Оказалось, что автор рецензии - начальник сборочного цеха автозавода, директор которого и председательствовал сегодня... Взоры всех присутствующих обратились к нему. Он покраснел... И вдруг спросил "мальчика", каково его мнение о появлении такой рецензии? Ответ: "Так как при процессе сборки в основном используются отвёртки и гаечные ключи, то применение таких инструментов, как в этом случае, для сборщика кажутся невозможными"... Члены комиссии тихо улыбнулись... После такого ответа  председательствующий обратился к декану с просьбой, чтобы этому человеку  больше  ничего для рецензии не предлагать, а он с ним сам разберётся...

Собрав чертежи и захватив пояснительную записку, "мальчик" вышел в коридор, и стал ждать оценки своей защиты... Обычно проходило всего несколько минут до оглашения "приговора", но в данном случае прошло  достаточно много времени, пока вышла секретарь. Следующий дипломник уже поднялся со своего места, но секретарь движением ладони вернула его на место... И все услышали абсолютно неожиданное... "Этот студент" - она указала пальцем на "мальчика" - "нас так запугал своей защитой, что нам нужно отдохнуть, и  мы сегодня больше никого не будем слушать. Приходите завтра. Да, за этот диплом оценка "Отлично". Дверь за ней захлопнулась, в коридоре все переглянулись, пожали плечами, и разошлись...

 Так что же так напугало почтенную комиссию? Когда "мальчик" вышел, декан заочного отделения произнёс ожидаемое: "Полагаю, заслуживает отличной оценки?", и глянул, как и положено, на главу комиссии. Ведь его мнение в данном вопросе является решающим. Но тот явно  задумался, как подправить репутацию его предприятия. К нему обернулись все члены комиссии. И тут он вдруг произнёс: "Честно говоря, диплома такого уровня я не помню. А вы?". Все согласно закивали головами. И он продолжил: "А давайте мы с вами вместе войдём в историю!". Все лица выразили интерес. Он продолжил: "Сколько  членов нашей комиссии  защищали диссертации?". Оказалось, что около половины. "Объём этой дипломной работы соответствует требуемому объёму диссертации?". 16 листов чертежей и 160 листов записки, применение новых технологий обработки и контроля качества... Кандидаты технических наук стали вспоминать свои диссертации, и признали, что даже не у всех из них был такой-же размер диссертации. "А давайте, в виде исключения, признаем  защиту этого диплома  равной защите кандидатской диссертации, и присвоим этому студенту не только звание "инженера", а сразу звание "Кандидата технических наук"! Представляете, как это можно подать?! Каких студентов готовит ваш институт! Готовых учёных!". Декан заочного отделения напомнил, что у них ещё нет аспирантуры. "Так вот это и станет основанием для её открытия! Ведь наша сегодняшняя комиссия состоит из людей достаточно высокого ранга?". Как-то все резко оживились и заулыбались! Уж очень оригинальным и интересным было это совершенно неожиданное предложение! В разговор вступил старший преподаватель кафедры "Проектирование и изготовление режущих инструментов". "После сдачи экзамена этим студентом я ему честно признался, что его знания не уступают моим. И мой коллега после экзамена по допускам и посадкам отметился точно также. А его курсовой проект "Технологический процесс изготовления протяжки", скажу я вам, был, в принципе, готовым дипломом"... Замдекана дневного отделения тоже рассказал, что на его памяти ни один студент не показал таких знаний по технологии металлов, как этот студент при сдаче им соответствующего экзамена. И он предложил тогда этому студенту со следующего семестра перейти с заочного отделения на дневное отделение, на что студент ответил согласием. Да вот только декан дневного отделения нашёл какую-то причину для отказа...
Большинство присутствующих не обратили на это внимание, до вот секретарь парткома почему-то нахмурился, пододвинул к себе на конец стола телефон, куда-то позвонил, и с кем-то стал тихо говорить. Выглядело так, будто вспомнил что-то человек...
А оживлённое обсуждение предложения продолжалось. Завкафедрой сопромата рассказал, что произошло, когда этот студент стал отвечать на первый вопрос из взятого им экзаменационного билета. "По принятой у нас системе, на первую попытку ответа я сразу сказал - "не правильно!" А он вдруг произнёс: "Вы что, сопромат не учили?!!!" Это он мне!!! Вот я тогда чуть со стула и не упал!". Все, кроме партработника, расхохотались! Сопроматчик продолжил: "И тогда я велел студенту немного обождать, и вызвал всех сотрудников с кафедры - пусть послушают, как надо отвечать на экзамене! Послушали, реально получили удовольствие! Поставил я заслуженную пятерку, и спросил у остальных студентов, кто хочет быть следующим? Никто не захотел... Экзамен перенесли.
В это время положивший трубку телефона секретарь институтского парткома вдруг поднялся, и громко сказал: "А теперь послушайте меня! Сначала вспомните, что находится с другой стороны площади, куда выходит фасад нашего института?". Все автоматически повернулись к окнам. "Правильно, обком КПСС! И без предварительного с ним согласования такого мероприятия, которое мы здесь так живо и весело обсуждали, ничего предпринимать ни в коем случае нельзя! Вспомните, как два года назад один студент - вечерник принёс на защиту курсовой проект на белорусском языке! И об этом  заранее никто сообщил! В итоге проект не признали, студента отчислили, преподавателя, который вёл проект, уволили! И скольким из нас объявили выговоры по партийной линии?!  Декан дневного отделения, очень умный человек, который не согласился с переводом этого студента с заочного отделения на дневное, потом со мной поговорил на эту тему. Вы знаете, откуда этот студент?". Декан заочного отделения ответил: "С Украины". "И вот это всё, что вы знаете!" - продолжил партработник. "А я вот сейчас уточнил. Он не просто с Украины, он из города, который в определенных кругах называли "Волынским Иерусалимом"! И вы хотите, чтобы первым кандидатом технических наук, признанным  таковым в нашем институте, стал какой-то "Иерусалимец"?  Я категорически против! Да уже на второй день после того, как поймут в обкоме КПСС, что я присутствовал при таком решении, и не остановил его, меня уволят с работы! И вас всех это тоже не минует! Поняли, что может быть!!!".

Все мгновенно глубоко вздохнули и вспотели! Несколько минут в полной тишине все обтирали свои лица... Затем председательствующий обратился к секретарю парткома: "Ну и напугали вы нас всех! Скорее всего вы правы...". Повернулся к членам комиссии. "Наверно, на этом сегодня мы закончим нашу работу. Завтра продолжим. Больше переживаний нам не надо. Согласны?". Все облегчённо закивали головами. А за этот диплом моя оценка - "отлично". Согласны?". Все снова согласились. И секретарь вышла, и сказала, как их всех этот студент запугал своей защитой...

Но в итоге что-то сдвинулось, и с 1972 года в этом институте была учреждена аспирантура. При негласном указании "сверху", чтобы сократить приём студентов с Украины на любые отделения, а в аспирантуру и близко не подпускать никаких "иерусалимцев"!