***

Наташа Толстихина
Ночью, когда я мылась в душе, я вдруг вспомнила, что лет двадцать назад я печатала на компьютере бабушкины рукописи. Я разбирала ее почерк, звонила, чтобы уточнить какие-то моменты, вникала в содержание.

Бабушка написала историю нашей семьи.

Получилось много, я закончила работу, муж распечатал два экземпляра, и я их отправила бабушке, себе оставила цифровую версию.

Сегодня ночью я вспомнила об этом, и мне так сильно захотелось перечитать. Я вытерлась, обернула голову полотенцем, оделась и пошла к мужу. Он начал искать этот файл в компьютере, но не нашел.

Зато мы нашли кучу фотографий нашей семьи. Я смотрела на них в изумлении, я забыла обо всём, мне хотелось обнять каждого на этих снимках.

Вот я, мне 30+, мой вес - примерно 36 кг. Я очень болею, живу впроголодь, но на фотографиях я вижу красивую, очень стройную, спортивную девушку, со стороны я не вижу каких-то проблем.

А я ведь не любила фотографироваться, мне казалось, я очень некрасивая, и просто не хотелось запоминать эти моменты.

Жизнь была не очень, на самом деле. Врачи, бесконечные обследования, какие-то бабушки, которые что-то со мной пытались делать, и даже шаман.

Мы обращались куда только можно было, шаман произвел на меня незабываемое впечатление.

Я сдерживала смех изо всех сил, ощущение нереальности происходящего зашкаливало, и в какой-то момент шаман остановил своё движение вокруг меня, перестал выть и просто сказал:

- Перестань смеяться, девочка, а то я сейчас тоже начну! А если я начну, то уже не смогу остановиться!

И я закрыла руками рот.

Я до сих помню этот антураж, дым вокруг, и его диковинную одежду - огромную разноцветную шубу, сшитую из тряпочек и головной убор с перьями.

Я не знаю , откуда он взялся в Новосибирске, действие происходило в маленькой квартире на Речном, но мы вспоминаем его с теплом и весельем, такое не с каждым человеком случается.

У него на руке было тату: сердце, пронзенное стрелой, а в руке - коготь или клык, которым он стучал мне по голове и громко бил в бубен, завывал и кружился. Ничего подобного я в жизни не видела.

Происходящее казалось мне странным, я и верила, и не верила, и, как мне кажется, он - тоже. А ещё мне кажется, что не сдержись я тогда, он бы скинул свою шубу и мы рыдали бы от смеха, глядя друг на друга и хватаясь за животы.

В моей жизни случилось очень много странных людей и событий.

Я помню какого-то человека с ВАСХНИЛа, в кабинет которого я заходила чуть живая, а выходила через час как новая. Он вливал в меня энергию как в худую бочку, а я ничего не могла удержать - истекала жизнью, как раненые истекают кровью.

Я помню китайского врача, который лечил меня какими-то горькими травами, и, когда я заваривала их, дома пахло так, будто я варю зелье из волшебных мухоморов и лягушек. Я зажимала нос и пила эти травы, а потом сидела и боялась пошевелиться - так они просились обратно.

Я помню корейца - массажиста, который ставил мне позвоночник на место и, с трудом подбирая слова на русском, делал комплименты моей тощей комплекции.

Я помню иглоукалывание, во время которого было очень больно и почему-то невозможно грустно, и я ревела каждый раз, не могла остановиться.

На последнем сеансе доктор насыпала мне соли на живот, раскурила полынную сигару и прижгла соль. В автобусе по пути домой у меня чуть не взорвалась от боли голова, и я поняла, что иглоукалывание - это точно не моё. Лучше грибы и лягушки. И с тех пор я не переношу полынь.

Я помню пожилую женщину - армянку, такую теплую и прекрасную, к ней хотелось прижаться, обнять ее и просто расплакаться.

Она не смогла помочь мне, но сказала, что я справлюсь сама. И я справилась. Мы справились.

Эти моменты в фотографиях оказались прекрасными. Мы путешествуем вместе, наши маленькие дети с нами, с нами собака и кот, и мы моложе лет на пятнадцать.

Именно тогда в моей жизни появляется много новых знакомств, детей, я начинаю вести блог и выкладывать свое творчество в интернет.

А помогает мне, в итоге, море.

Солнечное, прозрачное, живое. Я возвращаюсь оттуда, и всё меняется к лучшему, будто случается перезагрузка.

Там я начинаю есть то, вкус чего уже забыла, понемногу, конечно, и навсегда запоминаю странный, лекарственный вкус и запах анисового чая - в номере всегда валялась гора пакетиков, мне неожиданно он очень понравился.

Море становится новой точкой отсчёта, я будто выныриваю из какой-то невозможной реальности в её обновленную версию, хожу к психологу, зализываю свои раны.

Наши собака и кот навсегда остались в земле Сибири, и всё, что я теперь могу сделать для них, это очень любить тех, кто пришел на их место.

Коты и собака переехали с нами в Москву, это было единственное условие, при котором я согласилась на переезд, остальное меня мало волновало.

На этих снимках так много жизни, так много любви, так много нас. Я пришла в себя спустя время, в полотенце на голове и в состоянии приятного шока. Большую часть этих фотографий я просто не помню, а это всё было, происходило со мной.

Самая лучшая фотосессия в моей жизни сделана именно в это время. На мне джинсы, купленные в детском отделе магазина, а сама я похожа на фарфоровую куклу. И майка на мне, по ошибке - наизнанку.

- Мы такие богатые с тобой! Столько всего у нас было - сказала мужу, и пошла спать совершенно счастливая.

А бабушкин дневник мы постараемся найти, ещё есть шанс, и мы им воспользуемся. Просто всё это время мы как-то жили, суетились, переезжали и перекидывали информацию с одного компьютера на другой, она где-то потерялась, но очень возможно, что не насовсем.

2023.