17. 2 Ограничения в науке

Лариса Болотова
 «Развиваясь, наука, то есть объективное знание, везде наталкивается на препятствия. Наука изучает феномены; как только она пытается перейти к изучению причин, она видит перед собой стену неизвестного и для неё непознаваемого. Вопрос заключается в том, что это непознаваемое абсолютно непознаваемо или непознаваемое только для объективных методов нашей науки.

Пока дело имеет такой вид: количество неизвестных фактов во всех областях научного знания быстро растёт; и неизвестное грозит поглотить известное или принимаемое за известное. Прогресс науки, особенно последнее время, можно определить как очень быстрый рост областей незнания. Незнания, конечно, и прежде было не меньше, чем теперь. Но раньше оно не так ярко сознавалось – тогда наука не знала, чего она не знает. Теперь она всё больше и больше узнаёт это,всё больше и больше узнаёт свою условность. Ещё немного, и у каждой отдельной отрасли науки то, чего она не знает, станет больше того, что она знает».

                Как такое может быть? Если взять круг, то объективная наука изучает то, что внутри круга. Чем меньше круг, тем меньше соприкосновение с неизвестным науки, чем больше круг, тем больше соприкосновений с неизвестным.

«В каждой области наука сама начинает отрицать свои основания. Ещё немного, и наука в целом спросит себя: - где же я?»

                Так ли это в настоящее время?

«Позитивная философия, которая ставила своей задачей выводить общие заключения из того, что знает каждая отдельная наука и все они вместе    почувствует себя обязанной вывести заключение из того, чего науки не знают. И тогда весь мир увидит перед собой колосса с глиняными или скорее совсем без ног, с огромным туманным туловищем, висящим в воздухе.

                Допустим это так. Но каждая наука с чего-то начинала развиваться, имея что-то в своём основании. Откуда бралось это  что-то? Из предыдущих знаний, таких как алхимия, астрономия, кабала и другие. Но бралось только то, что  человек мог ощутить своими внешними органами чувств. Происходило дальнейшее падение в материю.
 
«Идеалистическая философия давно видит отсутствие ног у этого колосса, но большинство культурного человечества находится под гипнозом позитивизма, видящего что–то на месте этих ног. С этой иллюзией скоро придётся расстаться. Математика, лежащая в основе позитивных знаний, на которую всегда с гордостью указывает точное знание, как на своего подданного и вассала, в сущности отрицает весь позитивизм и утверждает идеализм. Математика только по недоразумению попала в цикл позитивных наук, и, как я (Успенский) надеюсь доказать дальше, именно математика явится скоро главным орудием против позитивизма.

Позитивизмом я (Успенский) называю здесь систему, утверждающую в противность Канту, что изучение явлений может приблизить нас к вещам в себе, то есть утверждающую, что, идя путём изучения явлений, мы можем прийти к пониманию причин.

 Обычный позитивный взгляд отрицает существование скрытой стороны жизни, то есть он находит, что эта скрытая сторона понемногу открывается нам, и что прогресс науки заключается в постепенном раскрытии скрытого.

Это ещё неизвестно, - говорит позитивист, но это будет известно. Наука, идя тем же путём, каким шла до сих пор, откроет и это. Ведь пятьсот лет тому назад в Европе не знали о существовании Америки; пятьдесят лет тому назад не знали о существовании бактерий; десять лет тому назад не знали о существовании радия. Но и Америка, и бактерии, и радий теперь открыты. Точно так же и точно таким же путём, и только таким путём будет открыто всё, что вообще будет открыто. Аппараты совершенствуются. Методы приёмы, наблюдения утончаются. Чего не могли подозревать сто лет тому назад, теперь делается общеизвестным и общепонятным фактом. Если, что можно узнать, то это будет узнано именно таким способом.

Так говорят сторонники позитивного взгляда на мир, но в основе этих рассуждений лежит глубочайшее заблуждение».
               
             В чём это заблуждение? Моё понимание таково, что развиваясь таким путём, наука углубляется в материальную иллюзию, создавая новые формы и понятия? Каким образом? Возникают какие-то изменения в чём-то, что невозможно объяснить тем, что уже известно. Тогда и происходит открытие нового, за счёт которого пытаются объяснить эти изменения. Так были открыты атомы.  Учёные предположили, что способность вещества разделятся, например, если разрезать кусок хлеба, то получаем два куска аналогичных хлебу, возможна только в том случае, если оно состоит из одинаковых элементарных составляющих, которые впоследствии и были названы атомами.

                Что же говорит Успенский?

«Утверждение позитивизма было бы верно, если бы наука равномерно двигалась во все стороны; если бы для неё не было закрытых и запечатанных дверей: если бы  множество вопросов, главных вопросов, не оставались такими же тайными, как в те времена, когда не было никакой науки.

Но мы видим совсем другое. Мы видим, что для науки закрыты огромные области, что она в них никогда не проникала и, что хуже всего, не сделала ни шагу в направлении этих областей.

Существует множество вопросов. К пониманию которых наука даже не приблизилась; множество вопросов среди которых современный учёный во всеоружии своего знания так же безпомощен, как дикарь или четырёхлетний ребёнок.  Таковы вопросы жизни и смерти, проблемы времени и пространства, тайна сознания и прочие, и прочие.

… мы видим, что наш научный метод для таких вопросов не годится. При помощи его мы можем определять химический состав отдаленных звёзд; фотографировать невидимый для глаза скелет человеческого тела; изобретать плавучие мины, которыми можно управлять на расстоянии при помощи электрических волн и уничтожать сразу сотни жизней,  но при помощи этого метода мы не можем сказать, что думает человек, который сидит рядом. Сколько бы мы ни вешали, ни фотографировали, ни выслушивали человека, мы никогда не узнаем, какие мысли в данный момент проходят в его голове, пока он сам не скажет. А это уже другой метод».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 161).