Диалог на предприятии будущего. 4. Налоги

Сергей Гайворонский
Сейчас существует множество партий и движений, предложения которых для своего осуществления требуют революции или, хотя бы, прихода к власти.  В таких предложениях непременно присутствует гарантированный "бесплатный сыр". Кто-то обещает отнять "награбленное" и поделить его поровну, кто-то вводит в расчеты с работниками предприятий гарантированный доход, кто-то пытается завлечь дивидендами от использования и продажи природных ресурсов  и прочее.

В том видении будущего, которое следует из приведенной статьи-диалога, революция не то, чтобы "отменяется",  а просто выглядит бессмысленной в связи с возможностью более рационального подхода, позволяющего продвигаться вперед без катаклизмов и достаточно быстрыми темпами. Такой подход  предоставляет людям право выбора наиболее подходящей экономической системы предприятия (организационно-правовой формы), сулящей максимальную отдачу от сделанных ими трудовых и материальных вкладов. Не понравилось работать в одной системе – иди в другую. Лишь бы эта другая система была эффективной, выжила в конкуренции и дождалась своего работника. При этом есть основания считать, что в результате конкурентной борьбы на плаву в основном останутся лишь те предприятия, на которых отсутствует эксплуатация. Не потому, что так хочется, а потому, что только при таком условии может быть достигнута максимальная эффективность.

Проверка существующих экономических теорий на предмет их противоречия законам природы показывает, что в этой области далеко не все благополучно. Кое–где в теории присутствуют "косяки", которые одним мешают спокойно жить, а другим дают возможность пытаться въехать в рай на чужом горбу. В то же время "косяки" эти допущены не где-то на недоступных вершинах экономической мысли, а в ее основах, в фундаменте. Это вселяет надежду, что исправление таких "косяков" не за горами, а в самом недалеком будущем.

Представим, что в этом будущем под воздействием неких научных и политических сил государство  инвестировало экономический проект и ведет эксперимент, в результате которого образовалось предприятие новой организационно-правовой формы. И на этом предприятии продолжается диалог сотрудника отдела кадров с возможным будущим работником, которому захотелось узнать от представителя работодателя как можно больше информации в надежде принять правильное решение.

Диалог 1: http://proza.ru/2023/06/15/1074
Диалог 2: http://proza.ru/2023/07/10/1035
Диалог 3: http://proza.ru/2023/08/19/1431


                ***
- Неплохо у Вас кабинет оформлен.

- Стараемся, для себя же делаем, не для кого-нибудь. Заявление на прием Вы сейчас будете подавать или позже?

- Давайте сейчас напишу, раз еще впереди собеседование ожидает. Документы у меня с собой.

- Хорошо, присаживайтесь. Надолго я вас не задержу. Я должен вам рассказать еще вот что. Дело в том, что социальные отчисления со своей зарплаты Вы будете делать сами, а не так, как на других предприятиях. Вы понимаете, о чем я говорю?

- Нет.

- Ясно. Это нормально. В нашем государстве не запрещается для разных организационно-правовых форм предприятий использовать разные подходы к налогообложению. Вот и на нашем предприятии было решено применить новую форму налогообложения. На предприятиях других организационно-правовых форм от лица работника уплачивается лишь всем известный НДФЛ или подоходный налог по ставке 13%. Еще на этого работника производятся отчисления в социальные фонды, например, 22% - в ПФР, 5,1% - в ФОМС, но эти отчисления по каким-то причинам делаются от лица работодателя. При этом при расчете таких перечислений за основу все равно берется зарплата работника. Такая вот довольно странная схема, к которой все привыкли. Когда работник получает расчетный листок, он видит в нем  грязную зарплату и НДФЛ, а сумму социальных отчислений не видит. Эти отчисления делаются за него, а видит их почему-то работодатель. Понимаете, о чем я говорю?

- Да, понимаю. В квиточке зарплата и налог. Еще профсоюзные взносы туда иногда включают. Больше я там никакой другой информации не припомню.

- Вот. В соответствии с существующими теоретическими материалами, обосновывающими организационную форму нашего предприятия, решено было эту схему преобразовать и сделать так, чтобы социальные перечисления шли от лица работника и, само собой, включались в расчетный листок. Это тоже понятно?

- Не совсем. Для чего это? Я что, должен буду сам куда-то ходить и делать эти социальные перечисления? С той же грязной зарплаты? Тогда и на руки получать будет нечего!

- Все нормально. Ходить никуда не надо. Социальные перечисления тут делает та же бухгалтерия, которая начисляет НДФЛ. В вашем расчетном листке просто появятся записи о сумме перечисленных средств в социальные фонды. Кроме того, вы должны будете свыкнуться с мыслью, что ваша грязная зарплата будет тут больше той, которая была на других предприятиях. Больше – потому что она будет включать в себя социальные перечисления.

- А, вот оно что… Ну и ладно, пусть будет больше, мне все равно. Хотя, наверное, непривычно будет видеть, что из твоей зарплаты вычитают не 13 процентов, а почти половину. А для чего все это?

