Анкета и не только, продолжение

Владимир Чистяков 40
Продолжаю то, что было ранее написано.
Как уже сообщал автор, первый класс он кончил в Берлине.
Со 2 по 7 класс учился в школе №1 Самары, расположенной на улице Куйбышевской недалеко от Хлебной площади. Хлебная она называлась потому, что там в прежние времена проводилась торговля зерном, в основном пшеничным. На неё приходили многочисленные обозы с зерном из сельской местности, а от неё зерно увозилось или поездами, или по Волге.

Рядом с  площадью был построен большой элеватор, который потом стал называться "старым". Потому что незадолго до Великой отечественной войны ближе к Волге был построен гораздо больший элеватор ,который стал называться" новым". На нем было несколько огромных железобетонных высоких ёмкостей для зерновых культур.

И с годами становится ясным, как много мы успели сделать для подготовки к войне. Такой огромный элеватор позволил создать и сохранить необходимые продовольственные запасы. Моя мама работала на этом элеваторе. По её рассказам был и такой трагический случай. В емкость с просом случайно упал один из работников элеватора, не смог выбраться и "утонул " в зерне.

Но вернемся к школам.
В период со второго до седьмого класса запомнилось мало. Как то, посмотрев фильм " Первая перчатка" автор  решил , что  он- будущий классный боксер и записался в эту секцию. Но после первых трех поединков с разбитым носом и временной потерей ориентации в пространстве стало ясно, что будущий чемпион не состоялся.

Из этого периода также запомнилось. Школа № 1 была мужская, рядом была школа №11 женская. Педагоги решили провести совместный вечер. И мы так и не смогли понять в течение всего вечера, что нам делать и как себя вести при  встрече с противоположным полом.

8 класс автор учился в школе №33 на так называемом Мехзаводе, поселке Красноглинкого района. Туда был направлен работать мой отец.
Из этого года в восьмом классе запомнилось.
Был у нас военрук.

Он так призывал нас к светлым и высоким идеалам и к самопожертвованию.
Но однажды автору пришлось увидеть, как у этого  военрука слова расходились с делом. В то время было очень трудно уехать из центра Куйбышева (сегодняшней Самары) на наш Мехзавод. Автобусов было мало и места в них брались пассажирами ожесточённым штурмом. И автор увидел, как военрук пробился в автобус, расшвыривая на пути и женщин и детей.

9 и 10 классы автору посчастливилось учится в школе № 122. Посчастливилось, потому что она была только что построена и мы были первым выпуском. Запомнился школьный спектакль, где автору приклеили бороду, надели на голову соответствующий головной убор  и сказали, что он вылитый монах Пимен и чтобы он помог  поймать Гришку Отрепьева.

Выпускной мало запомнился. Всю ночь шел ливневый дождь и встречали утреннюю зарю мы в школе.

Затем автор поступил в КуАИ (Куйбышевский авиационный институт). Наш институт был самым престижным в городе. Он располагался в двух корпусах: учебном на Самарской улице и в лабораторном на улице Ульяновской. В учебном корпусе до революции была духовная семинария. Лабораторный корпус был построен перед войной.

Об учёбе в КуАИ можно очень много говорить.О сосуществовании студентов и преподавателей можно говорить  бесконечно , но лучше- смешно .  Поэтому, чтобы не утомлять читателей, ограничусь лишь некоторыми привлекательными, на мой взгляд фактами. Запомнились некоторые персонажи, преподаватели, и не только, из этого периода.

Металловедение преподавал лысый, как коленка, преподаватель по фамилии Пинес. Он очень тихо читал лекции. Когда студенты просили его говорить погромче, он говорил ещё тише и просил не разговаривать между собой на лекции, тогда всё и услышите.

Он же на экзаменах донимал экзаменуемого вопросом, не бывал ли студент  в городе Нежин на Украине, откуда Пинес был родом? Если студент говорил, что был, то тройка ему была обеспечена.

Некоторые сообразительные студенты вместо того, чтобы штудировать все лекции, усваивали только одну страничку из энциклопедии с описанием города Нежина.

