Боль и усталость

Валерий Стрельцов
       В дополнение  ранее затронутой темы («Если копнуть… 12 чувств») для того, чтобы показать глубину антропософского мышления в освещении и понимания природы человека, хочу привести здесь с небольшими комментариями   отрывок из книги Альберта Соесмана «Двенадцать чувств». Правильное понимание человеком чувства жизни дает нам возможность совершенно по другому воспринимать слабые и сильные сигналы, поступающие от нашего организма и использовать их не только для восстановления своих жизненных сил, но и понимания,  откуда к нам приходят эти сигналы… По сути - понимание божественной природы человека.

                ***

Этот отрывок давно  - со времен первого давнего прочтения  книги Альберта Соесмана- хранится в памяти моего PC. Ждал своего часа, когда я буду готов для осмысления этих откровений Доктора Штайнера...

Чувство жизни - это такое чувство, с помощью которого мы переживаем жизнь внутри нас, но в основном только тогда, когда она нарушается, когда мы заболеваем, когда нам неприятно или больно в каком-то месте; тогда появляется   чувство жизни и показывает нам: это или то болит.. Когда жизнь протекает здоровым образом это чувство находится в подсознании.
По всей видимости, у каждого человека есть орган чувств, который охватывает все тело. По-научному это называется симпатическими и парасимпатическими нервами. Все в нас пронизано маленькими нервами, которые позволяют человеку воспринимать свою конституцию: это и есть чувство жизни.  С помощью этого чувства мы замечаем, что голодны или хотим есть.

Иметь чувство жизни очень полезно. Благодаря ему все, что происходит с нашим телом, постоянно находится под контролем. Мы также получаем предупреждение в том случае, когда нечто является слишком кислым, слишком жирным или излишним Часто мы получаем это слишком поздно, но в любом случае это сообщение доходит до нас…. Вы осознаете, что ответственность лежит на вас. На этом основано любое «изменение образа мыслей». Интересно, что без чувства боли мы никогда до этого не дошли. Чем был бы человек, если бы он не испытывал боли? По этому поводу Новалис выразился очень красиво: «Следовало бы гордиться болью - каждое ощущение боли напоминает о нашем высоком предназначении». Новалис по-другому относился к боли, хотя сам очень много страдал и умер молодым.
Что же такое боль, зачем она нам? Мы уже сказали, что боль - это предупреждение Но откуда приходит это предупреждение? Боль предупреждает нас о том, что что-то не в порядке. При этом предупреждение должно исходить из той области, где известно, что такое «полный порядок». Где находится та инстанция, которая знает, каким образом все должно функционировать в нашем теле? Такие предупреждения должны исходить из области высшего порядка. Раньше говорили, что тело человека - высшее из всего, что есть в этом мире, в Космосе, что это «храм духа» И та инстанция, которая, грубо говоря, обладает полным знанием о теле, называется в антропософии в противоположность человеку физическому духочеловеком. Это просто понятие, указывающее на то, откуда приходит сила способная предупредить нас всех. Новалис это имел в виду, когда говорил о нашем высоком происхождении.
Боль удивительным образом помогает нам ориентироваться в жизни. Это высший духочеловек заботится на высшем уровне о том, чтобы мы были предупреждены. Мы всем обязаны нашей слабой и сильной боли.

В последнее время усиливается тенденция - освобождать детей от физической усталости. Им теперь нельзя далеко ездить на велосипеде, поэтому они едут в школу на автобусе или их отвозят на автомобиле. Когда дует сильный ветер или идет дождь мы тоже хотим их защитить. Однако для ребенка нет ничего лучше, чем ощущение физической усталости. Мы все реже и реже испытываем усталость, которая благотворным образом отражается на развитии чувства жизни. В основном мы, также наши дети знакомы с другим видом усталости,  а именно - усталости от скуки или усталости от слишком большого количества впечатлений. Они только утомляются от того, что видят за окном мчащегося автомобиля. Поэтому хорошие учителя сначала заставляют сделать своих детей что-то физически, а лишь потом начинают преподавать школьный материал. Это также связано с чувством жизни. Речь идет не о том, чтобы дети расслаблялись, а о том, чтобы они правильно и здоровым образом уставали. Рудольф Штайнер никогда не давал расслабляющих упражнений.

