История Нелли Блай

Виктория Новиков
****
Кто не помнит знаменитое пари, придуманное и описанное Жюлем Верном в романе «Вокруг света за 80 дней»? Я сразу вспоминаю мультик . « Есть ли у Вас план , мистер Фикс ?» ;;;
Сразу после выхода романа в свет, нашлось множество желающих совершить подобное путешествие в реальности.
Одной из таких желающих была Нелли Блай.
А буквально через день от журнала Cosmopolitan поступило предложение-пари: они отправляют в кругосветное путешествие свою журналистку одновременно с Нелли, но в противоположном направлении. И кто быстрее обернется.

14 ноября 1889 года Нелли отправилась в путь через Атлантику, а ее противница двинулась через американский континент к Тихоокеанскому побережью. Приключений у журналисток было, разумеется, меньше, чем у героев книги, но тоже хватало. Чем Нелли откровенно гордилась, так это личной встречей в процессе путешествия с самим Жюлем Верном! По пути она отклонилась от своего маршрута, чтобы взять интервью у самого Жюля Верна. Когда девушка достигла своей цели, он отправил телеграмму в редакцию «Нью-Йорк Уорлд»: «Я нисколько не сомневался в успехе Нелли Блай. Она показала своё упорство. Ура в её честь! Жюль Верн». Нелли добилась своей цели, отважная Блай — в отличие от вымышленного персонажа совершила кругосветное путешествие ровно за 72 дня 6 часов и 10 минут, посетив при этом Англию, Францию, где встретилась с Жюлем Верном, Италию, Суэцкий канал, Цейлон, Сингапур, Гонконг и Японию.

Пулитцер же активно печатал отчеты своей журналистки, чем необычайно поднял тираж. Попутно он организовал тотализатор: можно было поставить на то, когда путешественница прибудет в очередной пункт назначения, пишет Softmixer.

Нелли вернулась в редакцию на восемь дней раньше назначенного срока. Ее соперница все еще болталась на волнах Атлантики, так что Cosmopolitan проиграл .

Еще до этого потрясающего приключения Нелли Блай завоевала имя в журналистике.

1887 году журналистка переехала из Пенсильвании в Нью-Йорк и устроилась  в газету «New York World» Джозефа Пулитцера. 

Но  женщинам было в то время очень тяжело делать любую карьеру, в том числе и журналистскую. Даже попасть в кабинет главного редактора The New York World Джона Кокрилла она смогла, только написав текст о гендерной предвзятости нью-йоркских редакторов. Кокриллу пришлось лично встретиться с ней, чтобы подтвердить готовность работать с женщинами.

Одной из первых её затей стала симуляция сумасшествия с целью попасть в женский сумасшедший дом на острове Блэкуэлл (ныне остров Рузвельта) для расследования жестокого обращения с пациентками клиники. Выдать себя за другую, чтобы узнать правду, — постепенно это станет ее фирменным расследовательским методом.
Симулировав душевную болезнь и амнезию и обманув нескольких докторов, Блай добилась своего и провела десять дней в лечебнице, чтобы позже выступить с разоблачительной статьей об ужасающих условиях, в которых существуют пациентки лечебницы, об издевательствах персонала и о том, что часть пациенток явно попала туда по ошибке. Статья стала сенсацией и привела к тому, что положением в лечебницах такого рода заинтересовалась не только общественность, но и власти, существенно увеличив бюджет Департамента общественной благотворительности и исправительных учреждений. А позднее она выпустила эти статьи в формате  книги . Меня потрясло то, что она притворялась только, чтоб попасть в сумасшедший дом . С того момента, как она оказалась за решеткой, она прекратила притворяться. И вела себя совершенно нормально. Но если б не коллеги, которые ее вытащили оттуда, она бы осталась там навсегда, как и многие совершенно нормальные женщины.
Предисловие к книге «ДЕСЯТЬ ДНЕЙ В СУМАСШЕДШЕМ ДОМЕ».
С тех пор, как мой рассказ об опыте нахождения в приюте для сумасшедших на острове Блэквелла был опубликован в «Ворлд», я получила сотни писем об этом. Издание с моей статьей давно вышло из печати, и меня уговорили разрешить опубликовать ее в формате книги, чтобы удовлетворить просьбы всех тех, кто хотел получить свою копию.
Я счастлива иметь возможность заявить, что в результате моего визита в приют и последовавшего расследования, мэрия Нью-Йорка выделила на миллион долларов больше, чем в прежние годы, на содержание душевнобольных. Так что я могу удовольствоваться знанием, что об этих несчастных людях отныне будут заботиться лучше, благодаря моим стараниям.»
Но прошло еще много десятилетий, пока в стране, которую я называю своей уже очень много лет, не изменился закон. Если человек не хочет , если он не совершил преступление , то его никто не может заставить лечиться в стационаре. Да и стационаров-то почти не осталось. Да, это палка о двух концах. И тем не менее , когда люди говорят , что всех сумасшедших надо лечить, они не отдают себе отчет  в том, что если будет закон, что тех, кого СОЧТУТ сумасшедшими , можно будет без их согласия содержать в дурдомах, то это конец.  Это уже было во всех странах без исключения . Людей , которые неугодны  властям, жен , которые не дают развод, дочек , которые не слушаются , сестер, которые претендуют на часть наследства,уже сажали за решетки психбольниц. Во всех странах . Be careful what you wish for!
Так что журналистское расследование Нелли Блай - это был подвиг, это было начало изменений к лучшему.
Нелли Блай провела  еще много расследований, в которых она притворялась работницей фабрики, девушкой, которая хочет познакомиться с целью замужества и многих другие.  После каждого ее расследования что-то улучшалось в жизни людей, мошенники были наказаны и тд.
Жизнь этой неординарной женщины была насыщена событиями. Она вышла замуж . После смерти мужа руководила крупной фабрикой , разбогатела,обанкротилась , вернулась в журналистику . Она писала репортажи с парада суфражисток 1913 года и с Восточного фронта Первой мировой войны. Она писала об ужасах и бессмысленности войны так, что читаешь с комком в горле .
А еще она занималась благотворительностью, уделяя особое внимание сиротам.
Вот такая история о легенде журналистике, о смелой и талантливой Нелли Блай. © Victoria Novikov #victorianovikovstories
Источники womenshistory. org, Wikipedia