16. Портрет Элеоноры Улизко. Серия Мои картины

Элеонора Улизко
Анатолий Заславский. Портрет Элеоноры Улизко. Холст на картоне, масло. 60х40 см. 2018 год.

«В духе настоящего соц. реализма!» - гордо сказал Заславский, показывая законченный портрет. И это было действительно так и просто ложилось бальзамом на душу.
Мне подарили календарь с его работами за 2012 год, я уже представляла его манеру письма и как он выглядит. Потому что в  конце был его автопортрет. Внешность Анатолия всю жизнь была примечательной. Вот кто совсем не менялся с годами. Только пружинистая шапка волос из чёрной стала белой. Очарованием и харизмой он был проникнут всегда и насквозь.
Впервые я увидела Заславского в крематории на похоронах Володи Малкова, своего друга и любимого художника в 2018 году. «Неужели это Заславский?» - спросила я Наташу Куликову, вспомнив портрет из календаря. Наташа подтвердила. Поминки в ресторане вёл Заславский. Он представил присутствующих, рассказал про Володю, а потом давал слово всем желающим выступить. Собрались художники, режиссеры, артисты радио и театра, журналисты. Сплошь артистическая публика. Володя был тоже очень артистичным! Поставил как режиссёр рождественский спектакль в конце социализма, вёл цикл передач на радио, художественную студию с детьми. Он был первым учителем Жени Голант. Все вставали и рассказывали про Володю, работу  и встречи с ним.

И в этом избранном обществе я настоящая белая ворона, встала и заявила, что я есть единственная из собравшихся, для кого они всю жизнь трудятся. Я – инженер и собиратель современной живописи, кем сделал меня Володя Малков. Активным потребителем искусства.
Тут следует заметить, что ещё, когда я была школьницей старших классов, из всех видов картин меня больше всего привлекали портреты. Поэтому, познакомившись с Малковым, я первым делом заказала ему свой портрет. Впоследствии я убедилась, что в своей мании я не одинока. Женя Голант как-то показала мне цветной каталог портретов, которые нарисовали заказчику 30 выбранных художников на юбилей то ли к 50, то ли 60 – летию. Особенно понравившимся он заказывал и по два портрета. Так Жене Голант он заказал ещё и второй портрет с женой.  Вот это размах! Правда, он заведовал рекламой в Ленинградском метрополитене, и финансовых проблем у него не было.

После такого предисловия вы поняли, что столкнувшись с Заславским, я захотела с ним познакомиться и заказать ему портрет, если удастся. По натуре я человек застенчивый, но когда дело касается картин, я становлюсь настойчивой. Поэтому в конце вечера я подошла к Анатолию Заславскому и попросила у него телефон, каковой и был мною благосклонно получен.
События развивались динамично. Любить – так любить! Гулять – так гулять! Пел Розенбаум.  Я позвонила и попросила разрешения посетить мастерскую. Купила пироги в Штольце, захватила свою единственную тоненькую книжку в подарок, собрала яблоки белый налив и поехала на Петроградскую. Мастерская художника, это всегда его внутренний мир, его душа. Там всегда беспорядок, там свобода. Везде картины, мне было на что посмотреть. Не во все влюбляешься с первого взгляда, но все интересны, особенно портреты. Запомнился молодой ещё поэт Черешня, верхняя половина лица которого было обведено толстым ярко-зелёным контуром вместо уже выпавших волос, что необычным образом оживило колорит. Анатолий сказал, что у него было пять жён, почему-то добавил, что все русские и со всеми у него хорошие отношения. Это подтвердила находящаяся в мастерской одна из жён - Иконникова Анна Моисеевна, подарив мне свою маленькую картинку 10х13 см в манере Дж. Моранди, итальянского художника, часто рисующего бледные бутылки (и не только).
 
Я спросила у Заславского сколько стоят его самые маленькие картины. Он ответил, что продаёт их очень дёшево от 1000 долларов. Для меня это было совсем не дёшево, и видимо как-то отразилось на моём лице, но я не стала прояснять свою финансовую ситуацию. Прощаясь, я вспомнила про свою книжку, достала её и подарила Анатолию. К моему удивлению он куда-то отошёл и тоже протянул мне большую, тяжёлую и роскошно изданную книгу-альбом своих картин, к некоторым из которых  он написал поясняющие Внезапности. Я, конечно, ужасно обрадовалась такому подарку. Обмен был явно не равноценен.
После этого начался книжно-галерейно–музейно–магазинный период встреч. Мы шли то на презентацию новой книги про «Безнадёжных художников» в книжный магазин, то в частную галерею с работами Заславского, то в Михайловский замок, где Анатолий проводил экскурсию по каким-то открывавшимся выставкам и экспозициям. Встречи были интересные, художественные и на высоте. А у меня всё не хватало духу спросить прямо, сколько денег хочет за портрет Заславский, и начать копить требуемую сумму. Наконец я решила, что удобнее позвонить по телефону. Начала я издалека и с комплиментов. Конечно, он  понял, что мне нравится и он сам и его творчество. Чувство такая вещь, что оно либо есть, либо нет. Как мёд у Винни Пуха. А с годами я давно не вижу смысла это скрывать. Ведь любовь и привязанность - самый большой дефицит в жизни! К тому же они могут заканчиваться по ряду причин.

