17. 08. 2023. Контрразведка Белого движения

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. Книга 2-я.
(к 50-летию советского 12-серийного телефильма «Семнадцать мгновений весны», 1973).

17.08.2023. Контрразведка Белого движения.

Неизвестно, в каких именно газетах печатался Всеволод Владимиров и под какими псевдонимами, но, несомненно, перед внедрением он в течение около года работал журналистом, знакомился с издателями, редакторами, журналистами, набирался оперативного опыта, публиковался в газетах по темам, близким той среде, в которую он должен был войти, как «свой». Внедриться ему предстояло в контрразведку одного из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны и его лидера на Юге России (1918-1920) генерал-лейтенанта А.И. Деникина.

Антон Иванович Деникин (1872-1947) –  российский военачальник, генерал-лейтенант, публицист, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, военный документалист; участник Русско-японской войны; один из генералов Российской императорской армии в период Первой мировой войны; командир 4-й стрелковой «железной» бригады (1914-1916 гг.), 8-го армейского корпуса (1916—1917); Генерального штаба генерал-лейтенант (1916), командующий Западным и Юго-Западным фронтами (1917); активный участник военных съездов 1917 года, противник демократизации армии; поддержал Корниловское выступление, за что был арестован Временным правительством; участник «Бердичевского и Быховского сидений генералов» (1917); лидер и руководитель Белого движения на Юге России (1918-1920); «первопоходник», один из основных организаторов, а затем командующий белогвардейской Добровольческой армией (1918-1919); Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919-1920), заместитель верховного главнокомандующего Русской армии адмирала Колчака (1919-1920) и его официальный будущий преемник на посту Верховного правителя России (с 22 декабря 1919, отказался от вступления в должность).

Антон Иванович Деникин с апреля 1920 года — эмигрант, один из основных политических деятелей русской эмиграции за рубежом. Автор воспоминаний «Очерки русской смуты» (1921-1926) – фундаментального историко-биографического произведения о Гражданской войне в России, воспоминаний «Старая армия» (1929-1931), автобиографической повести «Путь русского офицера» (издана в 1953 году) и ряда других произведений.

«Русская смута» - это образное определение с точки зрения «бывших» царских генералов и офицеров, чиновников и заводчиков, помещиков и капиталистов «Великой Русской Революции» (февральской и октябрьской) очень точно характеризует принципиальное отношение к событиям в России 1905-1917 годов. Смута и хаос охватила все стороны бытия в России того времени. Такая же смута и хаос господствовали как среди «красных», так и среди «белых». Для преодоления этой смуты и хаоса была создана ВЧК, которой противостояли и противодействовали разведка и контрразведка Белого движения.

Несомненно, в революционной «русской смуте» 1917 года существовали, присутствовали и действовали в среде большевиков и других политических партий, движений и обществ агенты (разведчики) бывшей царской контрразведки, политического сыска, а также агенты (шпионы) иностранных государств. Естественно, среди бывших царских чиновников, специалистов, инженеров и офицеров, перешедших на службу и на работу к большевикам, были агенты Белого движения, в частности агенты военной разведки контрразведки генерала Деникина. По документальным свидетельствам спецслужб «в 1919 году белые получали данные даже из окружения Л.Д. Троцкого и знали состав Реввоенсовета Республики», характеризовали личности вождей большевиков. Например, в их донесениях сказано, что Сталин «старый партийный работник, образован, фанатик, необыкновенно энергичен, крайне опасный человек», а «Ленин является, безусловно, исключительно крупной личностью. Основные его свойства, которыми он подавляет окружающих — огромная воля, соединенная с фанатической верой в свое дело. По натуре это властолюбивый деспот, не признающий чужого мнения…».

Агентурная работа военных специалистов была более или менее удачным направлением работы спецслужб Белого движения, вот почему их называли «редисками» — сверху красные, внутри белые. Например, таким был Анатолий Леонидович Носович (1878-1968) – русский военачальник, полковник РИА, генерал-майор ВСЮР, участник Первой мировой войны и Гражданской войны в России; с мая 1918 года служил в Красной армии.

