Мундуйская катастрофа 6

Бирюков Леонид
   ОЗЕРО МУНДУЙСКОЕ.  ВОТ ЭТИ САМЫЕ ГОРУШКИ… ПЕРВАЯ ИЗ НИХ, С ОСТРОЙ ВЕРШИНОЙ, ВЫСОТОЙ 416 МЕТРОВ, НАХОДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ ТРИ – ЧЕТЫРЕ КИЛОМЕТРА ОТ БЕРЕГА… 
  ВТОРАЯ, С ПОЛОГОЙ ВЕРШИНОЙ, ВЫСОТОЙ 410 МЕТРОВ, – ЗАПАДНЕЕ ПЕРВОЙ, НА РАССТОЯНИИ ВОСЕМЬ КИЛОМЕТРОВ ОТ ОЗЕРА.
    ВОТ  НА  ЭТОЙ  ВТОРОЙ  ГОРУШКЕ,  КОТОРУЮ ЯЗЫК НЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ  НАЗВАТЬ  ГОРОЙ,  И  ОСТАЛСЯ  НАВЕЧНО  САМОЛЁТ  АН-2В № 98302.
ОБЕ ЭТИ ВЫСОТКИ ДО СИХ ПОР НЕ ОТМЕЧЕНЫ НА КАРТАХ, ДАЖЕ НА «ДЕСЯТИКИЛОМЕТРОВКАХ».
   Фото автора, год 2011-й.

   Основным условием применения визуальной ориентировки (а экипаж Ананьина выполнял полет по правилам визуальных полетов) является наличие видимости земной поверхности, а вот этого как раз и не было в тот день. Безусловно, экипаж Ананьина, работая в таких сложных условиях, принимал все меры по осмотрительности, вел непрерывное счисление и прокладку (в уме !) пройденного самолетом пути, но где-то произошел сбой, вернее, накладка одних негативных обстоятельств на другие, совпадение их по частоте и амплитуде, что заставляет потом говорить о заранее запланированной катастрофе.

   В тот день все сошлось одномоментно. Но началось это не в аэродромно-диспетчерском пункте и не в штурманской и не 18 сентября. Сказалась роль проверяющих, перед этим посетивших оперточку: летчики говорят, что наличие проверяющего на борту равнозначно аварийной ситуации. Нужно учесть и время года: сентябрь – завершение навигации для гидросамолетов. На Севере, в соседнем норильском аэропорту Валёк уже ледостав, гидросамолеты вытаскивают на сушу, летчики скучают, ждут зимы. Работа остается только в Туруханске, притом работы здесь много, заказчик, Туруханский РСУ, торопится завезти стройматериалы в Мадуйку – именно так, поначалу назывался тогда этот посёлок – озеро Мундуйское, но посёлок –Мадуйка…

   И сделать работу нужно именно в сентябре, а потом для экипажей самолетов Ан-2 наступает межсезонье – ни на лыжах, ни на колесах… Поэтому летать в тот день заинтересованы были все. Всем нужна была работа, а у экипажей работа связана с налетом часов, который влияет не только на заработок, а порой определяет и всю последующую судьбу летчика. И, наверное, больше всех в налете был заинтересован Валентин Ананьин. Полгода он переучивался на Ил-14, остался без налета, сентябрь для него мог оказаться последним рабочим месяцем в году, потому что ему предстояло вводиться в строй вторых пилотов Ил-14, а эта процедура могла затянуться до конца года, а то и дольше.

   Уже потом на все это наложились неопытность штурмана, самоуверенность пилотов (мы здесь были, мы здесь все знаем), плохая погода… А за несколько минут до катастрофы вполне могло случиться следующее: борт № 98302 подходит к Мундуйскому, а в это время с озера взлетает другой самолет. Как в этом случае должен был поступить экипаж Валентина Ананьина? Продолжать полет на точку, не зная точно своего места, но точно зная, что навстречу тебе в наборе высоты где-то в облаках идет другой самолет?

   Ананьин и Гриценко были опытными пилотами, они анализировали обстановку, вели радиообмен, поэтому не могли допустить подобного. Кому-то надо было уходить в сторону. Возможно, тот, кто шел встречным курсом, имел еще меньше возможности для маневра. Ведь где-то в это время находились третий и четвертый самолеты? Не исключено, что хотя бы один из них подходил к Мадуйке со стороны озера Заказник и уже заходил на посадку. Если бы полеты выполнялись визуально, то все было бы проще: самолеты, следующие встречными курсами, как того требует Наставление по производству полетов, отворачивают вправо, чтобы разойтись левыми бортами. Вправо самолет Ананьина уйти не мог – там, возможно, кто-то подходил к озеру. Вправо не мог уйти и тот самолет, который взлетел с озера – ему мешали горы. Да и не применимо в данном случае это правило расхождения самолетов левыми бортами, так как фактических условий для визуального полета не было.

   Экипаж Ананьина оказался в ловушке, он отвернул влево, к горам, может быть, даже сделал вираж, а потом опять, после расхождения со встречным бортом по высоте, получив от него в эфире «Занял пятьсот на Туруханск», взял курс на озеро. Но эти ребята не были самоубийцами, они просто не знали, что их самолет к тому моменту оказался левее линии заданного пути на восемь километров. И не хватило-то им всего 5 метров, чтобы проскочить над этой высотой с отметкой 410. 
   
   Продолжение следует.