- Для того, чтобы сделать экономику предприятия более прозрачной. В этом случае работодатель сам за себя платит налоги, а работник – сам за себя. Для прозрачности это лучше, потому что по каким-то причинам, которые может быть когда-нибудь исчезнут, у работодателя и работника бывают разные ставки налогообложения. Если в этих ставках будет большая разница, то у кого-нибудь может появиться желание этим воспользоваться, что не всегда есть хорошо. Чтобы было понятнее, представьте, что у Вас под некоторый процент лежит денежная сумма в банке. Если в другом банке процент по вкладам вдруг существенно повысится, то у Вас возникнет желание забрать деньги в своем банке и переложить их в другой банк под более высокий процент. Правильно? Возникнет или нет?

- Да, конечно. Переложу деньги, разумеется, если возможность такая будет. Что в этом плохого-то?

- Да, перекладывая деньги из банка в банк преступником человек не становится. А вот если будет перекос в ставках налогообложения на предприятии, то это не исключено. В попытках увеличения дохода человек может попытаться воспользоваться и этим перекосом. Точнее, воспользоваться этим может работодатель, а наемный работник может ему в этом помогать. Гоняться работодатель  будет тут не за более высоким процентом, как в банке, а за более низким. Если у наемного работника общая ставка налогообложения около 40 процентов - 13 процентов подоходного налога это только видимая часть айсберга, - то у работодателя она  около 25 процентов. Это следует из любого примера налогообложения выручки предприятия. При таком раскладе  работодатель может уговорить работника на получение черной или серой зарплаты с тем условием, что она будет больше официальной белой. Черная зарплата - это когда вся зарплата работника выведена из под налогообложения. Деньги на зарплату в этом случае идут либо вообще слева, в обход налогообложения, либо пропускаются через налогообложение в 25 процентов.  Сами понимаете, что в этом случае те деньги  которые ушли бы государству при налогообложении зарплаты работника по ставке 40 процентов, останутся у работодателя. И это - немалые деньги. Вам приходилось работать на черной зарплате?

- Нет, на черной не приходилось. А вот на серой работал. Можно было работать и на белой, но на серой действительно денег предлагалось больше.

- Ну а мне в наши суровые времена приходилось работать и на черной и на серой. Серая зарплата – это нечто среднее. В этом случае зарплата работника делится на официальную и неофициальную. Официальная часть зарплаты идет под общую ставку налогообложения 40 процентов, а неофициальная – под 25. Навар у работодателя от такой операции все равно есть, хоть и меньше, чем при черной зарплате. Подобными махинациями работодатель может увеличивать свою прибыль аж до 300 процентов, что и становится причиной экономического преступления. Если работника не сильно заботит размер будущей пенсии или если другой подходящей работы нет, то он запросто может стать его соучастником, если согласится на предложенные работодателем условия. Понятно теперь, для чего наемному работнику предлагается самостоятельно делать за себя перечисления?

- Нет. Что изменяется-то? Когда-то меня учили, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

- Да, сумма не меняется. Но зато устраняются косяки в экономических представлениях. Наемный работник при таком подходе становится ничем не отличимым от контрагента, который все свои налоги вместе с отчислениями платит самостоятельно. Единственное отличие в том, что наемный работник при заключении договора предлагает работодателю только услуги, а контрагент кроме услуг может предложить еще товары. Поэтому в случае перевода наемных работников в категорию контрагентов решение проблемы с серой зарплатой заключается в относительном выравнивании ставок налогообложения равноправных  экономических субъектов – работодателя, наемного работника и контрагента. Равноправных субъектов, обратите внимание! Сейчас же наемный работник выглядит так, будто работодатель - это его папа-мама. Когда работодатель выглядит папой-мамой, то можно подходить к налогообложению в соответствии с таким представлением, но если работодатель с наемным работником становятся равноправными, кто сможет объяснить, почему ставки их налогов должны серьезно различаться?

- Ага, теперь что-то чуть-чуть понятно.

- Ну, тогда должно быть чуть-чуть понятно, что в случае выравнивания ставок налогообложения убеждать никого в отказе от серой зарплаты, возникающей из-за перекоса этих ставок, не требуется, поскольку ее использование станет бессмысленным. Немаловажно и то, что при таком подходе наемный работник видит, какие перечисления он делает в различные социальные фонды из своего кровного заработка. Из своего заработка, не работодателя!

- Понятно. Похоже, что  на вашем предприятии я буду гордиться собой потому, что не просто деньги зарабатываю, а выполняю социально-политико-экономические задачи…

- Ладно вам иронизировать. Так оно и будет на самом деле. Правда, если вы будете просто работать, то качество выполнения таких задач будет средним, а хорошим это качество будет только в том случае, если вы станете грамотно рассказывать о нашем предприятии и его форме организации. Думаю, вас не надо будет уговаривать делать это хорошо, если ваши запросы будут тут удовлетворяться лучше, чем на других предприятиях. Давайте уже свои документы. Запишу вас на собеседование.