Панда

Василий Мишаков
Как-то однажды летом, кажется, во вторник,  по улице шёл человек. Простой, обыкновенный прохожий, похожий на тысячу или миллион, таких же, как и он, шагающих по разным своим делам деловых горожан. Мужчина  куда-то спешил, похоже,  на важную встречу, и  поэтому шёл быстро. Неожиданно взгляд его задержался на плачущей девочке лет восьми. Она стояла неподалёку согнувшись, словно старушка, вжав голову в плечи так, словно за шиворот ей случайно попала вода. Слёзы, тонкими струйками стекали вдоль её розовых детских щёчек и дальше, мимо кончиков губ к подбородку и  уже после с него, сливаясь в одну струйку, так никем и не убранные, часто капали на асфальт. Мужчине девочку стало жалко и он решил подойти к ней  поближе, чтобы слегка подбодрить. Ради этого он даже сделал небольшой крюк и отклонился от своего привычного маршрута. Проходя уже рядом с несчастной он незаметно замедлил шаг, и словно Буратино из сказки, бодро для неё отчеканил: «А ну-ка, не реветь! Потерялась что ли?». Девочка, не меняя позы, отрицательно мотнула головой, причём  так резко, что умудрилась даже достать  до него своими капающими слезинками. Мужчина хмыкнул в ответ и уже начал  удаляться, но девочка снова, громко и с ещё большим надрывом всхлипнула. Да, в общем-то ничего особенного. Да, мало ли он повидал  за всю свою взрослую жизнь разных маленьких плакс? В ответ ему даже подумалось: «Поревёт, - да, и перестанет».  Так он, успокаивая себя, уже собирался проследовать дальше. Но его слух снова настиг её по театральному громкий и невыносимо трагический всхлип. Улыбнувшись прохожий всё-таки оглянулся. Девочка, не меняя позы всё также стояла и плакала глядя куда-то в сторону. Вполне возможно, что именно эта незначительная деталь и привлекла его внимание, да так, что даже заставила вернуться. Хотя опаздывать или менять маршрут в его планы на сегодня вовсе не входило. Однако же он, всё-таки остановился и, развернувшись к девочке внимательно проследил за её взглядом. Мужчина без труда определил, что объектом маленькой ревуньи была всего лишь панда - огромная мягкая игрушка, выставленная за стеклом витрины шикарного супермаркета.  Подойдя к девочке со спины он с ухмылкой её спросил: «И стоит ли так убиваться из-за какого-то медведя?" Обойдя девочку мужчина озорно взглянул на её заплаканное лицо. В ответ она, громко всхлипнула и утвердительно кивнула. И снова капли её слёз брызнув из-под мокрых ресниц, достали до ладоней незнакомца.   
Улыбаясь и стирая её тёплые слезинки, мужчина мельком взглянул на ценник возле игрушки: «О-го-го!…», - присвистнул он вскинув брови. - Да, уж! От таких цен я бы и сам заревел наверное... - заметил он с иронией. Но тут же, представив себя на месте девочкиного папы, поймал себя на мысли, что плакса перестала ему казаться такой уж и разнесчастной, как ещё пару минут назад.
Всё окончательно для себя прояснив, мужчина уже собирался продолжить свой путь, но в последний момент взглянув на девочку, нечаянно встретился с её взглядом.  Нет, это надо было видеть! Большие и влажные от слёз глаза ребёнка, глядели на него с мольбой и восторгом. И мужчине от этого взгляда  тут же стало стыдно за свои мысли. И он даже начал уже себя осуждать за то, что так цинично по-взрослому отнёсся к детскому горю. По доброму и почти виновато он ей в ответ улыбнулся. И, о чудо! Девочка тоже ответила ему широкой светлой улыбкой! И даже тихонечко хохотнула. А потом совсем уже по-дружески спросила:"Ведь это же дорого, правда?"            
         -Что? ...А, ты про игрушку? Да-а-а! - манерно протянул он, - Просто какие-то сумасшедшие деньги! - и с ухмылкой добавил: "Не детская прямо цена!"
- Вот вы бы её за столько купили? - спросила девочка отрывисто и уже без улыбки. Прохожий смутился, и даже заподозрил в её вопросе какой-то скрытый подвох. Сбивчиво  и, с трудом, предвкушая свои самые худшие подозрения, он кое-как, всё-таки собрался и как мог выдавил из себя медленно и почти по слогам: «Ну, если бы очень, о-очень сильно захотел бы…», - тут он остановился, чтобы подумать и перевести дух, - «То, наверное... да, купил!» – Буквально выдохнул он.  По холодному взгляду девочки он понял, что его ответ ей не понравился, ну просто совсем.
        -А я бы, – ни за что! – так же медленно и почти зло прошептала девочка. И глаза её снова стали влажными.
        - Понимаю, согласен, дорого....,  – примирительно скороговоркой протараторил в ответ незнакомец.
        -Вот именно! – Торжественно и как-то даже радостно воскликнула она,  и снова с интересом взглянула на мужчину.
Прохожий был в замешательстве. То, что игрушка дорогая и так было ясно, но непонятным ему оставалось другое: почему же родители девочки заставляют её так страдать? "Или в чём-то провинилась, или у них нет денег." - подумал он. Каких-то других причин, не купить игрушку, которую их ребёнку так хочется, мужчина не видел.
        -Думаю, что ты уже не маленькая и должна понимать, ведь у папы может и не быть столько денег…. - Произнес он как можно мягче, надеясь этим как-то успокоить ребёнка.
        -Да, хоть бы и были…. - Безучастно и даже зло, бросила она.
Прохожий  оторопел. Он переставал понимать логику этой капризной плаксы.   
        -Ну, и чего же ты тогда ревёшь? – недоуменно спросил он.
        -А жалко. – просто и даже с печалью в голосе ответила она.
        -Жалко? Чего?!... – тёмной горой наклонился над ней мужчина.
        -Денег, конечно. – выдавила сквозь слёзы девочка и опять зарыдала.
        -Ха-ха! Да, тебе-то какая разница? - уже не скрывая сарказма спросил мужчина.- Это проблема взрослых. У тебя же своих-то ведь денег нет!? Ведь нет?!
        -Вот и что?! – насупилась плакса. «Да, просто эта панда...  она очень, ну О-О-ЧЕНЬ дорогая!!! Понимаете вы?» - и она даже слегка подпрыгнула, широко взмахнув руками, то ли изображая ими огромную панду, то ли её цену.
Мужчина улыбнулся. «Вот же маленькая жадинка!» - уже без малейшего к ней сочувствия подумал он. И в тот же миг, где-то глубоко внутри него тут же зажглась и стала разгораться искра пацана-забияки:
        -Так вот оно что!? Дорогая? Ну, это понятно. А панду-то, саму панду ты хочешь? – прищурив левый глаз,спросил он заговорщическим тоном.
        -Хочу.– грустно и виновато кивнула девочка.
        -Ну, тогда у тебя другого выхода нет, и ты должна её обязательно... - мужчина выдержал театральную паузу, - купить! - торжественно закончил он.
 
