Феномен поэзии. Магия шедевров 1

Любовь Царькова
Знатоки согласятся: поэтическое мастерство как таковое ещё не создаёт поэзию, которую великий Мандельштам образно именовал «дыркой от бублика». В данном случае это филигранное мастерство – как раз «бублик». Без феномена поэзии оно так и останется искусным сотрясением воздуха без чуда. Почти графоманией или просто графоманией, когда и мастерства кот наплакал, так – ремесло в лучшем случае (примерам несть числа).

Кто-то считает: бывает поэзия ума и поэзия сердца.
Удивительно много людей, считающих себя ценителями, однако некоторые словно застряли в начале XX века (и раньше): Ах, Ахматова, ах, Цветаева!.. Ах, Маяковский!..

Стихи именитых метров – духовная пища, потому что её разжёвывали более ста лет? Простите, это прошлый и позапрошлый век. Излишняя убежденность тут нехороша. Человек нашел то, что искал и на этом остановился?..

Считать, что «поэзия остановилась» – разве не когнитивное искажение? Такое глубинное убеждение (которое по сути – заблуждение) делает мирок более предсказуемым и понятным, но ограничивает  возможности и представления, обрубает широкий и свободный контакт с миром.

Время не стоит на месте и поэтическое слово развивается. Русь не оскудела талантами. В новом веке свобода и раскованность слова усилиями поэтов (зачастую безвестных широкой публике) подняты на новые высоты.

Петр Люкшин

Я собрал тебя с миру по нитке,
чудеса подшивал к чудесам.
Я угадывал с первой попытки
все, что можно прочесть по глазам.

Сердце с сердцем почти уже слито.
Погляди: даже шва не видать.
Полюбуйся, как крепко подшито...

Долго будешь теперь отрывать

Вот она – Поэзия.
Кстати, Евгений Петрович Чепурных-Люкшин из Самары точку в конце никогда не ставит. Искусное переплетение образов, лаконичность. Сколько смыслов! Тут и поиск родной души «с миру по нитке», и магия женственности («чудеса подшивал к чудесам»)... В завершение – горько-спокойное: «Долго будешь теперь отрывать» (…браки совершаются на небесах).

Трактовать можно бесконечно. Мандельштамовский образ «дырка от бублика» как раз то неуловимое, что стоит между строк, «неуправляемый контекст». Проникновение в иное пространство и время, где поселилась вечность.
Вневременные строки создают эффект когнитивной терапии поэзией, помогающей справиться с жизнью, внутреннюю опору выношенных, рожденных, поэтому вечно живых стихотворений. Наполненных силой и прогоняющих уныние несмотря ни на что. Что ни строчка - гениальный образ.

лучше не считать

Евгений Чепурных-Люкшин

что-то в мире творится не так.
слишком чинно листва запестрела,
слишком мало бездомных собак
уцелело за время отстрела.

слишком много святых сволочей
замутило крестильную воду.
слишком много поддельных ключей
от единственной двери в свободу.

слишком много мадонн и персон,
и химер у подножья Химеры.
и детей с постаревшим лицом
и душой взматеревшей пантеры


знаки внедорожные

Евгений Чепурных Петр Люкшин

из синих колодцев все дружно напьются,
и каждый исполнит обет.
но люди и звери всегда уживутся,
а люди и нЕлюди - нет.

как робко плывет рукописная строчка
в луга, в никуда, в тиховей.
как смело взбухает зеленая почка
( поскольку, пора уже ей).

и плавно стекает дорожка, как речка,
в большую страну Благодать,
где людям и зверям найдется местечко,
а нЕлюдям... велено ждать...

Стихотворения - https://stihi.ru/avtor/peterluk