В мае-июле 1918 года А.Л. Носович будучи начальником штаба Северо-Кавказского военного округа был арестован 10 августа 1918 года по подозрению в контрреволюционных действиях по инициативе И.В. Сталина, арестовавшего почти весь штаб СКВО. Примерно через месяц А.Л. Носович по настоянию наркомвоена Л.Д. Троцкого был освобождён, находился в резерве (в распоряжении Главкома Троцкого) с июня по сентябрь 1918, а затем служил помощником командующего Южным фронтом П.П. Сытина. 22 октября 1918 года был снят с должности помощника командующего фронтом и не позднее 5 ноября 1918 года, прихватив секретные документы, перешёл на сторону Белой армии на участке 8-й Красной армии, после чего был арестован весь штаб округа.

Это бегство Носовича помогло обеспечить успех Добровольческой армии А.И. Деникина в боях 1919 года на юге России. Сначала Носовича белые хотели расстрелять, но после успеха в боях с красными Носович, в январе или в феврале 1919 года получил должность члена Особого совещания при Главкоме, а в Русской армии генерала П.Н. Врангеля — начальника тылового района по борьбе с партизанами (1919-1920). Другой агент белых – военспец Стогов при эвакуации красных из Перми оставил белым 20 железнодорожных составов с боеприпасами и обмундированием.

В спецслужбы Белого движения входили: армейская разведка, контрразведка, политический сыск, информационные бюро, так называемая «государственная стража» и другие службы. Они создавались с учетом опыта Российской империи и формировались из кадровых офицеров военной разведки и контрразведки, а также из строевых офицеров. Контрразведка белых была при штабах белых армий, а также отдельных командующих: атаманов, командиров и белых правительств, а также при администрациях губернаторов.

Эти специальные разведывательные отделы имели авиационную разведку, конные разъезды и пеших разведчиков, занимались радиотелеграфным перехватом и шифрованием донесений. К ним направлялись перебежчики, пленные и перехваченные красные курьеры с документами. Например, известно, что П.Н. Врангель уже через час после перехвата читал радиотелеграммы М.В. Фрунзе. Из глубокого тыла красных слали свои донесения белогвардейские агенты-шпионы; только в Москве в 1918-1920 годах были раскрыты 22 тайные белогвардейские разведгруппы.

Активно действовали подпольные организации белых. В конце 1917 года в Киеве была создана тайная организация В.В. Шульгина «Азбука», которая сумела наладить сеть агентов и осведомителей в Москве, Харькове, Саратове, Одессе, Воронеже и других городах. Члены «Азбуки» в целях конспирации называли друг друга буквами алфавита. «Азбука» направила в армию А.И. Деникина тысячи добровольцев, много денег, занималась пропагандой Белого движения, передавала важнейшую информацию с мест. «Азбука» Шульгина занималась и спецоперациями: например, перевезла вдовствующую императрицу из Киева в Крым, и тем самым спасли ей жизнь…

Если характерной особенностью спецслужб красных были революционный энтузиазм, героическая самоотверженность, идейная целеустремлённость, верность идеям революции и чистота помыслов их руководителей и основных работников, что выразилось в знаменитой фразе-формуле председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского: «Чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками» (источник: Н.И. Зубов (гл. 6) «Феликс Эдмундович Дзержинский: Краткая биография». 1941), то в спецслужбах белых господствовали: чванливые старорежимные порядки, чинопочитание, фанфаронство и коррупция, то есть эгоистичная продажная меркантильность. Об идейно-нравственном хаосе в войсках Белого движения и о «белом терроре» пишет в своих воспоминаниях А.И. Деникин и другие участники Белого движения.