И ещё про Нежин. Был ещё один любитель города Нежина. Уважаемый профессор химии Наум Григорьевич Човнык( корыто , или ванна , с украинского) . Наум Григорьевич
на одном из экзаменов "метафорически" спросил бедного невыспашегося студента. "Не знает ли студент , что ещё растёт в Нежине, кроме огурцов?" Студент впал в ступор
и  намного задумался о  коварстве этого вопроса.

Он никакне мог понять, что Човнык хотел услышать - завод по производству алюминия!. И только находчивость одного из студентов, который продемонстрировал задумавшемуся   страдальцу  алюминиевую расчёску спасла положение.
   
И ещё, был преподаватель ТММ(теории механизмов и машин). Он начиная свою лекцию и видя, что студенты забыли стереть с доски записи предыдущей лекции, писал прямо по ним, пока студенты не прерывали его и не  стирали уже написанное..

Был ещё один преподаватель с фамилией Коднир, с кафедры "Детали машин. " Он был очень похож на композитора и певца Игоря Корнелюка. Также кудрявый , в очках и в коротких брюках.

Как сообщил автору его сокурсник, он(студент) впопыхах написал на титульном листе своей  работы," Преподаватель-ассистент Коднир". Преподаватель, просмотрев работу студента, поставил ему "хорошо" , но заявил, что уже десять лет работает в КуАИ, ни разу не был ассистентом.

Также этому студенту другой преподаватель долго объяснял , в чём разница, между равносторонним и  равнобедренным треугльником

Еще запомнилась преподавательница начертательной геометрии и черчения Клара Ивановна Иващенко. Красивая энергичная женщина. Когда она заметила, что по предварительному списку закрепленных за студентами для эскизирования деталей очень тяжелая деталь (а деталь надо было получить в кабинете, вытащить в чертёжный класс, заэскизировать и унести обратно) досталась девушке, то она, обращаясь к юношам просила их быть мужчинами и поменяться деталью с девушкой.

Помнится и еще один памятный случайсо со скромной девушкой,  сокурсницей автора. Однажды она шла по улице  и размышляла о предстоящем испытании на экзамене.
И вдруг услышала за своей спиной явственное и неожиданное : "Здравствуйте!"Обернулась, и увидела за своей спиной почтенного профессора Дорофеева, с которым предстояла встреча  на экзамене .

На  экзамене! . Студентка долго размышляла , что бы это значило? Или профессор на самом деле вежливый человек и помнит всех своих многочисленных студентов ,или он замышляет какую-то пакость на предстоящем экзамене?. Оказалось, всё-таки первое.
 
Ещё про Дорофеева. Он работал в ОКБ всесте  с так называемыми "немцами", перемещёнными после войны из Германии в Россию в Самару(Куйбышев) для изучения опыта работы "немцев"с авиационными газотурбинными двигателями .

 У немцев в последний год войны появились истребители с такими двигателями. Мы не успели, хотя ещё до войны в СССР испытывался такой опытный двигатель.От немцев профессор Дорофеев перенял экомивший время способ проведения экзаменов.

 На устном экзамене по термодинамике он вручил другой студентке листок, разделённый вертикальной чертой пополам.. Слева был вопрос , какой-то коффицинт
или параметр. Справа надо было написать кратко , что это такое. Обычно было 10 таких "вопросов". Студентка долго заполняла этот листок и отдала наконец профессору.

 Профессор размышлял гораздо меньше её и произнёс загадочную фразу:"Ну,ну!"Студентка долго размышляля , чтобы это значило. Предыдущей девушке Дорофеев сказал:"Я вас редко видел на лекциях", и поставил тройку.Оказалось: "Ну, ну" это была четвёрка!

 И уже на грани. Один преподаватель с "Детали машин", рисуя на доске мелом деталь в разрезе, сообщал студентам, здесь - полость , её штриховать не надо, а стенку в разрезе мы заштри...ем. 

Запомнилась еще одна преподавательница с кафедры металловедения, очень могучая женщина, фамилию не запомнил, но звали мы её за габариты "домной". Вот эта самая "домна"попросила юношей помочь ей подвинуть столы в аудитории. Ребята не успели даже положить руки на стол, как она одна напёрла на три стола и ничего уже не надо было помогать.

