Про норму труда, рабочего времени и благ

Аникейская Правда
     "Мир погубит не атом и не рак, а жадный дурак".
     /С.П.Капица./

     В своё время Маркс писал, что исходя из предположения, что при товарном производстве ради прибыли, а не ради удовлетворения потребностей населения по труду, в капиталистическом обществе рабочая сила покупается и продаётся по своей стоимости, как и стоимость всякого другого товара.

      А это значит, что труд при капиталистическом товарном производстве определяется рабочим временем, необходимым для воспроизводства стоимости необходимой для воспроизводства у трудящихся самой способности к труду. Конечно, кроме той суммы, которую присваивает капиталист. Причём независимо от того, отдельный это будет капиталист или совокупный, в виде государственного бюрократического аппарата власти в лице буржуазно привилегированного чиновничества при государственном капитализме, когда сохраняется монополия капитала, власть денег и анархия рынка.

     Следовательно, для производства всех потребляемых ежедневно жизненных средств, необходимых для жизни и развития общества при товарном производстве, трудящимся требуется восемь часов рабочего времени при честно и справедливо нормированном труде по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее!

     А значит они должны иметь зарплату необходимую для восстановления своих сил, чтобы трудясь в течении этого рабочего времени воспроизводить стоимость полученной при продаже капиталисту результатов своего труда. То работая по 8 часов в день трудящиеся общества должны ежедневно воспроизводить как необходимое обществу, так и гарантированно иметь право на необходимое для восстановления своих сил по достойным человека нормам от общего количества базовых средств для жизни!

     А так как каждый имеет свою квалификацию труда, то и зарплата у каждого будет разная!  Но это не значит, что не все трудящиеся и их семьи должны иметь необходимое для восстановления своих сил, ибо зарплата даёт каждому право самим формировать условия потребления самых необходимых благ для жизни. В этом случае, если необходимую часть рабочего дня закон будет определять в 8 часов, то при прочих неизменных условиях должна быть определена необходимая величина стоимости необходимого количества средств для жизни необходимых для компенсации затрат для восстановления сил трудящихся разной квалификации, ибо рынок сохраняется на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     А так как при капитализме этим ещё не определяется необходимая величина стоимости самого рабочего дня, необходимая трудящимся для воспроизводства своих сил, так как для капиталиста важна прибыль, то ему будет важен рост производительности труда, чтобы не потерять прибыль в борьбе с конкурентами по рынку своего товара!

     Итак, если рабочий день будет постоянной величиной, то он должен быть необходим для постоянного воспроизводства и самого трудящегося, и для ежедневного производства необходимого обществу, но при капитализме его общая величина будет меняться вместе с продолжительностью прибавочного труда необходимого капиталисту для своего обогащения.

     Именно поэтому, когда рабочий день законом может быть определён в постоянную величину, то при капитализме сам по себе он может быть неопределённой величиной из-за разной величины прибавочного труда необходимого для удовлетворения неиссякаемых потребностей капиталиста в деньгах при постоянной борьбе за рынок своих товаров. Но в любом случае рабочее время  может изменяться лишь в известных границах.

     Но если мы предположим, что в социально справедливом обществе прибавочный труд будет равен нулю, то здесь мы и получим его минимальную границу, а именно ту часть дня, которую трудящиеся должны работать для удовлетворения потребностей общества в силу необходимости поддержания и собственного существования для своей социально благополучной жизни.   
 
     Но при капиталистическом, товарном способе производства за деньги, необходимый труд всегда составляет лишь часть его рабочего дня, т. е. рабочий день никогда не может сократиться до этого минимума. Зато у рабочего дня есть максимальная граница. Он не может быть продлён за известный предел и эта максимальная граница определяется двояко.

     Во-первых, физическим пределом рабочей силы. Человек может расходовать в продолжение суток, естественная продолжительность которых равна 24 часам, лишь определённое количество жизненной силы. Даже лошадь в среднем может работать изо дня в день лишь по 8 часов, в противном случае она скоро погибнет.

      В продолжение одной части суток для восстановления своей рабочей силы трудящиеся должны для отдыха спать, в продолжение другой части суток должны удовлетворять другие социальные и физиологические потребности — мыться, питаться, ходить в магазины, добираться на работу и с работы, развлекаться, заниматься воспитанием детей и т. д.

     Кроме этих чисто физических границ рабочей силы людей удлинение рабочего дня наталкивается на границы морального свойства: трудящимся необходимо время для удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей, объём и количество которых определяется общим состоянием культуры общества. Именно поэтому изменения рабочего дня совершаются в пределах физических и социальных границ.

     Но как те, так и другие границы весьма растяжимого свойства, то в истории развития человечества мы встречаем рабочий день в 10, 12, 14 и даже 16 часов, т. е. самой различной величины.

     Если нет закона по ограничению рабочего времени, то когда капиталист купит рабочую силу по её суточной стоимости, то ему будет принадлежать её потребительная стоимость в течение одних суток и таким образом, если не будет законодательных ограничений рабочего времени, то по договору исполнения работы у капиталиста есть право заставить трудящегося работать на него в продолжение этих суток!

