«По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Полифункциональный – одновременно выполняющий несколько функций.
Соответственно по множеству её функций речь является полиморфной деятельностью, то есть в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя – средство мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информации.
Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. ЯЗЫК – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определённые значения и смысл. РЕЧЬ же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая система письменных знаков».
Буквы (условные символы) мы видим и пишем, а звуки (соответствующие буквам) мы произносим и слышим.
«Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причём не только ныне живущих людей, но всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением».
Как такое может быть? Может, любой язык постепенно претерпевает свойственные ему изменения, взять хотя бы русский язык. Изменяется написания букв, правила грамматики, но понятие слова должно оставаться одним и тем же.
«Связывающим звеном между языком и речью выступает ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Значение (слова, понятия) – то содержание, которое вкладывает в данное слово или понятие все употребляющие его люди.
Содержание – единство всех элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от неё».
То есть, нет формы, нет содержания? Но, это для физического человека. Без формы (слова) он не может воспринять содержание.
«Речь вместе с тем несёт в себе определённый смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковы».
Следовательно, значение слова – это то, что вкладывается в него всеми людьми (словарь слов), а смысл – это то, как понимает это слово сам отдельный человек.
Так ли это? Как я понимаю, смысл каждого слова определён высшими силами (духовный смысл), а вот понимание этого смысла у всех людей разное. Поэтому различать надо не значение и смысл слова, а значение и понятие слова. Прав ли я? Возможно, нужно различать смысл слова (его внутреннюю сущность) и смысл понимания слова людьми.
«Важнейшая роль слова состоит в том, что в своём значении оно обобщённо отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания».
А вот это очень спорный вопрос. Изменяет ли человек своими словами, мыслями, а особенно чувствами, окружающий его мир?
«Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики».
То есть, следя за своей речью, можно понять проблему в своём психическом состоянии. Исправив речь, можно исправить и своё психическое состояние?
«Со значением слов непосредственно связано представление о них как о ПОНЯТИЯХ.
В окружающем нас мире безконечно много различных предметов и явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то тот словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык – недоступным человеку.
К счастью, дело обстоит таким образом, что нам вовсе нет необходимости для каждого отдельно существующего предмета или явления придумывать своё специфическое название, самостоятельное слово. В своём общении и в мышлении мы вполне удовлетворительно обходимся ограниченным их количеством, и наш словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделённому по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, то есть выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки.
Слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств».
Имеются в виду абстрактные понятия?
ПОНЯТИЕ фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счёт обогащения своего объёма и содержания».
Например, понятия о пространстве и времени, о материи и другие.
«Новое знание, поэтому может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает необходимость придумывать совершено новые слова для того, чтобы выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю языка мы имеем возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически необозримое количество явлений и предметов.
Владея понятием, мы знаем о предметах или явлениях очень многое. Если вам показали какой-либо незнакомый предмет и назвали его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному предмету все те, пусть даже ещё реально не увиденные в нём качества, которые заключены в содержании и объёме соответствующего понятия».
Следует ли использовать данный приём для познания абстрактных понятий? Большую роль в этом играет обобщение всего уже познанного, при этом приходит осознание, другое видение на данный предмет или явление, а также абстрактное понятие, с другой точки зрения.
«Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придаёт всем этим процессам избирательность и глубину».
Всё это так, но иногда следует по-новому пересмотреть уже сформировавшееся понятие.
«Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых слов и максимальных операций».
Получается, что понятие вступает, как программа к действию?
Из чего же состоит речь человека? Из значения, смысла и понятия слова.
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немова (стр. 265).