Запомнился также преподаватель сопрмата Станислав Иванов. Красивый ,молодой, похожий на актера Стриженова. Девушки от него были без ума , но он на них не реагировал и ставил   и девушкам и юношам одинаковые оценки.

Помнится также пожилой преподаватель политэкономии по фамилии Коробко.Добрейший человек! Но как ему было трудно отвечать студентам на вопросы о непоколебимой линии партии после повести Солженицина "Один день Ивана Денисовича", после книги Симонова "Живые и мёртвые" и фильма Чухрая "Чистое небо"!

И снова  про учёбу.Со слов очевидца, хорошо мне знакомого Владислава Акулова. На кафедре иностранных языков преподавательница английского Блящева Людмила  Георгиевна немного озадачила студента вопросом, не мог ли он что-то сказать про  "герундий"?

Студент долго не размышлял. Он был студент- хоккеист , выступающий за какой - то нужный для ВУЗа клуб. Студент ,как спортсмен с хорошей реакцией, стал чётко отвечать:" Герундий- это древнегреческий полководец , защитивший Афины от варваров" Что было среди услышавших , словами не передать .

.
Ещё запомнился завкафедры военной подготовки генерал Губанов, очень уважаемый студентами. Он уже повоевал в Корее и говорил хриплым голосом. Как сообщали, потому что сжёг голосовые связки кислородом, вдыхая его через кислородную маску на больших высотах полётах. С военной кафедрой было много интересно.Хороший армейский принцип:не можешь-поможем, не хочешь- заставим!


На этой кафедре учиться было легко. В начале занятия студентам выдавались из хранилища пронумерованные тетради для записи. В конце занятия преподаватель проверял, все ли студенты, что положено, записали, и тетради сдавались в хранилище.
Так что неуспевающих не было.

Сначала мы изучали самолёт Миг- 15 бис, который навёл шороху на американцев в Корее. Самолет в институте разобрали, притащили в аудиторию на втором этаже и там собрали. У американских истребителей в Корее стояли пулемёты. На Миг-15бис было три пушки конструктора Нудельмана, одна калибром 37 мм, и две -23мм.

Так что если советский  лётчик хорошо прицеливался, то у американского не было никаких шансов на продолжение полёта. И по этой же теме о войне в Корее. Когда американцы стали широко применять радары, которые мы ещё не производили, то возросли потери советских самолётов. Помог один советский военный инженер. Он спроектировал не радар, а прибор, сигнализирующий об облучении радиолокатором самолёта. Лётчик получал этот сигнал и немедленно выполнял манёвр, чтобы уклониться от атаки.

И ещё один эпизод, связанный с военной кафедрой.Уже наступила какая-то разрядка в отношениях с США.В наш институт приехала группа преподавателей из-за океана.  По программе пребывания они должны были посетить учебный корпус.  В нём раполагалась военная кафедра.

 И как раз во время занятий нашей группы в аудитории военной кафедры эта американская делегация вошла в учебный корпус.Наш преподователь - молодой лейтенант, заблокировал дверь в аудиторию стулом, пропустив его ножку через дверные ручки и велел нам сидеть тихо 15 мин, пока американцы не уйдут.

Потом поменялись представления  о будущей войне. И нам пришлось переучиваться с самолётов на ракеты. Ночью привезли советскую тактическую ракету, которая была развитем немецкой Фау-2. На второй этаж её не потащили,а загнали в спортзал.

Вспоминается также институтская столовая. В хрущёвкие времена хлеб в столовых был бесплатным. Поэтому нищие студенты брали в столовоых 2...3 винегрета, ценой по 4 копейки  и набивали хлебом и винегретом свои голодные желудки.И запомнилась добрая работница столовой,которую звали Клава, довольно крупная женщина. Она стояла на раздаче тех самых винегретов, и могла уместить на своей руке сразу пять!тарелочек с этим винегретом.

 И в этой же столовой прошла запомнившаяся весёлая студенческая свадьба одного из студентов нашей группы.   