Эти характерные отличия и особенности сотрудников ВЧК и офицеров белогвардейских спецслужб, несомненно, облегчали внедрение красных разведчиков в станы белогвардейцев. Особенно ярко, точно и образно это внедрение и деятельность красных разведчиков показаны в серии книг Игоря Яковлевича Болгарина – советского, украинского и российского писателя, киносценариста, режиссёра и педагога, автора восьми романов о разведчике-чекисте капитане Павле Кольцове, герое пятисерийного художественного телефильма «Адъютант его превосходительства» (1969-1970).

Закономерность неизбежного поражения Белого движения выражалась в разнице основных лозунгов красных и белых. Основные лозунги белых: «Законность и порядок!» и «Единая и неделимая Россия» предусматривали оставление без изменений «старых порядков царского самодержавия» или власти помещиков и капиталистов. Белое движение возникло в момент подготовки корниловского выступления в августе 1917 года и его общей символикой были: трёхцветный бело-сине-красный флаг, государственный герб Российской империи и официальный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».

Идеологию Белого движения поддержали эсеры, монархисты, правые социал-демократы, бывшие царские военнослужащие, бывшие помещики и капиталисты, царское чиновничество и специалисты, купечество и буржуазия, православное духовенство, зажиточное крестьянство и казаки отдалённых регионов России, а также интервенты Антанты.

Целями Белого движения были: освобождение России от большевистской диктатуры рабочего класса (пролетариата, простых тружеников, рабочих и крестьян), единство и территориальная целостность России, созыв нового Учредительного собрания для последующего определения государственного строя в России. При этом Белое движение составляли разнородные по своему политическому составу участники, единые в идее борьбы с большевизмом (марксистско-ленинским социализмом).

В своём докладе о белом движении П. Милюков сообщал, что тремя причинами неудачи Белого движения были: недостаточная и несвоевременная, руководимая узкокорыстными соображениями помощь союзников (Антанта), постепенное усиление реакционных элементов в составе Белого движения и как следствие этого, разочарование народных масс в Белом движении.

Основные лозунги красных: «Долой самодержавие», «Вся власть Советам», «Земля – крестьянам», «Заводы и фабрики – рабочим», «Мир – народам» были близки и понятны, прежде всего, солдатам Первой Мировой войны, безземельным крестьянам и казакам, рабочим всех и любых заводов, фабрик, предприятий, служащим разных учреждений, всем, кто поддерживал в февральскую революцию 1917 года социал-демократов РСДРП – Российской социал-демократической рабочей партии, основанной в марте 1898 года В.И. Лениным, Ю.О. Мартовым, Г.В. Плехановым, А.Н. Потресовым и оформленной на II съезде РСДРП в 1903 году, а потом и партии большевиков РКП(б) — Российской Коммунистической партия большевиков, созданной весной 1918 года.

«Красными» называли всех, кто поддерживал большевиков и их партийного лидера В.И. Ленина. К красным относились рабочие, крестьяне, революционная интеллигенция, казаки и военнослужащие царской армии, перешедшие на сторону большевиков, население национальных окраин, малые народы России, получившие равноправие, свободу и возможность обрести свою национальную «самость» (самоидентичность, суверенитет).

Итог противостояния и противоборства красных и белых в Гражданской войне 1918-1922 годов точно и ёмко выражается фразой полковника Алексея Васильевича Турбина из пьесы М. Булгакова «Дни Турбиных» (книга «Белая гвардия» 1923-1926): «Белому движению на Украине конец. Ему конец в Ростове-на-Дону, всюду! Народ не с нами. Он против нас. Значит, кончено!..». Вот почему Всеволод Владимирович Владимиров выбрал для себя самую верную позицию в жизни – быть с народом, быть частью народа, служить народу России, а значит, только России…

Иллюстрация из сети Интернет. 1919. Контрразведка Белого движения. Многочисленные группы, отделы и органы контрразведки армий Деникина и Колчака, пользуясь своим статусом главных борцов с лазутчиками красных и большевиками и безнаказанностью, фактически стали военными преступниками, «отморозками» и «беспредельщиками» Гражданской войны и Белого террора. Где-то среди них был и красный разведчик 19-летний Всеволод Владимиров.