Мотор, хлопушка, выстрел, кровавая луна,
На титрах выпадаю из окна, выпадаю из окна...
...
- поет Боярский. И не хуже него - Караченцев.
Мотор, хлопушка, смокинг, и все спешат на бал,
На заднем плане в лужу я упал...
Играю роль, такую роль,
Ах, в этом гриме безусловно,
В этом гриме, безусловно, я король...
Мотор, хлопушка, свадьба, невеста неверна,
И тут я снова выпал из окна,
Пропала роль, такая роль,
Нет, в этом фильме безусловно,
В этом фильме был я все-таки король!
-----------------------------------------
Из всех чудес на шумном белом свете
Мне с малых лет запомнилось одно:
Оно стояло на углу Ванцетти
И называлось весело «КИНО».
Фрегаты надували паруса,
А я сидел и верил в чудеса.
По вечерам в районный храм культуры
Мальчишек не пускали все равно,
И надо мной смеялись с верхотуры
Четыре буквы вывески «КИНО».
А я сюда шагал издалека,
В кулак зажав два потных пятака.
Но все опять случается на свете,
Горят огни неоновых реклам,
И топчется мальчонка на Ванцетти,
И тоже хочет верить чудесам.
А я прошу: — Пустите паренька,
Ведь это — я пришел издалека.
Из всех чудес на шумном белом свете
Мне с малых лет запомнилось одно:
Оно стояло на углу Ванцетти
И называлось весело «КИНО».
И я прошу: — Пустите паренька,
Ведь это — я пришел издалека.
Ведь это — я пришел издалека.
-Поет Марк Бернес песню Френкеля на стихи Танича ...
===========================================
И Миронов в "Человеке с бульвара Капуцинов":
Отныне, теперь, наконец-то,
Сейчас и в любую погоду,
Вот здесь, а затем - повсеместно
Все будем мы жить по-другому.
Без гнева и печали, на благо всей земли,
Как мы давно мечтали, но так и не смогли!
Синема, синема, си-не-ма!
От тебя мы без ума!
Да-да, да, я вижу, что вы рады, но боитесь разувериться,
Потому что не однажды попадали вы впросак,
Вам мечтателей не надо - да, конечно, разумеется!
Но ведь я же не мечтатель - я же точно знаю, как!
Отныне, теперь, наконец-то,
Сейчас и в любую погоду,
Вот здесь, а затем - повсеместно
Все будем мы жить по-другому.
Без гнева и печали, на благо всей земли,
Как мы давно мечтали, но так и не смогли.
Синема, синема, си-не-ма!
От тебя мы без ума!
... Вот-те и кино "про немцев" и без, и "киноклуб-киноунивеситет", и киноведение вкупе с краеведением про "Мираж" и "Био" на пра-Полгоре, и Первое Совкино, и Второе, и Третье - вечно меняющимися именами-названиями в угоду времени, или чего еще там... «Гигант» превратился в «Уран», «БИО» стал «Триумфом»...
И Вера Холодная, и Мэри Пикфорд, и Чарли Чаплин, и фрацузский неореализм, и "Мужчина и Женщина" (с роскошными Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяном), и 20 лет, и ... много лет (2019) спустя... От роскошного расцвета обоих героев до (его, М.) маразма... И то сказать, и самому-то Трентиньяну было в третьем фильме ("Лучшие годы жизни") почти 90 (хотя уж он успел за жизнь!..)
"И "Лиловая акация", и "Гараж" вместе с "Карнавальной ночью"...
Кинщика на мыло!
Кина не будет! Кинщик не хочет больше не крутить- не снимать, не смотреть это нелепое, бессмысленное Кино!
===================================
Это город. Еще рано. Полусумрак и полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.
И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно...
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль -
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно...
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты
от нехватки ярких красок, от невольной немоты.
Ты кричишь еще беззвучно. Ты берешь меня сперва
выразительностью жестов, заменяющих слова.
И спешат твои актеры, все бегут они, бегут -
по щекам их белым-белым слезы черные текут.
Я слезам их черным верю, плачу с ними заодно...
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет,
хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет.
Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.
Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.
Слишком черное от крови на руке твоей пятно...
Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!
А потом придут оттенки, а потом полутона,
то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.
А потом и эта зрелость тоже станет в некий час
детством, первыми шагами тех, что будут после нас
жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно...
Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино!
Я люблю твой свет и сумрак - старый зритель, я готов
занимать любое место в тесноте твоих рядов.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.
Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу.
То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино....
(Юрий Левитанский)
===================================
КИНЕМАТОГРАФ 1
...
Отвергнув это и то отторгнув и слишком мало найдя взамен,
мы всё же, чёрт подери, творим - буквально из ничего!
Наш разноцветный кинематограф мы начинаем с финальных сцен -
не потому ли, что смерть героя эффектней жизни его?
....
Это потом мы весьма обильно переплетём основной сюжет
с мотивом краха, который к миру в дверь стучит сапогом,
и расположим идею фильма диагональю через макет
одной судьбы... И много ещё чего случится потом...
Ну, а пока - никому на свете ни слёз, ни радости не суля,
бумажный парусник сквозь моря брызги и берега дым
мелькает в кадре...
(Михаил Щербаков, умнющий бард).1990
Кинематограф-2
...Если эта светотень по жанру и не Мона Лиза Джиоконда,
пусть.
....
Львица! Хватит уже мелькать, найди себе героя.
К тому же, вроде бы, вот и он.
....
....Крупный план, ряды немеют, в музыке само собой diminuendo.
...
"Леди, я не уроженец этих островов, и вы не уроженка.
Но - вы любите цветы, а я люблю цвета приятного оттенка.
Купим хижину к воде вплотную, где песок нежесткий и нежаркий.
Стены выкрасим в маренго - мой любимый цвет, не броский и не маркий..."
...
Вспышка рвет пастораль в куски коротким замыканьем.
Кинопроектор дымит вовсю, как шашка дымовая.
...
...И что же слышится им в ответ?..
(1997)
===================================
Кинематограф.
Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки.
...
А он скитается в пустыне —
Седого графа сын побочный.
Так начинается лубочный
Роман красавицы-графини.
И в исступленьи, как гитана,
Она заламывает руки.
Разлука. Бешеные звуки
Затравленного фортепьяно.
...
И по каштановой аллее
Чудовищный мотор несется,
Стрекочет лента, сердце бьется
Тревожнее и веселее.
В дорожном платье, с саквояжем,
В автомобиле и в вагоне,
Она боится лишь погони,
Сухим измучена миражем.
Какая горькая нелепость:
Цель не оправдывает средства!
Ему — отцовское наследство,
А ей — пожизненная крепость!
( Осип Мандельштам)
У каждого режиссёра есть только один хороший фильм. Мне «Про уродов и людей» нравится.
( Алексей Октябринович Балабанов)
Синема, синема, си-не-ма! Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!..Панорамное кино! ОЧЕНЬ странное кино!
Вспышка рвет пастораль в куски коротким замыканьем.
Кинопроектор дымит вовсю, как шашка дымовая!... Мотор, хлопушка, выстрел, кровавая луна,
На титрах выпадаю из окна...
Пропала роль, такая роль!..
Синема! Ах, Синема!.. "Вам и не снилось"...
27 августа (Надо ж День кино отметить, однако!..)