Встреча с махаоном в предгорьях Приполярного Урала

Татьяна Немшанова
Югорский махаон – самая крупная на сибирском Севере бабочка семейства парусников. Насекомое занесено в Красную Книгу Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Ареал распространения махаона простирается от субтропиков Кавказа, Крыма до берегов Белого и Баренцева морей; охватывает север Африки и север Америки. И так получилось, что моя первая встреча с чудом природы произошла не на благоухающем цветами лугу, а в собственном огороде!.. – прекрасная бабочка порхала над грядами.

Посёлок Саранпауль, где мне посчастливилось впервые познакомиться воочию с прекрасным красивейшим творением Природы, – это старинное зауральское поселение. Со всех сторон село окружёно западно-сибирской тайгой с бесчисленными озёрами, бескрайними болотами, ручьями и реками, речушками. Вокруг селения - хвойные урманы, а севернее - лесотундра; на западе из окон видны Уральские горы. Они уходят дугой к Северному Ледовитому океану.

За то, уже ставшее туманно далёким лето, махаон посетил мой огород дважды и единожды - на следующий год. После, редкостные насекомые в селе и на речных лугах не появлялись, а минуло пятнадцать лет.

В середине июля 2008 года мы с мужем путешествовали в предгорьях Приполярного Урала, и я фотографировала горные растения. Стоит особо отметить, что на горно-тундровых лугах «цветы» отличаются от равнинных сородичей особой насыщенностью красок. При карликовом росте их соцветия, как правило крупнее, а цветы ярче, красочнее. Впервые обратила внимание на отличительную особенность горных цветов в заоблачных высотах субальпийских лугов Северного Кавказа, где находилась, будучи студенткой горного института со спелеологической экспедицией единомышленников. Наш Приполярный Урал не является исключением: его горно-тундровое разнотравье максимально вобрало насыщенность солнечного спектра.

Период цветения в горах и предгорьях Северного, Приполярного Урала краток и чем-то похож на взрыв триумфа жизни: десятки видов цветовых растений и трав в середине лета словно возгораются на пару недель и вместе мгновенно гаснут, осыпаясь до глубокой осени семенами.

В середине лета в верхнем течении рек одновременно цветут весенние калужницы и болотная пушица, летняя кошачья лапка (бессмертник белый) и осенние колокольчики, пижма. По вычищенным паводковыми потоками галечным косам благоухают жёлтые кусты курильского чая, повсюду пестрят розовые и белые гвоздики, фиолетовый лук, изящные злаки, осоки, таволга вязолистная, гравелат, валерьяна, алый очиток, кровохлёбка и ослепительно белый подмаренник.

В равнинной местности, возле села, вегетационный период тех же растений заметно растянут, длится с мая до глубокой осени. И каждый растительный вид занимает свою временную нишу, а цветы… - мельче и неприметнее, нежели в горах. Многие из них отцвели на равнинной территории ещё в начале июня, тогда как в предгорьях Урала в тени высоких елей и кедров, несмотря на дневной зной, ещё лежат куски оплывших речных льдин. В полусотне километров восточнее – на равнине, давно опали душистые лепестки купавок, а тут их лимонные головки всё ещё прячутся под глинистыми откосами. Болота и гари вокруг Саранпауля с июня алы от зарослей кипрея, близ гор же, кустистый низкорослый иван-чай едва распускает свои кисти. Во мху россыпью пестрят колокольчики линнеи северной; над сообществом перемешанного лугового разнотравья высятся головки левзеи и, громко шелестя крылышками, словно изящная тропическая птичка колибри, над их фиолетовыми соцветиями зависает необыкновенная, редкостная бабочка…

- Махаон удивлял нетипичным для северных бабочек огромным размером и редким для таёжных насекомых ослепительно солнечно-жёлтым цветом. Тяжёлое насекомое не садилось на мелкие цветы, а зависало над ними, быстро-быстро трепеща крыльями; обследовав одно растение, перелетало к соседу.

Крадучись, я последовала за ним, - где пригнувшись, где ползком с теневой стороны, чтобы тенью не вспугнуть. При моём приближении потревоженная бабочка улетала на другой цветок, однако минут через пятнадцать привыкла к человеку и начала кормиться совсем рядом.

Поймать махаона не составляло большого труда: он подпускал объектив фотоаппарата на сантиметр, практически касаясь линз, да получить качественный снимок не получалось, так-как крылышки трепетали столь скоро, что снимок размазывался.
И тем ни менее, мне удавалось запечатлеть невероятную красоту, которая спустя годы не растворяется в тени современных невсегда радостных событий жизненных.


Фото автора. На фото: 12 июля 2008 год. Махаон кормится нектаром на лугу горной реки Манья в предгорьях Приполярного Урала. Западная Сибирь. Крайний Север Хмао-Югра. Цветёт горный кипрей, колокольчики, гвоздика полевая, подмаренник, курильский чай, розовый тысячелистник, левзея.

Очерки о природе севера Сибири. Материалы авторских исследований ранее частично опубликованы в печатных СМИ, размещались на тематических сайтах Интернет.
Данный текст дополнен и переработан.

Встреча с махаоном в предгорьях Приполярного Урала ХМАО-Югра.

Ключевые слова: махаон, бабочка, насекомое, горы Урала, предгорья Приполярного Урала, река Манья, горный луг, растения гор, Западная Сибирь, Саранпауль, ХМАО-Югра, природа, кипрей, курильский чай, левзея, линнея, купавки, очиток, луг, река, лето, июль.