Россия. Лето. Автостоп - Глава XV

Ильин Иван Викторович
Такие водители стоят отдельного упоминания. Дальнобой, особенно те, кто ходит в рейсы на неделю и больше, фактически живут в машине. Это их дом на колесах. У многих здесь и кухня своя, и телевизор, и даже холодильник с припасами. Нередко им приходится стоять между разгрузкой и погрузкой и пару дней, а то и пару недель, если диспетчер никак не может груз найти. В этой связи с всегда вспоминаю знакомого водителя, с которым мне довелось работать где-то за год до путешествия. У нас был постоянный груз картона из Выборгского района Ленинградской области. Груз этот мы, наша фирма, получали на погрузку вне общей очереди — по прямому заказу получателя. Однако, рядом с заводом всегда стояло с десяток-полтора фур, которые ждали обратного груза в регион откуда приехали или хотя бы до Москвы, где возможностей погрузиться именно к себе домой было значительно больше. Так вот некоторые машины реально отстаивались там и по десять дней, а то и по две-три недели, ожидая необходимого заказа. И все это время они, разумеется, жили в своих «домах» на колесах.
«Скамейка», как в народе называют шведские грузовики фирмы «Скания», ехала в Санкт-Петербург и я мог бы с легкостью доехать прямо до Северной Столицы, откуда до Пскова, до завершения путешествия, оставалось бы совсем немного, всего триста километров. Но к тому времени я уже принял твердое решение построить свой маршрут по Северо-Западу иначе — я планировал в Вологодской области уйти на Устюжну, далее на Пестово, а потом выйти через Боровичи и Окуловку на Московскую трассу и через Великий Новгород, Сольцы, Шимск и Порхов достичь Волышово — здесь живет моя мама. Она очень волновалась за меня на протяжении всего моего похода, и я подумал, что так ей будет спокойнее.
Но, обо всем по порядку. Сначала, проехав немного по ночной дороге в сторону Кирова, мы встали на ночлег — транспортная инспекция не дремлет и большегрузам необходимо двигаться в соответствии с определенными правилами. Сутки напролет рулить не получится, да и небезопасно это. В моей памяти есть множество историй с достаточно трагичным исходом, причиной которых стала усталость водителя и сон за рулем. И даже в этом походе я не один раз видел сложившиеся в кювете фуры, водитель которой пренебрег простыми правилами безопасности.
Утром мы достигли Кирова. Кировская земля, как и все регионы, что я посетил за эти недели, обладает собственным шармом. Лес здесь становится более угрюмым, чем уральские сосны или белоснежные барабинские березы. В этих местах уже преобладает ель, делающая лес более темным, более таинственным и более низкорослым, хотя и среди новогодних красавиц попадаются настоящие исполины. Помнится, за девять лет до описываемых мной событий, я ездил сюда поездом на два дня только для того, чтобы встретится с девушкой, сходить в кино и просто поговорить. Сутки поездом до Кирова, день в городе и сутки обратно — такое вот свидание.
После Кирова мы двинулись на Кострому. Автостопом в этих местах впервые я побывал в 2004-ом. Любопытно, что тогда от Костромы до границы с Кировской областью дорога была великолепна, а в Кировской области она была буквально разобрана и разложена большими кусками асфальта по обочинам. Машинам же приходилось двигаться по грунтовой подушке, которую разбирать не стали. Я, к слову, больше никогда не видел более капитального подхода к ремонту дорожного полотна. Теперь же, в 2014-ом, ситуация в регионах поменялась — до Кирова и после мы шелестели колесами по идеально ровному шоссе со свежей разметкой, красивыми остановками, подробными указателями и прочими атрибутами прекрасной русской дороги. Костромской же регион встретил нас... пузырями и ямками.
Если в районе Котельнича и Шарьи дорога изобиловала неожиданными трещинами или своеобразно расположенными по проезжей части выбоинами, то в Макарьевском и Мантуровском районах эту беду местные дорожники решили «победить» оригинальным способом. Многочисленные «дырки» они щедро засыпали асфальтом и залили битумом. В итоге, вместо ямок на дороге появилось множество «прыщей», которые действовали ровно также — колеса неистово бились об эти неровности и скорость нашего движения с крейсерских девяносто по Кировской области снизилась до сорока-пятидесяти. Двести семьдесят километров от Мантурово до Костромы мы ехали почти восемь часов.
Тут еще надо упомянуть, что груз на нашей «Скамейке» был для водителя неожиданным. Он планировал двигаться в Питер порожняком, но его попросили подхватить двадцатифутовый контейнер, в котором было всего три тонны печенья. И поставили ему этот контейнер на хвост, хотя в подобном случае, по словам водителя, лучше бы было расположить его посередине площадки, так как по весу он все равно что пустой при грузоподъемности в двадцать пять тонн. При попытках двигаться по вышеописанному «рельефу» со скоростью выше пятидесяти километров в час площадка гремела совершенно безумным способом, а хвост буквально подпрыгивал, ничем не прижатый.
Кострому мы прошли на закате, а заночевать остановились перед Ярославлем на одной из АЗС. Снова в путь мы двинулись только к обеду. На улице было солнце, тахограф предписывал двигаться не раньше часа дня и мы не торопились. Дорога за Ярославлем в сторону Вологды отличалась от костромской в лучшую сторону и мы уже к четырем часам, несмотря на пробки, достигли Череповца, свернув в сторону города сталеваров у Данилова. В поселке имени Желябова мы должны были расстаться, но там я не увидел ни одного указателя на Устюжну да вдобавок заболтался и, в итоге, проехал аж тридцать километров дальше необходимого ответвления. Когда я абсолютно убедился в том, что ошибся, то попросил высадить меня у заправки «Лукойл» и уже через несколько минут мчался в обратном направлении на «Газели», водитель которой точно знал местонахождение нужного мне поворота. На место я прибыл в девять вечера, было еще светло, хотя солнце уже скрылось за вершинами сосен. Я стоял один, высокий мужик, в походной одежде, не очень чистых джинсах, пыльных кроссовках, загорелый и с притороченным к рюкзаку топориком. В сумерках. И вот при таком пейзаже на мою поднятую руку среагировала молодая девушка, которая, как потом выяснилось, возвращалась с учебы домой, в Устюжну. Я был приятно удивлен такой смелости, после чего у нас состоялся вот такой диалог:
Извините за вопрос, но вот вы симпатичная девушка, одна в машине, на вечерней дороге не побоялись взять мужика с рюкзаком и топором ?
А вы маньяк ?
Нет, конечно, - улыбнулся я.
И убивать меня не будете ?
Разумеется, нет, - снова с улыбкой ответил я.
Вот и слава Богу, - засмеялась девушка и довезла меня до Устюжны.
За Устюжной меня встретил густой туман и абсолютная тишина старой бетонной дороги, по которой, как выяснилось вообще мало кто ездит. Но об этом я расскажу уже завтра.