Плачьте и смейтесь без Ницше

Нина Алешагина
«Бывают ли трагические ослы погибающие под тяжестью ноши, которую они не могли ни бросить, ни тащить?.. Это философы».
Фридрих Ницше ставит сам себе диагноз

«Вы, чада юга, мне приятны –
Так непорочно вы развратны,
И так неискренне честны.
На севере, не зная женщин,
Я с Истиною был повенчан,
Но я сбежал от злой жены…»
Фридрих Ницше раскрывает тайну своей личной жизни

Доктор Йозеф Брейер многого достиг к сорока годам. Будучи евреем из гетто, он сумел получить высшее образование и стать известным врачом, директором клиники, которая приносит неплохой доход. У него любящая семья, славные детишки, чье будущее он уже обеспечил. Словом, доктор Брейер состоялся как личность, выполнив все, что общество ждет от мужчины. Однако новых побед ему уже не видать, человек достиг своего потолка. В будущем его ожидают старость и смерть, а в настоящем однообразная жизнь потихоньку движется по накатанной дорожке. Йозеф страшится грядущего небытия и пытается забыться в страсти к некоей истеричке Берте. В наши дни этим никого не удивишь. Явление зовется Кризисом Среднего Возраста, о котором не писал разве что ленивый. КСВ сердито ломится в двери его души и грозит разрушить жизнь успешного специалиста.

К счастью, у доктора Брейера есть молодой друг и блестящий ученик. Зигмунду Фрейду он поверяет свои горести. Жена Брейера Матильда также доверяет ему и просит повлиять на супруга. А-та-та за спойлеры, но должна признаться, что юный Зигмунд окажется главным решалой. Как в романе, так и в одноименном фильме. В 1992 году американский психотерапевт и профессор психиатрии Стэнфордского университета Ирвин Дэвид Ялом выпустил книгу «Когда Ницше плакал», полную интереса и симпатии к отцам-основателям психоанализа. Роман экранизировали в 2007 году очень близко к тексту. Он на 90% состоит из умных бесед и странных сновидений. Кому интересен подобный жанр, тот осилит как фильм, так и книгу, даже зная, о чем они повествуют.

А причем тут Фридрих Ницше?

Ну, о нем слышали все, но мало кто вникал в суть его работ. Его философия – Terra incognita, где можно найти несколько сильных сентенций и споткнуться об труп Гитлера. До сих пор существуют люди, которые думают, что Ницше – теоретик нацизма и антисемит. Поклон мистеру Ялому за то, что он опровергает своим произведением этот миф.

Да, Ницше жил среди антисемитов и адептов величия Германии. Пока позволяло здоровье, он высмеивал этот протухший фи-патриотизм, который выродился в фашизм и самую ужасную катастрофу 20 века под вопли «Германия, Германия превыше всего». Родная сестра мыслителя Элизабет Фёрстер-Ницше и зять, его задушевный друг Рихард Вагнер страдали этим недугом. Бедняга Фридрих был страшно одинок и презираем современниками. Его философия могла бы спасти немцев и народы, ставшие жертвой их агрессии, от невообразимых бедствий, ибо она представляет собой инструмент, позволяющий взломать любую идеологию, любой авторитет. Что же останется, если уничтожить идеологию, веру и общепринятые нормы морали? Выжженная нигилизмом земля?

А вот и нет. Останется воля к власти и моя любимая сентенция «Тому повелевают, кто не умеет повиноваться самому себе». Нам ни к чему верить в чужих богов или какие-то идеалы, если хватает воображения создать собственных. А коли не хватает, человек может сам выбрать наиболее подходящее для себя вероисповедание или систему взглядом. Под влиянием Ницше, он будет видеть в них не промысел божий, а произвол человеческий, и сможет вовремя отречься от него, видя, что шагает прямиком в пропасть, как «арийская раса». Ницше знал ценность и бесполезность своего учения, которому могут последовать только единицы, сохранившие гибкость ума и чувство юмора. Жизнь уходила сквозь пальцы, гениальность требовала творить, а рассудок нудил, что это никому не нужно, что он променял свой бесценный миг земного бытия на чепуху. Была, конечно, надежда на грядущие поколения, что они поймут, оценят. Эта эфемерная штука едва ли развеет мрак безвестности сегодняшнего дня. Он рвался в мир яркой сильной полнокровной жизни, но всегда должен был оставаться среди призраков и старых бумаг. Вот это, по моему мнению, и сломало психику Ницше, а вовсе не безответная любовь к Луизе Саломе, дочери русского генерала с европейскими корнями. Ницше часто отказывали женщины, которым он делал предложение. Даже когда он преподавал филологию в Базельском университете, и признаков безумия не подавал.

