Преданные, запуганные и забытые люди Украины

Карагачин
  Это рассказ об украинцах, которых предала также и Россия, забыла (или, точнее, власть забыла?) или же делает вид, что забыла про таких украинцев, - на радость нынешним властям Украины... Но  правы ли те, кто стрижёт всех украинцев под одну гребёнку?.. На фронте, даже на несправедливой войне для одной из сторон, существует неписаное правило для всех слолдат: если ты его, врага, не убьёшь первым, то он тебя убьёт... Всё это так - но!
  Но ближе к теме. То есть мы начинаем свой рассказ о тех украинцах, которые ныне запуганы и молчат... 
  Например, был такой - некий Николай (Микола) Граблицкий (фамилия специально искажена) из большого западноукраинского города Ивано-Франковска. 
  Ниже следует краткий пересказ одного знакомого карагачца, который в конце лета 1981 года отдыхал в Одессе по путёвке в санатории с этим самым Николаем. Жили вчетвером в одной комнате, но речь - про Николая, который, кстати, никогда и не называл себя Миколой - Николай, и всё.
  "Я был совершенно без денег, - рассказывал мне односельчанин. Средних лет. - Даже на кино не было денег, потому что я, уже перед отъездом в этот санаторий санаторий, знал, что меня там будут хорошо кормить, и ещё больничный - бюллетень дадут, сэкономлю и, так сказать, порадуюсь деньгам "по бюлютню" (так и сказал), когда вернусь домой в село, в колхоз. Придут, как подаренные... Куда денутся эти конторские крысы, поворчат, особенно парторг и председатель, а всё равно заплатят...
  А этот Николай Граблицкий, видно, хорошо зарабатывал. Не знаю, чем я ему понравился, может, пониманием,  но Николай именно мне предложил пойти на матч местного "Черноморца" и знаменитым киевским "Динамо", - этот клуб клуб тогда был сильнейшим в СССР! Один футболист Блохин чего стоил! А ещё и Биба, Сабо, Паркуян, Мунтян?.. Не зря тогда на юге шутили. Вопрос. Из кого состоит сборная СССР по футболу? Ответ. Биба, Сабо, Паркуян и ещё восемь киевлян... Особенно присматривался к игре Блохина... Да он и выделлся светлыми волосами и широким лицом. Роста был среднего - не более 175 см, я удивился, что такой знаменитый, а  не выше меня...
  Всех их я увидел живьём... Кстати, "Динамо" тогда выиграло у "Черноморца" "2:1)...
  Но дело не в этом, точнее, не только в этом.
  Как сказал Костя одессит, "дело, видите ли, в том". Сказал, если верить словам песни, конечно... А он бывал в Одессе этот самый Никита Богословский или как его?.. Миф, что бывал, петербуржец, кажется.
  Я откровенно сказал Николаю, что у меня денег нет.
  - Ничего, я купил два билета. На свои деньги. Вроде бы себе и Игорю  Алексеевичу, вроде обещал дать деньги за второй билет, а теперь отказывается: мол, денег нет. Что делать, так и будет. Но даром на стадион я его не возьму. Из принципа, так сказать.
  Да, третьим был в комнате и некий украинец их Харькова, я даже и не интересовался его именем и тем более фамилией, он охотно выпивал за счёт Николая, а с билетом на матч явно схитрил... Может, тоже был безденежным, как и я, думал и футбол посмотреть за счёт Николая?.. А Николай пошёл на принцип, - значит, возможно, мне просто повезло, но, не исключено, что Николаю нравилось то, что я отказывался пить, - пригубил, когда Николай предлагал, и всё, не то что этот Игорь Алексеевич, который специально не уходил на море купаться и загорать, когда догадывался о том, что Николай пошёл в магазин - явно в винный, вернётся с бутылкой хорошего красного вина и ещё и с колбасой "на закуску"... Не только нищие отдыхали в том санатории... Четвёртому в комнате Николай предложил купить билет за полцены, но тот тоже отказался. Видно, хороший часовщик, чинил наручные часы и в санатории, - подрабатывал, так сказать...
  Так и я впервые увидел настоящий матч классных команд, а до этого видел только районные соревнования - играли в селе "по-колхозному", так сказать, на районных соревнованиях, иногда, раз в году, приезжали команда класса "Б" из Белгорода-Днестровского, и, кстати, всегда переигрывала местную карагачскую команду, которая, крепкая, была второй после районной.
  Но дело, видите ли, не в этом. А дело, если позволите, в том, что именно благодаря доброте Николая Граблицского из Ивано-Франковска я увидел интересных футболистов и довольно интересный матч!"
  Вот и весь рассказ односельчанина...
