Притча о талантах... Мф. 25 14 30

Игорь Го Марат
Очень надеюсь, что люди верующие знакомы с этой притчей и знают ее смысл.

 «Человек в этой притче означает Бога Творца и Промыслителя, – говорит святитель Филарет, – Который рабам Своим, т.е. всем человекам, дает различные дары, естественные и благодатные, в особенности же Богочеловека Христа, Который, отходя от земли на небо, «восшед на высоту... дал дары человекам»  (Еф.;4:8), как то: дары Святого Духа, Евангелие, Таинства, и вообще ...от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет.;1:3). Эти различные таланты даются нам каждому по силе его, т.е. вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни. Апостолы, в день сошествия на них Святого Духа, получили особые благодатные дары, потребные для их великого служения; их преемники, пастыри Церкви, в Таинстве рукоположения получают также дары Божественной благодати, немощных врачующей и оскудевающих восполняющей; каждый христианин в Таинствах Церкви приемлет благопотребные дары благодати Господней, укрепляющей его в жизни духовной, врачующей его душевные и телесные недуги, освящающей его семейную жизнь, благословляющей все его добрые начинания. Кроме этих даров благодатных каждый человек получает от Бога дары естественные: разные средства и способы служить Богу и ближнему, кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др. Все эти дары Божии и подразумеваются в притче под именем талантов.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто получил дар слова и учения для пользы других, и не пользуется им, тот погубляет самый дар... Итак, будем внимать словам этим, пока есть время, будем приобретать на талант, ибо если здесь будем ленивы и станем жить беспечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы реки слез пролили.
Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и не были образованными. Потому-то Бог и дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Слово нужно нам не для одних только песнопений и благодарения, но и для научения и утешения. Если таким образом пользуемся им, то соревнуем Господу: если же напротив, то – диаволу»...
© Святое Евангелие с толкованием святых отцов.

Но, прочитав эту притчу и поняв смысл ее, понимаешь, что она обращена не только к людям верующим в Бога, но и ко всем людям, кто проживает на этой грешной земле.
«Эти различные таланты даются нам каждому по силе его, т.е. вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни.
Кроме этих даров благодатных каждый человек получает от Бога дары естественные: разные средства и способы служить Богу и ближнему, кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др. Все эти дары Божии и подразумеваются в притче под именем талантов».

Таланты даются нам каждому. Используем ли их во благо нашей жизни? Используем ли таланты в службе Богу или ближнему? Скорее нет, чем да.
Современная жизнь, как и современные технологии, никак не способствуют преумножению талантов, данных нам Богом. Современные технологии в большей мере стремятся подменить таланты данные человеку суррогатом. Более того, данные человеку таланты или забываются совсем им самим, или уничтожаются тем временем и обществом, в котором человек живет.
Посмотрите на наших детей, сидящих в интернете, в своих гаджетах. А что там в этом интернете? Что выдают нашим детям поисковые системы или новостные платформы?
Вы обратили внимание, какие видеоролики или публикации набирают больше просмотров и так называемых лайков? Негативные, наполненные развратом, распущенностью, сплетнями, скандалами, кровью, всякой похабщиной, матом и сквернословием.
У видеоролика в тридцать секунд с танцующей полуголой попой перед экраном будет больше просмотров, чем у видеоролика с беседой с интересным человеком в сфере какого – либо искусства или технологии, или философии. Именно это все смотрят наши дети. И не потому, что они хотят это смотреть, а потому, что алгоритм просмотров социальных сетей, инфо – платформ, поисковиков заточен под все это.
И наши дети, с рождения имеющие таланты, данные им Богом, просто напросто теряют их в этой массе тупости, глупости и распущенности, которую видят. Детей приучают быть тупыми, лишая их базы настоящих знаний, подменяя что – то хорошее суррогатом. Лишая их своих талантов, заменяя этим суррогатом. Ведь глупыми управлять легче. Сначала, чтобы младенец не плакал, мы подсовываем ему планшет или смартфон с мультиком, потом это же делаем, чтобы ребенок поел спокойно без каприз, а потом тоже самое, чтобы не мешал своими капризами заниматься нам своими личными делами, как то: смотреть очередной сериал.
И вот уже, вероятно с рождения талантливый ребенок, становиться потребителем суррогата из интернета, из видеороликов, которые выбирает не он сам, а интернет ему подсовывает в его поисках. Очередной Ломоносов, Кулибин, Менделеев или Толстой с Пушкиным, или Айвазовский с Васнецовым умерли в этом ребенке. Его талант убит суррогатным интернетом, искусственным интеллектом, виртуальной реальностью. Убит тиктокерами, блогерами, инстаграмерами и прочей поверхностной шелухой и мусором нашего времени. Недаром и анекдот появился такой:
Учитель в школе спрашивает Петю:
- Кем ты будешь, когда вырастешь?
Петя отвечает:
- Тиктокером!
- Молодец, Петя!
Учитель спрашивает Машу:
- А кем ты будешь, когда вырастешь?
Маша отвечает:
- Блогером!
- Молодец, Маша!
Спрашивает учитель:
- А кем будешь ты, Вовочка, когда вырастешь?
Вовочка отвечает:
- Врачом!
Учитель, удивленно:
- А почему?
Вовочка говорит:
- Ну кто – то же должен дебилов лечить!