Можно пойти еще дальше и задаться вопросом, можно ли вообще чему-либо научится без чувства жизни, т. е. без боли и усталости. Одно мы знаем точно, если бы мы не испытывали никакой боли, мы бы не делали ничего, абсолютно ничего. Дело в том, что обучение как таковое предполагает боль и предполагает неприятные ощущения. При обучении человек должен напрягаться. При этом вы постоянно убиваете в себе что-то. Ничему нельзя научиться без напряжения, с которым приходится воспринимать то, о чем говорит преподаватель. Благодаря пустой болтовне и так называемой свободе вы ничему не научитесь.
Почему в наше время так много обезболивающих средств?  Нет ли тут глубокой зависимости между обезболивающими средствами и так называемой свободой человека? Мы хотим воспитания без боли. Когда ребенок спрашивает, ему сразу же нужно дать ответ. Не дай Бог, если ему придется потомиться в ожидании. И если он хочет чего-нибудь сладенького, то ему нужно сразу же дать это, иначе ему станет обидно и больно. Это же бесчеловечно!

Чувство жизни, которое в конечном счете учит нас боли, дает ключ к тем вратам нашей души, за которым живет высшее существо. Мы можем многое понять о нашем бессовестном времени, если будем знать, что многие проблемы возникают именно из-за того, что  люди хотят сделать все однородным, искоренить страдания на Земле и тому подобное, естественно из всего этого возникают лишь новые виды страданий.

В нашей культуре идет большая борьба за совесть. Удастся ли в наше драматическое время пробудить совесть? Дело в том, что боль пронизывает всю природу. Апостол Павел сказал: «Природа также страстно жаждет освобождения». Мы же не склонны освобождать природу! Насколько это важно, мы осознаем только тогда, когда какая-нибудь ужасная катастрофа снова ударяет по людям. Человек погибает, когда он не следит за собой, когда он неправильно обращается с собственным телом, и подобным же образом сейчас погибает весь макрокосмос, поскольку человек бессовестным образом с ним обращается.

                ***

А. Соесман правильно говорит о росте приема обезболивающих лекарств  в «странах боли» и связывает эту тенденцию со стремлением к свободе людей, живущих в этих странах. Больше всего о свободе говорят в самой богатой стране мира Соединенных Штатах Америки.  И именно там статистика роста розничных продаж обезболивающих в действительно угрожающая. Бизнес на боли больше всего процветает в этом центре так называемого свободного мира. Боль в основном концентрируется в границах больших городов так называемых цивилизованных стран, но постепенно по мере развития к ним присоединяются и другие. Тенденции очевидны, но все люди должны понимать, что они приобретают вместе с благами цивилизации.
Из  статьи «Потребление обезболивающих растет с угрожающей скоростью» вы узнаете, что  продажи пяти ведущих обезболивающих препаратов почти удвоились за восьмилетний период, отражая рост потребления пациентами по всей стране, которые живут в мире боли, согласно новому анализу Associated Press данных о федеральных рецептах на лекарства. Такие же тенденции - правда в гораздо меньшей степени -  отмечаются и в нашей стране. 
Тут есть и очевидные причины, связанные с увеличением продолжительности жизни, и увеличения в таких странах количества старых людей. Количество болезней и болей у таких людей по мере их дожития возрастает и появляется всё большее желание заглушить в себе чувство жизни и устранить  эти симптомы умирания организма соответствующими лекарствами.  То, что они одновременно глушат в себе и духовное начало их уже мало беспокоит... 
Вроде бы для пожилых людей всё  все это естественно и неизбежно, но тем не менее понимание духовных основ этих настораживающих тенденций может привести людей к более осмысленному отношению к боли, усталости и другим естественным проявлениям нашей внутренней жизни. Осознание чувства жизни и его проявлений более чем важно, для молодых родителей, воспитывающих маленьких детей: стремление оградить своих чад от трудностей, растить их в комфорте губительно для их развития.  Вальдорфская педагогика, разработанная Доктором Штайнерам, вальдорфские детские сады и школы могут здесь придти на помощь продвинутым родителям. Сегодня такие сады и школы действуют по всему миру, есть они и в России. Бывал я в этих садиках и школах: дети там полны жизни и света...
Понимание жизни своей души и чувства жизни также дает возможность с осторожностью относиться к агрессивному маркетингу производителей  лекарственных препаратов и рекламе   обезболивающих  лекарств, вываливаемой на наши головы через  СМИ  фармацевтическими компаниями.