При всем уважении к Ялому, он довольно упростил образ Ницще и подлинную причину его помешательства. Раз доктор Брейер страдает от любви к Берте, то и Ницше должен лить слезы из-за непостоянства своей Луизы, которая в фильме представлена этакой бабой-танком. Лишенная оригинальности и легкости реальной Лу Саломе, героиня Кэтрин Винник весьма хороша собой. Такой красавице необязательно быть умной, чтобы иметь кучу поклонников. Она играет не чудачку (это не Принц Фогельфрай и не Ветерок Мистраль из поэзии Ницше), а роковую женщину с материнским инстинктом. Разбила сердце великого философа, а затем заявляется к знаменитому венскому терапевту и требует излечить отчаяние Ницше. И эта трактовка образа пришла из книги. Так что Винник винить не в чем. За актерский состав я люблю этот фильм.

Арман Ассанте весьма похож на Ницше и сумел передать его скромное обаяние. Бен Кросс (Йозеф Брейер) вызывает безотчетную настороженность, ибо есть в его внешности что-то зловещее. Он запомнился мне по эпизодической роли в ужастике «Изгоняющий дьявола. Начало» 2004 года. А в этом фильме можно рассмотреть все грани его драматического таланта. С этими двумя нескучно, доложу я вам. Мужчины пытаются излечить друг друга от одержимости странными барышнями, и в их разговорах поблескивают перлы философии Ницше. Бойкий красавчик Джейми Элман (Зигмунд Фрейд) наблюдает за их интеллектуальными баталиями со стороны, восхищается Ницше и предполагает, что он величайший психолог на свете. Но при этом держится от него подальше. А когда Ницше в сцене на кладбище пугает своего «пациента» идеей вечного возвращения, тот бежит к Фрейду на сеанс гипноза… и спасается от наваждения! КСВ уходит не солоно хлебавши, понимая, что против Фрейда нет приема. А Ницше уже ничто не спасет, ведь его проблема не ограничивается страстью к Лу Саломе. Зато фантазия преданного поклонника доставила двум светилам медицины и психологии интереснейшего пациента. Если бы реальный Ницше встретился с доктором Брейером и позволил исследовать своеобразные изломы своей психики, сколько бы диссертаций можно было опубликовать!

Глубоко проникнуть в противоречивую душу Ницше позволяет книга «Борьба с демоном» Стефана Цвейга. А основные черты его философии в сжатом и наиболее доступном виде представлены в статье Жиль Делёз «Ницше». У меня нет времени на углубленное изучение трудов великого немца. Для жизни хватает «Так говорил Заратустра», «Сумерки кумиров» и «Веселая наука». А творение Ялома рассказывает нам о зарождении психоанализа. Стоявшие у его истоков Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд – главные герои романа. Конечно, Ялому удалось продвинуть Ницше в массы, и за это ему отдельная благодарность. Но вырванные из контекста шокирующие и спорные заявления философа едва ли добавили популярности его идеям. Фильм поставлен рвано.

Судите сами. На дворе вальсирует благообразный 1882 год. Все дамы и кавалеры одеты со вкусом, в летних кафе латте смакуют под классическую музыку. Нигде вы не увидите нищеты и забастовок. Благолепие этой картинки резко прерывают яркие «приходы» доктора Брейера, причуды Берты и выступления Ницше. В одной из таких сцен Фридрих залез на фортепиано, принялся дирижировать невидимым оркестром и орать: «Рихард, ты портишь музыку!» Кто не в курсе из-за чего рассорились Вагнер и Ницше, придет в замешательство. А сценки с Бертой вообще хочется вырезать. И все же я рекомендую Вам эти фильм и книгу. Кто любит Ницше, тот будет рад любому произведению, где упоминается его имя.