Вроде анекдот, а больше похоже на правду жизни, и слава Богу, что есть еще «вовочки»!

Наступило время, когда взрослым людям надо заниматься не глобальными проблемами, не перевариванию статей о том, что в мире присходит, не созданию всяких обществ по спасению мухи, жужжащей по-разному, в зависимости от угла машущего крыла, а тем, о чем хорошо говорится в Добротолюбии:
«Первые и важнейшие наши обязанности относятся к самым близким нашим братьям, к домашним нашим, и мы должны прежде всего светить им…
Люди нередко гнушаются такой ограниченной деятельностью, которую они считают слишком мелкою и ничтожною. Они ищут славы и блеска, хотят быть маяком, светящим далеко над морем житейским, или ярким светилом, спасающим легионы погибающих братьев…
Каждый должен в своем ближайшем кругу, как бы скромен он ни был, найти применение тем христианским добродетелям, которые отличают хорошего семьянина, любящую мать, покорных детей. Они украшают семейную жизнь, сглаживая все неровности земного пути и проливая на все окружающее тот ясный свет, который «светит всем в доме». Он согревает всех, потому что источник его есть любовь, исходящая от Самого Бога».

Людям срочно надо обратить внимание на своих детей, которых Господь наделил талантами и не дать их убить, то есть зарыть их в землю, не давая талантам служить ни Богу, ни ближним. Только взрослый человек может понять, чем хочет накормить его ребенка мир: суррогатом или пищей полезной и для тела, и для души. Ребенок воспринимает начало жизни, как игру, в которую его вовлекли взрослые. Только семья может отличить игры добрые от игр злых и непотребных. Только взрослый может дать возможность своему ребенку развивать таланты и оградить от навязывания тупости и глупости со стороны других источников.
«Потому-то Бог и дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего».
В противном случае нас всех ждет участь того, кто свой талант зарыл землю.

«ИТАК,   ВОЗЬМИТЕ У НЕГО ТАЛАНТ И ДАЙТЕ ИМЕЮЩЕМУ ДЕСЯТЬ ТАЛАНТОВ. Пусть он знает, что я не из жадности требую умножения талантов, а ради вашей же пользы. Кто трудится, тот увеличивает свое достояние, а безпечный и нерадивый теряет и то, что имеет:  ИБО ВСЯКОМУ ИМЕЮЩЕМУ ДАСТСЯ И ПРИУМНОЖИТСЯ, трудолюбивому охотно все дают и все у них в избытке,  А У НЕИМЕЮЩЕГО ОТНИМЕТСЯ И ТО  малое,  ЧТО ИМЕЕТ  (что он считает своим) и перейдет в руки усердных и трудолюбивых. Но этого мало:  А этого  НЕГОДНОГО РАБА ВЫБРОСЬТЕ ВО ТЬМУ ВНЕШНЮЮ, бросьте в самую глубокую и мрачную темницу:  ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ  – пусть там он век свой в безнадежном отчаянии плачет и скрежещет зубами от нестерпимых страданий!..  СКАЗАВ СИЕ, закончив эту притчу, Господь  ВОЗГЛАСИЛ: КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ,   ДА СЛЫШИТ!»
 © Святое Евангелие с толкованием святых отцов.