Геофизическая экспедиция

Анатолий Бызовской
Структура управления нашей геофизической экспедиции находится в городе, здесь-же располагается и база обеспечения. На базе большие складские помещения с оборудованием и материалами. Имеется большой автомобильный парк - который в зимний период, по зимникам обеспечивает завоз всего необходимого в полевые сейсмопартии, которые работают в Заполярье.

Наши сейсмопартии,а их в экспедиции четыре отряда работают на разработке – Усинской газонефтяной площади. Но пока до будущего города Усинска, нет ни железных ни автомобильных дорог.  И местом перевалки и перевозки всех грузов является город Печора.

 В летний период все объемные груза завозит речной транспорт. А, круглый год на всю геологию работает авиационный транспорт – это в основном вертолеты. А, в зимний период, с открытием зимников в сторону будущего города Усинска потянутся вереницы грузового автотранспорта. Но пока, на месте будущего города Усинска - построены улочки из жилых балков и появляются только первые капитальные строения.

До нашей сейсмопартии, от города Печоры, чуть больше трехсот километров. Коллектив нашей сейсмопартии, небольшой - всего тридцать шесть человек в зимний период. И в этот период – начинается наша основная работа. Занимается Геофизическая экспедиция - разведкой залегания газовых и нефтеносных пластов в глубине недр нашей матушки земли.

 Наш метод создания колебаний земных пластов и получения, отраженных эхо-сигналов от них, называется – буровзрывным. Но до получения этого долгожданного эхо-сигнала, который примет и запишет аппаратура нашей сейсмостанции… проходит большой подготовительный период…

В летний период топографический отряд – вылетает на место наших будущих работ. На площади в среднем 20 квадратных километров они делают – «сетку» наших работ. Ориентируясь приборами, через определенный промежуток местности, пробивают(вырубают) профиля(просеки), которые строго пойдут с Севера на Юг и с Запада на Восток. По ним потом зимой пойдет техника и будут проводится буровзрывные работы.

 К началу работ, заканчивается ремонт техники: Это гусеничные вездеходы, трактора, которые выполняют все работы связанные с жизнедеятельностью партии, а также дизельные электростанции, которые весь зимний период будут обеспечивать партию электроэнергией. Затем одни из главных- это буровые установки.

 Вес одной буровой установки 24 тонны. И чтобы этой технике пройти по болотам и нужным профилям - с началом морозов накатывается дорога. Вначале накатывают дорогу легкими тягачами, постепенно замерзая по ней накатывают тракторами и только потом идут буровые установки. И, как только первый профиль подготовлен – все выезжают на работу.

 Вывозится и выставляется сейсмостанция. Она находится в одном из объемных балков – установленного на металлических санях - для перевозки по профилям. Буровые установки, на сделанных отметках, через определенное расстояние - бурят скважины, глубиной до двадцати метров. Взрывники закладывают в эти скважины - заряды взрывчатки, на профиле разматывают – «сейсмокосу» с приборами - ее длина около 600 метров, она соединена с сейсмостанцией.

И напротив каждой пробуренной скважины ставят прибор-датчик, который – после взрыва, примет эхо сигнал… преобразуя его в электромагнитные колебания и передаст на сейсмостанцию, и она его запишет на магнитную ленту. - По докладам по рации, определяется готовность всех работ. Затем, по рации начальник сейсмостанции дает команду взрывнику… под землей происходит взрыв и приборы записывают на магнитную ленту -  отраженный эхо сигнал земных пластов в виде магнитных колебаний.

 Магнитная лента на больших кассетах и когда она заполняется -  работой нашей сейсмостанции, эту кассету отправляют в Печору в специальную – Камеральную службу, где идет расшифровка этих электромагнитных сигналов. В конечном итоге получается - карта разрезов земных пластов. Где среди этих пластов иногда вырисовываются пустоты возможного содержания нефти или газа. И на этих координатах в последствии будут устанавливаться буровые вышки.

 Работы в сейсмопартии, начинаются с ноября месяца и заканчиваются только к апрелю, когда отработаем всю «сетку» нашей площади. По зимникам на машинах в партию завозят дизельное топливо, бензин, масла. Взрывчатка, которой за сезон уходит не одна тонна. Продукты питания, материалы, ремонтные узлы и части для ремонта техники.  На вертолете МИ-8, практически два раза в неделю завозится все необходимое для ежедневной, нормальной работы сейсмопартии.

 Народ, за этот период времени, конечно здорово устает. Климатические условия здесь в Заполярье – довольно жесткие. В отдельные годы устанавливались пятидесятиградусные морозы, а иногда и более. И в такие морозы работы прекращаются, ожидая разрешенных температур для работ на открытом воздухе.

 Мало кому из рабочих, удается несколько раз, за сезон побывать дома. Большинство конечно работает народа, не обремененными семейными обстоятельствами. И даже часть их остается на летний ремонт техники в партии. Некоторые пытаются выехать домой, но слабость к спиртным напиткам, заставляет их через некоторое время вернуться с просьбой отправить в «поле» … жить в городе за короткий период отдыха -  уже не на что.

 Несколько лет приезжала семья из Молдавии. Жена работала поваром, муж трактористом. Народ разношерстный, но все целенаправленно работают на выполнение производственных заданий, от этого зависят заработки всей партии. А, по итогам за полевой сезон, если слаженно работал коллектив, и есть экономия в средствах, получают еще и дополнительную премию.

 Жаль конечно, что в годы великой перестройки практически сошли на нет - требования на такие виды геофизических работ. В период перестройки - Государственные газонефтяные структуры, стали замещаться частными компаниями, а они научились считать свои деньги. Да и контуры газонефтяной площади Усинского месторождения практически были уже разведаны. Ведь на этой площади работали еще: Воркутинская, Интинская Геофизические экспедиции, которые также имели по четыре- пять сесмопартий. Но все это кануло в лету. Хотя частично такие подразделения еще, кое-где работают…  полностью отказаться от услуг – Геофизических экспедиций, пока не получается.

 А сейчас на месте временных поселений и бывших улочек, составленных из балков, стоит современный многоэтажный город – Усинск. К нему протянулась железная дорога, построена автомобильная дорога. Стоит аэропорт – принимающий современные воздушные суда. А, те годы и трудности - освоения Заполярья, уже остаются в памяти наших старожилов.