16. 08. 2023. Газетная стихия в 1917-1919 гг

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. Книга 2-я.
(к 50-летию советского 12-серийного телефильма «Семнадцать мгновений весны», 1973).

16.08.2023. Газетная стихия в 1917-1919 гг.

По официальным источникам в конце XIX и в начале XX века в России особенно интенсивно шёл рост количества русских газет, так как основным источником живой, ежедневной, злободневной информации тогда были только газеты, или устные слухи. В 1860 году в России издавалось 7 ежедневных газет, 98 газет выходили от одного до трёх раз в неделю. В 1913 году ежедневных газет стало 417, из них 10 выходили два раза в день.

В конце 1890-х годов тиражи отдельных газет в России достигали 50-70 тыс. экземпляров. Например, «Русские Ведомости» имели тираж 25 тыс., «Свет» - 70 тыс., «Петербургская Газета» - 30 тыс., «Одесский Листок» - 10 тыс., «Киевское Слово», «Киевлянин», «Южный Край», «Волжский Вестник» - от 2 до 5 тыс. экземпляров. В это же время «Петербургская Газета» продавалась в Санкт-Петербурге в розницу в количестве 2 495 393 номеров за год (для сравнения: «Нового Времени» - 1 824 857 экземпляров, «Петербургского Листка» - 1 722 885 экземпляров). В основном петербургские газеты ориентировались (по мнению Н.С. Лескова) на «300 тысяч лакеев, дворников, поваров, солдат и лавочников», то есть «на городского обывателя, интересующегося бытовой, повседневной жизнью столицы России».

После революции 1905-1907 гг. тиражи газет в России значительно увеличились. «Русское Слово» имело 250 тыс., второе издание «Биржевых Ведомостей» и «Петербургский Листок» - от 80 тыс., самая большая и дорогая газета «Новое Время» - около 60 тыс., «Русские Ведомости» - 50 тыс. и т.д. Наиболее крупные провинциальные газеты – «Киевская Мысль», «Южный Край», «Одесские Новости», «Одесский Листок», «Приазовский Край» - от 12 до 40 тыс. в день. Рядовые губернские газеты имели тираж - 1-3 тыс. экземпляров в день.

После февральской революции 1917 года в России тотальная царская цензура прекратилась, тиражи газет увеличились и повсеместно, на фоне революционных событий, открывшейся свободы слова и демократических преобразований возникла мода «на политику». Цензура сохранилась только на фронтах Первой Мировой войны. Газеты, прокламации, агитационные листки были нарасхват, все хотели узнавать и знать обо всём ранее запретном. Множество газет помогали гражданам «свободной России» разобраться в происходящем вокруг или запутать их…

Информационный вакуум в феврале 1917 года привёл к тому, что в Петрограде вместе с «хвостами» (очередями за хлебом) были «хвосты за газетами». «Газетный голод» был до 5 марта, когда начался массовый выпуск разных газет. До этого с 28 февраля 1917 года выходили только «Известия Петроградского Совета рабочих депутатов». При этом большинство газет 1917 года стали партийными изданиями.

По подсчётам историков, в 1917 году среди лиц старше девяти лет были грамотны 42,8%; в сельской местности уровень грамотности тогда же составлял 37,4%. В городах грамотных людей было больше, но и здесь часто газеты, прокламации, декреты и агитационные листки  читали вслух перед скоплением людей. Особенно жаждали «печатного слова» солдаты на фронтах Первой Мировой и Гражданской войн и рабочие оборонных заводов.

Практически все газеты Петрограда печатали новости о партийных мероприятиях, съездах, демонстрациях, митингах и их решениях. Эти газеты «расхватывались на лету». Одновременно усилился спрос на политическую литературу, на книги. В письмах читатели писали: «Высылайте книги, да не то, чтобы какой-нибудь партии, а всех, чтобы своим умом разобраться». Популярными стали словари и «толковники» политических терминов, сборники революционных песен, речи и биографии известных политиков, различного рода «революционные» открытки.

По данным Книжной палаты, в 1917 году эсеры выпустили 15,1% общего массива политической литературы, социал-демократы — 8,7%, кадеты — 4,8%, в то время как беспартийные издательства — 71,4%. Книги в 1917 году стали выгодным товаром, которым даже спекулировали дельцы от частной торговли. При этом возникли книгоиздательские серии: «Библиотека Великой русской Революции», «Общедоступная народная библиотека», «Солдатский Университет», «Общедоступная политическая библиотека» и другие. В 1917 году книгоиздатель Николай Карбасников учредил серию брошюр «Библиотека свободного гражданина» при этом особенной популярностью пользовались издания, якобы, запрещённые при свергнутом самодержавии, в том числе и порнография…

Известный меньшевик Н.Н. Суханов вспоминал о ситуации с петроградской прессой 27 февраля (11 марта) 1917 года: «Никакого печатного слова не было. Нужда в нем, жажда его была колоссальна, была равна встряске и, надо думать, сумбуру в головах обывателя». На первом заседании социал-демократического Петроградского Совета владельцу книгоиздательства «Жизнь и знание» В.Д. Бонч-Бруевичу и адвокатам Б.В. Авилову и Ю.М. Стеклову было поручено «приступить к печатанию газеты «Известия», реквизировав и используя для этой цели лучшую типографию в Петрограде (газеты «Копейка»).
 