И еще ,не о пище, а о воде.На первом и втором этаже учебного корпуса были ларьки по продаже газированной воды.Сироп для газировки наливался в конические стеклянные емкости на столе ларька. Хранился этот сироп в больших бутылях в отдельной комнате. Там же хранились музыкальные инструменты: баяны, аккорден, гитары нашей самодеятельности ,поэтому ключ от этой комнаты у нас имелся. И голодные студенты позволяли себе иногда этот сироп попить с хлебом. Для сокрытия содеянного в бутыль с сиропом доливалась вода.

Девушек в нашей группе было мало и все они были , как говорят "синие чулки". Хорошие, красивые девушки водились в "меде" и в "педе". Не в том смысле "педе", как сейчас понимается, а в пединституте. На наши институтские вечера всегда  было много желающих попасть.
 Но без пригласительных билетов не пускали. Нашёлся выход.

Аудитории были все закрыты, но туалеты никто не закрывал. Открывалось окно в туалете на первом этаже, и, хотя эти окна были достаточно высоко, это не мешало нужным нам девушкам проникать на вечер.

Был ещё один способ попадания девушек на вечер. Желающие девушки стаями собирались около входа в институт . Студент института мог пройти на вечер по студбилету и провести на вечер одну  свою девушку..

 Студент КуАИ выходил на улицу и видел много девушек. Понравившуюся ему  он проводил через строгий контроль дежурников на входе. Попытки провести ещё одну девушку безжалостно пресекались дружинниками. Были случаи, когда для повторного проведения девушек применялась тактика переодевания в пиджаки приятелей другого цвета.(Пиджаков, а не приятелей!. Приятелей сегодневшей расцветки не было!)

И ещё о культурной жизни. Запомнилась лекция одного из работников нашей городской фмлармонии о джазе. (даже трудно представить для тех времён!). Его фамилия , если не ошибаюсь , была Блюмин . Он очень хорошо рассказал  об этом виде музыкального
искусства. Самое главное - озвучил с помошью пластинок и немногих магнитофонных записей. Мы впервые услышали  и "Читаннугу Чучу " и ещё кое-что, не менее хорошее.

И об общежитии, " общаге", как её называли.Сколько раз автору пришлось ночевать там после танцевальных  и других вечеров в учебном здании( там была самая большая аудитория, стулья которой приходилось вытаскивапь каждый раз в корридор,  чтобы освободить место для танцев). Вечера заканчивались после полуночи, когда автобусы в отдалённые районы уже не ходили. Поэтому шли ночевать в "общагу".

"Общага" была в лабораторном корпусе, рядом с учебным. Вход в "общагу" вечером был по пропускам. Живущие там через форточки в окнах первого этажа передавали пропуска тем ,кто их не имел.Спальное место в "общаге" всегда находилось.Многие имели там место  , но в "общаге" не жили.

Одно было неудобно. Всю ночь в комнатах "общаги" не гасили свет. Кто-то готовился к пересдаче "хвостов", кто-то собирался пойти на ночную разгрузку вагонов.

Был и один плюс ночевки в "общаге" . Она была, как уже говорил, в лабораторном   
корпусе института. Там тоже были лекционные аудитории.И можно было спать до упора, и проснувшись за 5 минут до начала лекции , успеть почистить зубы и, спустившись на этаж, попасть в аудиторию.   

Всем хороша была студенческая жизнь, если бы не сессия. И по её результатам кто-то был со "стипухой", а кто-то- без. Кто был без,  ходил по ночам  на разгрузку вагонов или на подобные способы обеспечения проживания.

И ещё, чтобы было лучше понятно то время. Это был период борьбы с тлетворным  влиянием Запада. Ополчились на стиляг, что и поддержал первый секретарь советского комсомола.

Проводились рейды с замером ширины брюк и длины волос. Помню в нашей факультетской отличной стенгазете(в редколлегии было много талантливых художников) появилась большого формата карикатура на студента Анатолия Нигодюка. Он был изображён как мерзкий "стиляга". А он был нормальный парень, только с длинными волосами.