     Но что такое рабочее время? Во всяком случае, это нечто меньшее, чем естественный день жизни. На сколько? У капиталиста свой собственный взгляд на необходимую границу рабочего дня. Как капиталист, он представляет собой лишь свой персонифицированный капитал, но у капиталиста есть лишь одно-единственное жизненное стремление — стремление к возрастанию своего капитала!  То есть создавать прибавочную стоимость, поглощая своей постоянной частью своих средств производства как можно больше рабочей силы своих наёмных трудящихся!  Иметь возможность получить  как можно большую массу прибавочного труда для увеличения прибыли, а никак не для удовлетворения насущных потребностей трудящихся и их семей.

     Капитал — это уже результат прошлого труда и он уже живёт своей жизнью и тем полнее, чем больше живого труда он поглощает. Время, в продолжение которого человек трудится по договору с капиталистом, есть то время, в продолжение которого капиталист потребляет купленную им рабочую силу. Если трудящиеся будут потреблять своё рабочее время только на самого себя, то он будет обкрадывать капиталиста.

     Итак, капиталист ссылается на закон товарного обмена, а как всякий покупатель он старается извлечь из трудящихся как можно большую прибыль для себя из такого своего приобретения, как рабочая сила или умение делать что-то необходимое капиталисту, чтобы как можно выгоднее компенсировать стоимость этого своего приобретённого товара.


     Но вдруг раздаётся голос самих трудящихся, который стал усиливаться в силу объединения трудящихся для борьбы за своё человеческое существование и который до сих пор заглушался шумом процесса товарного производства при капитализме. Те результаты своего труда, которые мы продаём за зарплату, отличаются от остальной товарной массы тем, что его потребление создаёт стоимость, и притом эта стоимость больше, чем стоит сам товар. Покупая у нас за зарплату результаты нашего труда капиталисты увеличивают свой капитал для своего обогащения. Но то, что позволяет увеличиваться их капиталу, для нас есть излишнее расходование нашей рабочей силы, а это несправедливо!

     Мы знаем на рынке лишь один закон: закон обмена заработной платы на нужные товары. Условия потребление товара принадлежит не продавцу, который продаёт товар, а покупателю, который приобретает его для потребления. Но при помощи той цены в виде зарплаты, за которую мы каждый день продаём результаты труда нашей рабочей силы, мы должны ежедневно воспроизводить её, чтобы потом снова можно было её продавать.

    Не говоря уже о естественной потери сил вследствие непосильного труда и увеличения возраста, у нас должна быть возможность работать завтра при том же нормальном состоянии силы, здоровья и возможностей, как сегодня. Когда капиталисты постоянно говорят нам о необходимости «бережливости» и «воздержания», то мы не против, подобно разумному, бережливому хозяину, сохранять своё единственное достояние — рабочую силу и здоровье,  воздерживаясь от всякой безумной растраты этого достояния.

     Мы будем ежедневно использовать это достояние для труда лишь в той мере, в какой это не вредит нормальной продолжительности нашего существования и нормальному развитию. Безмерным удлинением рабочего капиталист может в один день привести в движение такое количество нашей рабочей силы, которую мы не сможем восстановить и в три дня. То, что капиталист таким образом выигрывает на нашем труде, мы теряем здоровье в труде на него.

     Разумное пользование нашей рабочей силой и расхищение её во вред нашему здоровью — это совершенно различные вещи. Если средний период, в продолжение которого средний рабочий может жить при разумных размерах труда, составляет 30 лет, то стоимость нашей рабочей силы, за которую капиталист оплачивает нам изо дня в день, 1/365 : 30, или 1/10 : 950 всей её стоимости. Но если они эксплуатируют нас 10 лет, а платят нам ежедневно 1/10 : 950 вместо 1/3 : 650 всей её стоимости, т. е. лишь 1/3 дневной её стоимости, то таким образом, они обкрадывают нас ежедневно на 2/3 стоимости от произведённого нами товара.

     Поэтому мы требуем такую продолжительность рабочего дня и такие условия, которые позволят нам не только выполнять сменное задание, но и будут обеспечивать нам достойную жизнь при сохранении своего здоровья.  Мы не взываем к вашему сердцу, так как в денежных делах сердце молчит. Вы можете быть образцовым гражданином, даже членом общества покровительства животным и вдобавок пользоваться репутацией святости, но то, что капиталисты делают по отношению к нам говорит, что у вас нет сердца.

     Мы требуем нормального рабочего дня потому, что как всякий другой продавец, требуем оплачивать наш труд по стоимости результатов нашего труда в виде не только денег, но и в виде производимой в обществе продукции, которая ежедневно нужна каждому из нас и которую вы часто продаёте дороже, чем стоимость нашего труда для вашего обогащения.

     Мы видим, что если не считать весьма растяжимых границ рабочего дня, то природа товарного обмена сама не устанавливает никаких границ для рабочего дня, а следовательно и границы для прибавочного труда. Капиталисты, как покупатели нашей рабочей силы, осуществляют своё право покупателя, когда стремятся по возможности заставить работать нас больше и, если возможно, сделать два рабочих дня из одного.