2 марта 1917 года руководство РСДРП(б) приняло решение об организации большевистской центральной партийной газеты; воссоздание запрещенной в 1914 году газеты «Правда» было поручено В.М. Молотову и К.М. Шведчикову. 5 марта 1917 года вышел первый бесплатный номер большевистской газеты, а со следующего номера, «Правда» была уже платной (тираж свыше 100 тысяч экземпляров). Одновременно начала выходить ежедневная газета партии эсеров «Дело народа», а с 29 апреля 1917 года социалисты-революционеры (эсеры) начали издавать ежедневную газету «Воля народа».

14 марта 1917 года в «Известиях Петроградского совета» было опубликовано сообщение: «В заседании 10 марта Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов постановил допустить беспрепятственный выход всех периодических изданий без различия направлений. При этом Исполнительный комитет, конечно, оставляет за собой право принимать соответствующие меры против изданий, которые позволят себе в переживаемую революционную эпоху вредить делу революции и свободы русского народа».

По данным историков: «Сразу же возобновилось издание ежедневной газеты «Копейка», дополнив палитру петроградской прессы желтыми бульварными оттенками. К дешевым изданиям добавились «Вечерняя почта», «Петербургская газета», «Петербургский листок», «Живое слово» и черносотенная «Маленькая газета». Очень быстро тираж возобновленной «Копейки» достиг 1 миллиона экземпляра».

Самый большой тираж был у либеральной газеты «Русское слово» (1 миллиона 200 тысяч экземпляров). «Биржевые ведомости» издавались тиражом 120 тысяч экземпляров, «Петербургский листок» - 80 тысяч, «Новое время» - 60 тысяч, «Раннее утро» - 60 тысяч, «Русские ведомости» - 50 тысяч, «Речь» - 40 тысяч, «Утро России» - 30 тысяч. Временное правительство в Петрограде издавали «Вестника Временного правительства» (преемник царского «Правительственного вестника» с сохранением дореволюционной нумерации).

С 18 апреля 1917 года начала выходить ежедневная газета «Новая жизнь», ставшего органом меньшевиков-интернационалистов. Её авторами были М. Горький и Н.Н. Суханов, официальным издателем А.Н. Тихонов (А. Серебров). Деньги на эту газету дали М. Горький и несколько издателей при участии Сибирского банка. В газете «Новой жизнь» печатались Б.В. Авилов, В.А. Базаров, Д.Ю. Далин, В.А. Десницкий, А.В. Луначарский, В.Я. Брюсов, Е.И. Замятин, В.В. Маяковский, М.М. Пришвин и многие другие известные и неизвестные люди.

Правые меньшевики во главе с Г.В. Плехановым издавали в Петрограде газету «Единство». В Москве Московский комитет большевиков учредил газету «Социал-демократ». Московские меньшевики издавали газету «Вперед», а московские эсеры – «Земля и воля». С сентября 1917 года московские анархисты тоже начали издавать в Москве свою газету «Анархия».

В Харькове большевики начали издавать свою газету «Пролетарий», в Екатеринославле – газету «Звезда». В Киеве издавался большевистский «Голос социал-демократа» и эсеровская газета «Воля народа». Бакинский комитет РСДРП(б) выпустил газету «Бакинский рабочий». В Москве и Уфе газета «Вперед» издавалась меньшевиками, а в Петрограде выходил журнал «Вперед» Межрайонной группы. В Петроградской губернии большевики издавали «Деревенскую бедноту» и с 15 апреля 1917 года – «Солдатскую правду». Для моряков Балтийского флота издавалась газета «Волна». Также в других губерниях и на местах издавались газеты на национальных языках народов России. Например, в прифронтовом Минске выходило до 18 газет на пяти языках…

Политических периодических изданий в революционной Росси 1917 года было столько, что 27 апреля 1917 года Временное правительство приняло Закон о печати, согласно которому «в России могли беспрепятственно выпускаться любые издания». Однако на деле неограниченная свобода слова обеспечивалась не на основе общепризнанной системы права, а как результат революционной стихии или хаоса.

Вот почему эта газетная стихия или хаос были самыми выгодными и лучшими условиями для внедрения в 1919 году молодого 19-летнего Всеволода Владимировича Владимирова – оперативного сотрудника отдела для борьбы с контрреволюцией ВЧК в контрразведку армии генерала Деникина в качестве журналиста-обозревателя оппозиционных большевикам газет.

Иллюстрация из сети Интернет. Февраль 1917. Газетная стихия февральской революции 1917 года.