  Постскриптум. Вот на кого надо было опираться во время перестройки! На таких, как Николай Граблицкий! А не на маленьких кравчуков-кравчукоидов...
  И ещё об одном случеа автор хотел бы рассказать. Если это правда, то я автор не врёт.
  В Измаиле жил человек, работал в порту простым наладчиком кранового оборудования, но дома держал (дети-школьники прежде всего очень хотели, папа уважил их) попугайчиков, и один из них был говорящим. "Говорил", точнее, понятное дело, имитировал человеческую речь,  - и голос хозяина, причём, прекрасно, получше любого магнитофона. Когда перестройка ещё и не буксовала, где-то в 1987 году на работе в порту кто-то сказал со вздохом: " За границей, в Америке они имеют, не то что мы"... А этот рабочий, Грыць, взорвался в ответ: "Да пусть хоть усрутся иметь!"
По-русски говорили, конечно, как и все в Измаиле...
  А в 1989 году, этот же рабочий, Грыць, вопреки воле детей, девочки-семиклассницы и мальчиков поменьше и защищавшей их их жены, упрямо учил говорящего попугайчика, который умел часами говорить и "Привет Аня, привет Коля...", - учил говорить, наклонясь к клетке, особенно когда выпьет: "Говори: Горбачёв - козёл!" Удалось или нет научить попугайчика, автору этих строк неведомо...
  А в Рени один шофёр, украинец судя по фамилии - Тараненко Митя, но, скорее всего, не знавший украинского языка, у которого жена была молдаванка, а в семье говорили только по-русски, ребёнок - был у них пока что один мальчик лет пяти и жена - снова беременной. А мальчик уже бойкий, говорливый, овладел уже синтаксисом языка (русского!), но другого языка, кроме русского, и не знал, потому что родители сознательно не учили, - так вот, однажды утром в выходной на базаре, куда его, Тараненко, послала жена за луком, объяснив: мол, "лук есть всегда, не то, что мясо, много времени не потеряешь, а я отдохну, тяжело ходить за километр"; и этот Тараненко Митя, уваживший жену, на базаре своими глазами увидел, как несколько женщин подрались из-за овечьих рёбрышек, - вот и всё мясо в отделе! - и женщины кричали и визжали почти на весь базар. Не хватало, видно, всем, или обе эти женщины были последними, в конце очереди и боялись, что эти косточки-рёбрышки со скудным мясом на них, кончатся или просто кончались, и одна из женщин затеяла драку с опередившей её покупательницей... -"Дожили, - только и сказал Тараненко. Посмотрел ещё минуту издалека, но больше ничего не сказал...  Купил лука, но, увы, у частника из села! "В овощной магазин ещё не завезли День только начался, к обеду привезут что-нибудь", - спокойно ответила продавщица...
  Но, к чести этого Тараненко, надо сказать, что дома, поделился впечатлением - повозмущался перед женой, сев в мягкое кресло,- да, не на табурет, не в просто опустившись на хороший мягкий стул, которых было в комнате целых четыре, а в добротное кресло: "Ну и базар нынче! - возмущался искренне Татаненко, аж на лице всё отразилось, что в при сильном волнении бывает со многими людьми: - Раньше, при Брежневе, эти несчастные рёбрышки лежали навалом и никто даже не глядел на них, а сейчас бабы дерутся, совсем озверели! Смотреть противно, тошнит!"
Беременная, жена лежала, но отозвалась усталым тихим голосом: -"Что делать, время такое. Все люди говорят, что в магазинах почти ничего нет"...
   -"Время, время! - не согласился муж, который всегда отличался независимостью суждений. - А почему нельзя сделать, как было раньше, при Брежневе?"
  Мораль сих басен такова: во время перестройки Горбачёву и Яковлеву надо было прислушиваться к таким украинцам, как Грыць из Измаила, как Татаненко из Рени и тем более, к таким добрякам, как Граблицкий Николай (Микола) из Ивано-Франковска! А таких там было немало! А не смотреть, хитро или безвольно разинув рот, на Кравчука и иже с ними -  маленьких кравчуков и кравчукоидов.
  Ещё лично от автора. Колхозы были везде, и в Западной Украине, но и там "люди привыкли робить в колхози, никто не хоче браты (брать) землю"... Так было в 1991 году, автор этих строк своими ушами сие слышал... Так и говорили: "не хоче", а не "не бажае"...
  Может, автор и переборщил, заявив, что эти люди преданы? Но тогда это его субъективное мнение?
  И ещё. Нет рецензий - значит, не читают этот рассказ, считая длинным, или "опасаются"? Артемидия тоже "опасается"?..