        Глаза девочки сначала застыли, а затем  медленно и удивленно расширились.
        -Вы  ведь это не серьезно?!... - спросила она испуганным шёпотом.
        -Конечно... - улыбаясь подыграл он ей интонацией, и снова через длинную паузу закончил,   - серьёзно. Серьёзнее просто не бывает!
        -Нет-нет! Вам нельзя! Вы мне чужой и незнакомый дядя. - быстро и сбиваясь затараторила она.
        -Кто, я?!! Чужой? ..Ну, ...хорошо ... хорошо, согласен. Ну,..тогда, давай .. что-ли познакомимся? Я - дядя Лёша, вот. – И он протянул ей свою руку,- А ты?
        -Я Саша. – Осторожно протягивая худенькую ручонку и сохраняя серьёзность сообщила она.
        -Отлично, Саша! Больше препятствий нет. Я пошел... –  кивнул он в сторону витрины.
-Нет! Дядя Лёша, не надо!... - резко выдернув ладошку, вскрикнула Саша.
-Ну, а теперь что не так?! – наигранно строго спросил мужчина. И, заражаясь собственной бравадой, он ловил кураж, уже и сам переставая понимать, чего ему хотелось больше: то ли исполнить безумную мечту девочки, то ли самому совершить безумный поступок, купив незнакомой девчонке дорогущую панду.  И он настойчиво продолжал...
         -Так, я не понял, в чём дело? Ты сама мне сейчас сказала, что  хочешь панду. Так или нет? – не отступал он.
         -Ну, так, ну и пусть, ну и что... – Капризным баском отбивалась Александра.
         -Что значит: "Ну и что?!!! Дурёха! - Торжествовал мужчина. - Поставить цель и исполнить мечту! Вот, что в жизни самое главное! Да, ради этого мы все и живём! Понимаешь, ты? Все, все мы, без исключения: и взрослые, и дети! И поэтому мы сейчас с тобой пойдём и купим эту чёртову панду! И все дела! Ты меня поняла? И не спорь!
Но не успел  дядя Лёша ступить и шага, как девочка мёртвой хваткой схватилась за рукав.
         -Нет! Дядя Лёша! Не надо..., Не надо! - почти закричала она, - Ну, пожалуйста! Я знаю, Вы хороший. Не такой, как другие. Другие вот, шли, шли и всё спешили куда-то.. а вы, вы один, ...один, взяли и остановились! И сейчас со мной как со взрослой говорите, не-понарошку....
         - И что?! Ну, остановился. Ну, поговорил. А что другие? Не понимаю. Причём тут другие? Да они бы тоже, может быть, поговорили с тобой, глупышка! Если бы могли. Посмотри, просто они спешат и им всем некогда. Просто им не-ког-да! Понимаешь? И тут он внезапно запнулся и взглянул на часы. Покраснев, он резко выпрямился, и стиснув губы, закрыл глаза, но взяв себя в руки, грустно добавил.  - Некогда, это когда постоянно спешишь и постоянно не успеваешь. Потом, тяжело вздохнув, мрачно произнёс: "Понимаешь если взрослый куда-то опоздает,  то потеряет... - он опять сделал тяжёлую  паузу и, обречённо продолжил: "Очень  большие деньги. Понимаешь?"
- Как панда? – спросила она.
- Панда? А... Да, нет, панда - это мелочь. Больше. Значительно больше... - задумчиво произнёс  мужчина приседая на корточки. - Но панда, она, всё-равно их дороже... Понимаешь?
        -Нет. - легко и честно призналась Саша и ухмыльнувшись добавила: "Просто вы, дядя Лёша, ещё не видели какая машина есть у моего папы. Вот она, точно, дороже панды...
        -Возможно, спорить не буду. Но машину-то папа твой купил, а панду тебе - нет, - резюмировал мужчина.
        -Машину он купил себе. - жёстко ответила девочка. И про неё он сказал, что она своих денег стоит, а панда - нет.   
         