   
     Вот так рассуждают трудящиеся. Но с другой стороны, специфическая природа продаваемого товара обусловливает предел потребления его покупателем и трудящиеся осуществляют своё право продавца, когда стремятся ограничить рабочий день определённой нормой своей величины. Следовательно, здесь получается антиномия, право противопоставляется праву, причём оба они в равной мере санкционируются законом товарообмена.

     При столкновении двух равных прав всё будет решать только сила власти. Таким образом, в истории капиталистического производства нормирование рабочего дня выступает как борьба за пределы рабочего дня, борьба между господствующим классом капиталистов, и угнетённым классом наёмных трудящихся, а у кого будет больше сил и власти для того, чтобы устанавливать законы, у тех будет и законодательная власть, и власть для исполнения силы закона!

     Но исполнительная и правозащитная власть в парламентарном демократическом государстве против монархического и тоталитарного в любом случае должна быть у государства, либо у буржуазно-демократического, либо у социал-демократического во исполнение законодательной воли либо хорошо организованной и сильной буржуазии.  Либо хорошо организованных своей партией трудящихся, чтобы каждый с равным правом трудиться на благо общества, имел равное право и на необходимые для жизни нормы благ от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации своего труда, а не только право на зарплату пропорционально труду. В чём и заключается революция в социально-экономических взаимоотношениях общества.

     А для этого Маркс и сформулировал свой тезис о двойственности равенства рабочего времени в социалистическом обществе! Чтобы это равенство определяло не только относительно равную норму количества труда по времени, но и относительно равные и достойные человека нормы базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественной продукции для полноценного питания и для изготовления одежды!

     Чтобы трудящиеся за зарплату от результатов квалификации своего общественно необходимого труда могли сами формировать для себя и своей семьи благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды!  То есть, чтобы каждый имел всё необходимое для своего физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития. При сохранении рынка на производимое сверх законных норм базовых средств для жизни за свой честный и добросовестный труд на рабочем месте в экономике страны! Вот тогда каждый будет заинтересован хорошо трудиться на благо общества, чтобы иметь хорошие блага для своей жизни и жизни членов своей семьи!

      Ведь в социально справедливом обществе все здоровые граждане трудоспособного возраста должны трудится на благо всех и все на благо каждого! В таком обществе все трудящиеся свободны от наёмного рабства, эксплуатации и какого-либо угнетения, кроме необходимости при честно и справедливо нормированном общественно необходимом труде по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья стремиться к удовлетворению насущных потребностей для своего физического, морально-нравственного здоровье и интеллектуально-духовного развития!

      Дети в таком обществе должны иметь право на всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии!

     Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо гражданам социально справедливого общества не наплевать на будущее своих внуков и правнуков!  И чтобы старики имели самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую заслугам перед обществом пенсию как заслужившие благополучную старость! А больные и инвалиды достойный уход для выздоровления и жизни, а также достойное человека пособие для дальнейшей жизни

      А когда с развитием общества не только базовые социально-бытовые блага в виде достойных человека норм добротного жилья, качественных продуктов питания и одежды, но и все средства коммуникаций будут доступны всем по этому принципу, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития, для творческой и созидательной жизни, для полноценного отдыха каждого честного и добросовестного человека после трудового дня и для дальнейшего развития общества, ибо предела совершенству не существует!

     А когда промышленные и бытовые роботы многократно увеличат производительность труда людей, то тогда, вполне возможно, что для производства необходимых средств для жизни и развития человечества вполне будет достаточно четырёх часов рабочего времени при снижении пенсионного возраста, а остальное время люди смогут заниматься творческим трудом в любой области наук и искусства, встречаться с друзьями и с любимыми, воспитывать своих детей и заниматься любыми делами не запрещёнными законами общества!

     Чтобы люди могли заниматься тем, что будет развивать в обществе дружбу и взаимопомощь, добро и социальную справедливость, гуманизм и равноправие для счастливой жизни всех граждан такого свободного от любого угнетения общества!


     А сказочку про коммунизм, где в основном будут трудиться роботы, а люди будут работать на благо общества по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям независимо от результатов общественно необходимого труда пора забыть!

     Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

     Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.

     Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

     А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?


     История показывает, что большинство государств строится не по утопическим проектам философствующих теоретиков, а на основе противоположностей позитивного и негативного жизненного опыта в обществе.

     Очень важно знать позитивный опыт и уметь его использовать, избегая негативный опыт и это несомненно должно быть одной из основных забот любого государства при развитии в обществе социальной справедливости и особенно при развитии системы образования подрастающего поколения.

     Под образованием необходимо понимать единство по приобретению знаний, трудовых навыков и морально-нравственное воспитание в соответствии с целями самых мудрых представителей человечества по развитию общества.

     Учитывая, конечно, что мудрость это ум с добром, а ум без добра это хитрость  подлых и безнравственных людей, для которых весь труд часто заключается в стремлении жить обирая или эксплуатируя других людей. Именно поэтому в социально справедливом обществе закон должен защищать честных и добросовестных граждан от таких мерзавцев.