Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы!

Роман Овчаренко
О жизни Богородицы, после Сошествия Святого Духа на апостолов, практически ничего не известно. По крайней мере, Евангелия, Деяние и послания апостолов нам ничего не сообщают. В Евангелии все обрывается на сообщении, что она осталась на попечении любимого ученика Христова – апостола Иоанна Богослова. «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19, 26 – 27).
Но как мы с вами знаем, помимо Священного Писания, Церковь опирается еще и на Священное Предание. Предание – это информация, дошедшая до нас посредством устной формы, в виде проповедей, воспоминаний, обрядов. Так вот по этим устным воспоминаниям известно, что Богородица участвовала в распределении по жребию земель между апостолами, в которые они должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Иверия (Грузия). И она собиралась отправиться туда, но, по повелению Иисуса Христа, в Иверию отправился апостол Андрей. Но перед этим Богородица приложила Свой лик к обычной доске, на которой чудесным образом проявилось Ее лицо. Этот нерукотворный образ Дева Мария отдала апостолу Андрею, и от него в Иверии происходили многочисленные чудеса. Эта икона получила название Ацкурской и до сих пор является главной грузинской святыней.
Также, согласно Церковному Преданию, в годы своей земной жизни Дева Мария совершила путешествие на Кипр к Лазарю. Но по дороге случилась буря, и Её корабль прибило к горе Афон, где она проповедовала среди язычников, обращая их в христианство. Отплывая от Афона, Богородица произнесла благословение этому месту: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нём с верою и со страхом, и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нём» . Во время этого путешествия Божия Матерь побывала также в Эфесе. А затем вновь вернулась в Иерусалим.
Обстоятельства успения Пресвятой Богородицы известны нам из достаточно поздних апокрифов, самый ранний из которых относится к V веку. Это «Сказание об успении Богородицы» псевдо-Иоанна Богослова. И более поздний сирийский апокриф «Исход Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (начало VI века). Церковь весьма осторожно относится к апокрифам. И тем не менее следует признать, что иногда они единственный наш источник знаний о тех или иных событиях, связанных со Христом или Божией Матерью. Само слово апокриф (с древне греческого ;;;;;;;;; – «скрытый, сокровенный, тайный») означает религиозное произведение, включающее в себе сведения о жизни Христа, апостолов и Богородицы, но из-за содержащихся в нем некоторых неточностей, не включенное в основной канон книг Нового Завета.
После кончины и славного Воскресения Господа, Пресвятая Богородица, взяла за обычай, раз в году, навещать место погребения Сына Своего. Она посещала гробницу одна, без сопровождения, и совершала здесь молитвы, воскуряя ароматические масла и преклонив колена. Однажды ее увидели иудеи, и донесли первосвященникам, что к гробнице приходит мать Иисуса, плачет и молится там. Тогда первосвященники вызвали стражу и спросили их: видели ли они кого-нибудь входящим и выходящим из пещеры? Они ответили отрицательно. Бог не дозволил им видеть её присутствие .
«В один из таких дней, в пятницу, пришла, по обычаю, Мария ко гробу; и вот во время ее молитвы отверзлись небеса и сошел к ней архангел Гавриил и сказал: «радуйся, родившая Христа Бога нашего. Молитва твоя, прошедшая в небеса к Родившемуся из тебя, принята; и ты, по молитве своей, оставив мир, войдешь на небеса к своему Сыну, в жизнь истинную и неизменную» . По Преданию Архангел вручил Богородице ветвь райского древа  (святитель Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы) , указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. Когда Пресвятая Дева взошла на вершину холма, растущие там деревья опустили ветви и склонились перед Ней, воздавая славу Владычице мира, как разумные слуги .
После этого откровения, Богородица решила в последний раз навестить город Вифлеем, который был для нее также памятным местом, ведь здесь она родила своего Сына. В этой поездке ее сопровождали три родственницы. Прибыв в Вифлеем, она совершила молитву к Богу: «Господь мой Иисус Христос, благоволивший по великой Твоей благости родиться от меня, услышь голос мой и пошли ко мне Твоих апостолов, и отошедших уже к Тебе, и остающихся еще в сей жизни, в какой бы стране ни находились, по святому Твоему устроению, чтобы, увидев их, благословила Твое преславное имя. Потому я дерзаю, что Ты во всем слушаешь рабу свою» .
Господь исполнил ее желание. Все апостолы явились почтить последние дни Богоматери. «Вошедши к Матери Господа и Бога нашего и поклонившись, апостолы сказали: не бойся и не печалься. Господь Бог, рожденный тобою, берет тебя из мира со славою. И возвеселившись о Боге Спасителе своем, она села на одр и говорит апостолам: теперь я уверовала, что придет с неба Учитель и Бог наш, и я увижу Его, и теперь я разлучаюсь с сею жизнью, когда увидела вас прибывших» .
Иудейские соглядатаи, узнав о том, что в Вифлееме находится Божия Матерь и всё апостольское собрание, донесли начальству. Первосвященники, надавив на наместника Палестины, вынудили его отправить туда отряд воинов для ареста всех находящихся там христиан. Но прибывший на место командующий не обнаружил никого. Господь заранее известил собрание о предстоящем событии и тайно (скрыв в облаке) вывел их обратно в Иерусалим, где все собрались в доме Богородицы на Сионской горе .