Робко сказав, что сейчас у меня нет суммы 1000 долларов, я спросила его не сможет ли он подождать некоторое время, хотя бы годик и не забыть про меня, пока я не накоплю требуемую сумму. И что вы думаете на это ответил великолепный Анатолий Савельевич?! Не падайте!
«Мы с вами уже не в том возрасте, чтобы так долго ждать. Приходите ко мне в следующий раз, и я вас нарисую бесплатно». Историческая фраза по значимости достойная Ю.Цезаря!

Так и произошло. После очередной выставки, а Заславский в отличие от меня ходил на них регулярно (у меня, сами понимаете, работа), мы перекусили в кафешке и поднялись в его мастерскую. В отличие от других художников, посадил он меня почему-то в профиль напротив окна. И без очков. Я, естественно, не возражала. От радости сбывающейся мечты я была в таком настроении, что напрочь не помню, о чём мы говорили всё это время. Совсем как в песне А. Миронова: ведь о чём-то же он говорил мне в саду, когда встал на колени?! А вот о чём? Не помню… Склероз.

Готовый портрет произвёл сильное впечатление. Бесспорно похожа. Это я. И в то же время художник внёс в него какую-то свою нотку, то, что я раньше в себе не находила или не замечала. Какое-то внутреннее самоуважение. Вот я на равных беседую с таким признанным среди художников мэтром. Не стесняясь, что-то ему отвечаю. И получилась я довольно привлекательной на мой взгляд. Значит и он меня так видит, и на его взгляд я тоже привлекательна!? И не так стара! Волосы осветлены, яркая кофточка, и мне можно не дать мои 70 лет. Не старушка, а женщина. Да это просто шедевр! Кто бы что ни говорил! Наверно поэтому моя племянница и попросила меня написать про этот портрет работы Заславского.
Перед уходом я спросила Анатолия можно ли ему возместить затраты хотя бы на холст и краски. Анатолий кивнул, и я вручила ему пять тысяч рублей. Договорились, что через неделю приеду забирать холст, когда он подсохнет.
Впоследствии, читая приведённые в альбоме Заславского «Внезапности», и его высказывания в Fasebook, когда он у меня был, я поняла, что Анатолий является очень мудрым человеком  и большим философом. А какой язык! Чуткий к литературе человек сразу оценит. Вот уж если есть талант, он не одинок. Жаль, что я ничего не переписала для себя в то время. Приведу лишь из «Внезапностей».
«Весной природа делает дерзкие усилия, чтобы казаться равнодушной и безжалостной к прошлогодним утратам. Она бездумно желает возродиться ещё раз». Как сказано!?
Или про лето на Крестовском. «Природа летом ведёт себя избыточно. Даже у нас на Севере мы чувствуем летом избыток роста, избыток цвета. Густота неосуществимых возможностей тоже избыточна. Сутолока всевозможных форм избытка заражает мощной энергией лени.  На островах, где густая растительность и где много воды и неба, мы погружаемся в непристойную истому знойного покоя. И вот тогда изнутри покоя зарождаетя некоторая динамика».
А вот и целое философское мировоззрение. Я бы его всем советовала. «Если вы выбрали для своего удобства идею, что есть Бог, и что он не допустит, чтобы с вами случилось что-то плохое (если вы будете исполнять Его заповеди), то у вас нет проблем. Жизнь в любом случае вас устраивает потому что она находится под Высочайшим присмотром. Смерть тоже хороша, потому что она есть начало вечной жизни».
И единственное, что я переписала из Фэйсбука:  «Из-за того, что нам повезло родиться, мы вынуждены всё время наслаждаться, иначе не понятно, зачем нам повезло родиться».
Так что наслаждаемся,  Анатолий Савельевич!

Замечу для справки, что большинство моих знакомых и друзей равнодушны к современной живописи, кстати и к музыке. Она им кажется уродливой, некрасивой неаккуратной и просто мазнёй. Поэтому их мнение я обычно не принимаю в расчёт. Значит, не дозрели ещё! Но с теченьем лет и десятилетий друзьям и знакомым начинает казаться интересными всё большее число моих картин. Вот так-то. Такой выходит пердюмонокль!