Блок. Есть минуты, когда не тревожит... Прочтение

Виталий Литвин
«Есть минуты, когда не тревожит…»
 






                Есть минуты, когда не тревожит
                Роковая нас жизни гроза.
                Кто-то на; плечи руки положит,
                Кто-то ясно заглянет в глаза…
 
                И мгновенно житейское канет,
                Словно в темную пропасть без дна…
                И над пропастью медленно встанет
                Семицветной дугой тишина…
 
                И напев заглушенный и юный
                В затаенной затронет тиши
                Усыпленные жизнию струны
                Напряженной, как арфа, души.
                Июль 1912







Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     К.И. Чуковский считал это стихотворение свидетельством того, что Блок "даже в третьем томе, когда его творчество стало строже и сдержаннее", часто предавался "инерции" "опьянения звуками" (Воспоминания, 2. С. 223).

     [
     «В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков. Сладкозвучие его лирики часто бывало чрезмерно, и нам в ту пору казалось, что он не властен в своем даровании и слишком безвольно предается инерции звуков, которая сильнее его самого. В безвольном непротивлении звукам, в женственной покорности им и заключалось тогда очарование Блока для нас. Он был тогда не столько владеющий, сколько владеемый звуками, не жрец своего искусства, но жертва. В ту далекую раннюю пору, о которой я сейчас говорю, деспотическое засилие музыки в его стихах дошло до необычайных размеров. Казалось, стих сам собою течет, как бы независимо от воли поэта, по многократно повторяющимся звукам:

                И приняла, и обласкала,
                И обняла,
                И в вешних далях им качала
                Колокола... (1)
 
     Каждое его стихотворение было полно многократными эхами, перекличками внутренних звуков, внутренних рифм, полурифм, рифмоидов. Каждый звук будил в его уме множество родственных отзвуков, которые словно жаждали возможно дольше остаться в стихе, то замирая, то возникая опять. Это опьянение звуками было главное условие его творчества. Даже в третьем его томе, когда его творчество стало строже и сдержаннее, он часто предавался этой инерции:

                И напев заглушенный и юный
                В затаенной затронет тиши
                Усыпленные жизнию струны
                Напряженной, как арфа, души.

     В этой непрерывной, слишком сладкозвучной мелодике было что-то расслабляющее мускулы…

*
     (1). Это юношеское стих. Блока не могло оказывать такого действия на поколение К. И. Чуковского в «пору далекой юности», поскольку было впервые опубликовано лишь в 1919 г. (в переработанном виде; в частности, строфа, которую приводит К. И. Чуковский, была написана в 1916 г.). (Примечание редакции «Воспоминаний»)
     ]
     »

    Стихотворение построено на противоречии, противопоставлении смысловой части его собственно изобразительности. Словами декларируется сладостная  “нетревожность”, “усыпленность”, а рисуется…
     “Житейское”, которое якобы является “грозой жизни”, канет в жуткий провал “темной пропасти без дна”, а “напев заглушенный и юный” не расслабит, не успокоит, а наоборот  – “усыпленные”  всеми этими “жизненными грозами” струны под его влиянием  завибрируют и…

                «…И было мукою для них,
                Что людям музыкой казалось.»
                (И. Анненский. «Смычок и струны».)