Мотор, хлопушка, выстрел, луна... Ах, Синема!

Татьяна Латышева
Мотор, хлопушка, выстрел, кровавая луна,
На титрах выпадаю из окна, выпадаю из окна...
...
 - поет Боярский. И не хуже него - Караченцев.

Мотор, хлопушка, смокинг, и все спешат на бал,
На заднем плане в лужу я упал...

Играю роль, такую роль,
Ах, в этом гриме безусловно,
В этом гриме, безусловно, я король...


Мотор, хлопушка, свадьба, невеста неверна,
И тут я снова выпал из окна,

Пропала роль, такая роль,
Нет, в этом фильме безусловно,
В этом фильме был я все-таки король!

-----------------------------------------
Из всех чудес на шумном белом свете
Мне с малых лет запомнилось одно:
Оно стояло на углу Ванцетти
И называлось весело «КИНО».

Фрегаты надували паруса,
А я сидел и верил в чудеса.

По вечерам в районный храм культуры
Мальчишек не пускали все равно,
И надо мной смеялись с верхотуры
Четыре буквы вывески «КИНО».

А я сюда шагал издалека,
В кулак зажав два потных пятака.

Но все опять случается на свете,
Горят огни неоновых реклам,
И топчется мальчонка на Ванцетти,
И тоже хочет верить чудесам.

А я прошу: — Пустите паренька,
Ведь это — я пришел издалека.

Из всех чудес на шумном белом свете
Мне с малых лет запомнилось одно:
Оно стояло на углу Ванцетти
И называлось весело «КИНО».

И я прошу: — Пустите паренька,
Ведь это — я пришел издалека.

Ведь это — я пришел издалека.

-Поет Марк Бернес песню  Френкеля на стихи Танича ...


===========================================


 И Миронов в "Человеке с бульвара Капуцинов":
 

Отныне, теперь, наконец-то,
Сейчас и в любую погоду,
Вот здесь, а затем - повсеместно
Все будем мы жить по-другому.

Без гнева и печали, на благо всей земли,
Как мы давно мечтали, но так и не смогли!
Синема, синема, си-не-ма!
От тебя мы без ума!

Да-да, да, я вижу, что вы рады, но боитесь разувериться,
Потому что не однажды попадали вы впросак,
Вам мечтателей не надо - да, конечно, разумеется!
Но ведь я же не мечтатель - я же точно знаю, как!

Отныне, теперь, наконец-то,
Сейчас и в любую погоду,
Вот здесь, а затем - повсеместно
Все будем мы жить по-другому.

Без гнева и печали, на благо всей земли,
Как мы давно мечтали, но так и не смогли.
Синема, синема, си-не-ма!
От тебя мы без ума!


... Вот-те и кино "про немцев" и без, и  "киноклуб-киноунивеситет", и киноведение вкупе с краеведением про "Мираж" и "Био" на пра-Полгоре, и Первое Совкино, и Второе, и Третье  -  вечно меняющимися  именами-названиями в угоду времени, или чего еще там... «Гигант» превратился в «Уран», «БИО» стал «Триумфом»...

И Вера Холодная, и Мэри Пикфорд, и Чарли Чаплин, и фрацузский неореализм, и "Мужчина и Женщина" (с  роскошными Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяном), и 20 лет, и ... много лет (2019) спустя... От  роскошного расцвета обоих героев до  (его, М.) маразма... И то сказать, и  самому-то Трентиньяну  было в третьем фильме ("Лучшие годы жизни") почти 90 (хотя уж он успел за жизнь!..)

"И "Лиловая акация", и "Гараж" вместе с "Карнавальной ночью"...

Кинщика на мыло!

Кина не будет! Кинщик не хочет больше не крутить- не снимать, не смотреть это нелепое, бессмысленное Кино!
===================================
 
Это город. Еще рано. Полусумрак и   полусвет.

А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.

А потом в стене внезапно загорается окно.

Возникает звук рояля. Начинается кино.

И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.

Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!

Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса

заставляет меня плакать и смеяться два часа,

быть участником событий, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!

Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер

этот равно гениальный и безумный режиссер?

Как свободно он монтирует различные куски

ликованья и отчаянья, веселья и тоски!