В воскресный день, почувствовав приближение кончины, Пресвятая Богородица велела воскурить фимиам и всем молиться.
«И громко возгласив к Матери своей, Господь сказал: Мариам! Она отвечала: вот я, Господи! И сказал ей Господь: не печалься, но да возрадуется и возвеселится сердце твое; ибо ты обрела благодать зреть славу, данную Мне от Отца Моего. И, воззрев, святая Матерь Божия увидела на Нем ту славу, которую уста человеческие не в состоянии ни изречь, ни воспринять. Господь же продолжал к ней говорить: вот отныне честное тело твое вселится в раю, а святая душа твоя на небесах, в сокровищницах Отца Моего, в преобильном сиянии, где мир и радость святых ангелов и горних сил» .
Апостолы подошли к подножию кровати, и поклонившись Богородице, сказали: Матерь Господа, оставь благословение миру, отходя от него; ибо ты была виновницей благословения мира и восставила погибший род людской, когда родила Спасителя мира. «Помолившись, Богородица обратилась к Сыну Своему: Господи, Иисусе Христе, всемогущий на небе и на земле, (ради) имени Твоего святого со смущением прошу (себе) такого утешения; во всякое время, в каком бы месте ни вспоминали имя мое, освяти Ты место сие и прославь прославляющих Тебя через имя мое, прими всякое их приношение, всякую просьбу и всякую молитву» .
Потом, обратившись к Петру, Господь сказал: пришло время начать песнопения. Когда Петр начал песнопения, все силы небесные подпевали: «Аллилуйя». И тогда лицо Матери Господа просияло ярче света; восстав, она благословила своею рукою каждого из апостолов; и все воздали славу Богу. А Господь, распростерши Свои пречистые Руки, принял святую и непорочную душу. Все двенадцать апостолов подняли святое и честное тело Богородицы с псалмопением и понесли из дома на горе Сион, в Иерусалиме, в Гефсиманию через долину Иосафатову .
Во время шествия, один из иудейских священников по имени Иефоний, настолько был настолько разозлен происходящим, что решил прорваться сквозь строй апостолов и опрокинуть погребальные носилки с Богородицей. Но едва он коснулся их, как в воздухе возник невидимый луч, который обрубил ему руки по локоть. Зрелище было страшным. Его обрубленные руки продолжали висеть на носилках, а сам он истекал кровью. И тут в нем проснулась вера. Он взмолился: «Пресвятая Дева, родившая Христа Спасителя, помилуй и прости меня». Апостол Петр, помолившись Богу, приложил его руки обратно, и они срослись. Иефоний плакал и радовался одновременно. Ему доверили нести райскую ветвь впереди процессии .
Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены её родители Иоаким и Анна, а также обручённый супруг, Иосиф Обручник. На третий день после погребения Богородицы, перестали быть слышны голоса ангелов; так все узнали, что пречистое и честное тело ее переместилось в рай.
Синаксарь дополняет этот рассказ, сообщая, что одежды Марии, которые были найдены в пустом гробе, были перенесены впоследствии во Влахернский храм.
Теперь поговорим о фактах и датах. Учитывая, что в Сказании об успении Богородицы упоминается император Тиберий («Иудеи же продолжали кричать и заклинали его (игемона) здоровьем кесаря Тиберия»), следует понимать, что ее кончина могла произойти не позднее 37 года. То есть к моменту кончины возраст Богородицы составлял чуть более пятидесяти лет. Преподобный Андрей Критский (VII-VIII вв.) и святой Симеон Метафраст (X в.) говорят только, что Богоматерь преставилась «в довольной старости» и называют её по-гречески «;;;;;;;;;;», то есть «старица».
В церковном календаре праздник Успения появляется достаточно поздно. Не ранее VI века. Согласно церковному историку Никифору Каллисту Ксанфопулу, этот праздник вводит в богослужебный круг византийский император Маврикий после блестящей победы над язычниками-персами в 692 году, и назначает ему дату празднования на 15 августа . Но вот что удивительно, в нескольких более древних памятниках, к примеру, в древнеримском мартирологе датой кончины Богородицы указана дата 18 января . Тогда становится понятным смысл Сказания об Успении. Ведь как мы с вами помним, Дева Мария перед смертью посещала Вифлеем, а это место рождения Спасителя.
Смысл праздника Успения, прежде всего, заключается в прославлении Богоматери, которая не просто получает еще один праздник в богослужебном круге, но практически повторяет онтологический путь Своего Сына, проходя через: 1) успение, 2) воскресение и 3) вознесение. Но и здесь стоит сделать небольшую оговорку. Святые отцы, говоря о воскрешении Девы Марии используют слово «;;;;;;;;;;», которое в переводе с древнегреческого языка означает «переселение, перемещение», в отличие от слова «;;;;;;;;;», которое используется только по отношению ко Христу и переводится как «воскрешение, подъем» .