...Прохожий оторопел. Он начал медленно выпрямляться. Его охватило отчаяние и он не знал, куда деть руки. Перестав понимать происходящее, он вконец обессилел. Его охватило чувство неловкости и стыда. Рядом с, по-взрослому рассуждающей Сашей, он, вдруг, показался себе каким-то маленьким и глупым мальчишкой. От ощущения своей ненужности для неё, мужчине захотелось  не просто уйти, а даже испариться. Наконец, постепенно придя в себя, он одобряюще похлопал девочку по плечу и, глядя на огромную панду в витрине, непроизвольно сунул руку в карман пиджака. Его пальцы нащупали пару монет -  сдачу от какой то покупки. Он медленно их достал и, не зная, что с ними делать, на открытой ладони протянул Александре.
         -Ну, тогда на  вот, возьми на панду, - попробовал он отшутиться. -Когда накопишь, сама себе купишь .
Девочка улыбнулась и взяла, но только одну монетку.
         -Спасибо. Я сохраню. На память о Вас. – кокетливо ответила она и, сжимая в кулачке монетку, зашагала мимо супермаркета по тротуару, так ни разу и не взглянув на панду, одиноко стоящую в праздничной витрине.
Дядя Лёша остолбенел.
         -А как же панда?! – устало крикнул он ей вслед.
         -Да ну её. Она, даже ЭТОГО, - и девочка весело покрутила для него в воздухе кулачком с монеткой, - не стоит!
И отвернувшись, подпрыгивая и кружась, побежала дальше.
-Мы были другими… – подумал грустно прохожий. И тут же почувствовал, что кто-то дергает его за рукав пиджака. Мужчина обернулся. Перед ним в драной рубахе и ботинках на босу ногу стоял бездомный мальчуган лет пяти и молча протягивал перепачканную ладонь. Его застывший взгляд выражал мольбу и скорбь.
         -А панду хочешь? – усталым голосом спросил  мужчина, кивнув на витрину.
Мальчик  осторожно повел взглядом в сторону супермаркета, и резко дёрнув лицом, с испугом отрицательно замотал головой.
         -Что, очень дорого? – съязвил дядя Лёша.
         -Да, не, - простодушно улыбнулся мальчик, - Чо-то слишком большая.
         -Боль-шая?.. - передразнил его мужчина. - А может быть у мечты других размеров не бывает!... - почти зло крикнул ему в лицо прохожий. Мальчик испуганно сжался, прикрывшись испачканной рукой.
Мужчина примирительно кашлянул, потом достал бумажник, разжал детский кулачок и засунул в него хрустящий комочек купюры.
         -А так, в самый раз будет? - спросил язвительно он.
«Сумасшедший,» - подумал мальчишка, сразу же оценив достоинство дорогой купюры по её хрусту и вместо ответа медленно попятился назад.
          ...Улепётывая от мужчины со всех ног, мальчишка бежал и бежал по тротуару задыхаясь и боясь оглянуться. Страх того, что мужчина опомнится и непременно окликнет его, чтобы забрать обратно свою дорогущую купюру, безжалостно гнал мальчугана вперёд.
Мужчина, оставшись на едине с пандой, ещё немного постоял напротив витрины. В последний раз грустно взглянув на куклу, он устало вздохнул и, уже никуда не торопясь, медленно зашагал обратно. Куда-то туда, откуда ещё совсем недавно пришагал.  Спешить ему уже было некуда. Он понял, что безнадёжно опоздал...
Неожиданно глаза его заблестели, то ли от накативших слез, то ли от света неоновой вывески магазинной витрины, в которой так и осталась стоять не купленная никем огромных размеров панда.

Одним она казалась очень дорогой, другим - непомерно большою...

к о н е ц