Он актеру не прощает плохо сыгранную роль -

будь то комик или трагик, будь то шут или король.

О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом

в этой драме, где всего-то меж началом и концом

два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!

Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты

от нехватки ярких красок, от невольной немоты.

Ты кричишь еще беззвучно. Ты берешь меня сперва

выразительностью жестов, заменяющих слова.

И спешат твои актеры, все бегут они, бегут -

по щекам их белым-белым слезы черные текут.

Я слезам их черным верю, плачу с ними заодно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!

Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет,

хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет.

Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.

Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.

Слишком черное от крови на руке твоей пятно...

Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!

А потом придут оттенки, а потом полутона,

то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.

А потом и эта зрелость тоже станет в некий час

детством, первыми шагами тех, что будут после нас

жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино!

Я люблю твой свет и сумрак - старый зритель, я готов

занимать любое место в тесноте твоих рядов.

Но в великой этой драме я со всеми наравне

тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.

Даже если где-то с краю перед камерой стою,

даже тем, что не играю, я играю роль свою.

И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,

как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,

как сплетается с другими эта тоненькая нить,

где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,

потому что в этой драме, будь ты шут или король,

дважды роли не играют, только раз играют роль.

И над собственною ролью плачу я и хохочу.

То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.

То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,

жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино....

(Юрий Левитанский)


===================================

КИНЕМАТОГРАФ 1


...

Отвергнув это и то отторгнув и слишком мало найдя взамен,
мы всё же, чёрт подери, творим - буквально из ничего!
Наш разноцветный кинематограф мы начинаем с финальных сцен -
не потому ли, что смерть героя эффектней жизни его?

....
Это потом мы весьма обильно переплетём основной сюжет
с мотивом краха, который к миру в дверь стучит сапогом,
и расположим идею фильма диагональю через макет
одной судьбы... И много ещё чего случится потом...

Ну, а пока - никому на свете ни слёз, ни радости не суля,
бумажный парусник сквозь моря брызги и берега дым
мелькает в кадре...

  (Михаил Щербаков, умнющий бард).1990


Кинематограф-2


...Если эта светотень по жанру и не Мона Лиза Джиоконда,
пусть.
....
Львица! Хватит уже мелькать, найди себе героя.
К тому же, вроде бы, вот и он.
....
....Крупный план, ряды немеют, в музыке само собой diminuendo.
...

"Леди, я не уроженец этих островов, и вы не уроженка.
Но - вы любите цветы, а я люблю цвета приятного оттенка.
Купим хижину к воде вплотную, где песок нежесткий и нежаркий.
Стены выкрасим в маренго - мой любимый цвет, не броский и не маркий..."
...
Вспышка рвет пастораль в куски коротким замыканьем.
Кинопроектор дымит вовсю, как шашка дымовая.

...
...И что же слышится им в ответ?..

(1997)
===================================

Кинематограф.

Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки.

...
А он скитается в пустыне —
Седого графа сын побочный.
Так начинается лубочный
Роман красавицы-графини.

И в исступленьи, как гитана,
Она заламывает руки.
Разлука. Бешеные звуки
Затравленного фортепьяно.
...

И по каштановой аллее
Чудовищный мотор несется,
Стрекочет лента, сердце бьется
Тревожнее и веселее.

В дорожном платье, с саквояжем,
В автомобиле и в вагоне,
Она боится лишь погони,
Сухим измучена миражем.

Какая горькая нелепость:
Цель не оправдывает средства!
Ему — отцовское наследство,
А ей — пожизненная крепость!

  ( Осип Мандельштам)

У каждого режиссёра есть только один хороший фильм. Мне «Про уродов и людей» нравится.
( Алексей Октябринович Балабанов)

Синема, синема, си-не-ма! Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!..Панорамное кино! ОЧЕНЬ странное кино!
Вспышка рвет пастораль в куски коротким замыканьем.
Кинопроектор дымит вовсю, как шашка дымовая!... Мотор, хлопушка, выстрел, кровавая луна,
На титрах выпадаю из окна...
Пропала роль, такая роль!..
Синема! Ах, Синема!.. "Вам и не снилось"...


27 августа (Надо ж  День кино отметить, однако!..)