Учитель создает нацию. Без культуры нет нации

Айза Барзанукаева
 
Эти два высказывания, бесспорно, обессмертили
имя Ахмата-Хаджи Кадырова
Девяностые лихие…
С этим ставшим для нас привычным словосочетанием связана новейшая история нашего народа, на плечи которого на стыке двух тысячелетий свалились жестокие испытания, прикрытые смягчающими формулировками типа «наведение конституционного порядка» и «контртеррористическая операция».  Развал некогда могущественной державы сказался на всех народах, населявших одну шестую часть земли. Но на нашу землю он пришел в страшном обличье. И когда под бомбами стонала Отчизна -  Нана-Даймохк, нам не до духовной пищи было. Все знают: когда гремят пушки, музы молчат.  Потому и «нулевые» были по-военному непредсказуемыми, но даже в военно-полевых условиях продолжалась ЖИЗНЬ.  Кто-то рождался, кто-то умирал, и не всегда своей смертью, чаще - гибли.
И хотя все еще возникали локальные очаги военных действий, но с самого начала 2000 года стали формироваться министерства, ведомства и другие структуры – словом, жизнь понемногу начала становиться на мирные рельсы.
При виде израненного, изрытого бомбами и снарядами Грозного сердце сжималось от боли и казалось невероятным, что когда-нибудь здесь возродится жизнь. Но это случилось! И первым министерством, начавшим свою работу в Грозном, было министерство образования и науки, которое по решению Главы Временной администрации ЧР А.-Х.Кадырова возглавил известный в сфере образования республики Лема Мухадинович Дадаев. Министерство располагалось по тогдашнему проспекту Победы, на первом этаже пятиэтажного жилого дома. Ни окон, ни дверей – только пустые глазницы-проемы и испещренные осколками стены. Под ногами - битый кирпич и камни. Никакой речи ни о столах, ни о стульях. Все поражались, удивлялись безрассудному желанию министра Лемы Дадаева и смелому решению Ахмата-Хаджи Кадырова рискнуть разрешить работать на буквально прифронтовой полосе, - а оно так и было, потому что последующие события стали тому доказательством. Министерство несколько раз подвергалось обстрелу, были и раненые, но, к счастью, обошлось без смерти. 
По состоянию на 25 января 2000 года в республике насчитывалось 450 школ, из которых вообще не работали 267. А из оставшихся 183 школ полному восстановлению и строительству с нуля подлежали 104 школы. К концу весны 2000 года понемногу, поэтапно в школах начали налаживаться учебные занятия, которые во многих населенных пунктах южной части республики проходили под грохот канонады, а то и под шквальным огнем САУ, вслепую, наугад посылающей смерть мирным жителям…
 А в Грозном в приспособленных помещениях действовала всего 21 школа. Вот такая печальная статистика. Автор этих строк в то время на протяжении девяти лет работала в министерстве образования и науки главным специалистом отдела общего среднего образования и поэтому знает, как и что было.
Л.М.Дадаев все время подчеркивал судьбоносную роль Ахмата-Хаджи Кадырова для республики и ее народа - в общем и для системы образования -  в частности. Историческое решение Главы Временной администрации А.-Х. Кадырова о функционировании министерства образования и науки ЧР в столице республики определило вектор деятельности системы образования республики в дальнейшем. Мы, работники минобразования, гордились тем, что одним из первых документов, подписанных А.-Х. Кадыровым, был указ о воссоздании нашего ведомства, и именно в Грозном.
«Дети должны учиться, а взрослые иметь спокойную работу. Ребята мечтают о школе, учителя готовы с ними заниматься. И нужно найти средства, чтобы дать людям   возможность учиться» - эти слова А.-Х. Кадырова, сказанные им в 2001 году в средней школе №41 (впоследствии ставшей гимназией №1 им. А.-Х. Кадырова) в Грозном, были для всех нас залогом востребованности учительской профессии и гарантией возможности мирной жизни. «Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости» - это утверждение германского государственного деятеля Бисмарка должно стать для нас в сегодняшних реалиях руководством к действию»,- заявил тогда в своем выступлении Ахмат-Хаджи Кадыров.
      Когда смолкли бурные аплодисменты, Ахмат-Хаджи сделал сенсационное заявление, которое присутствующими было встречено восторженными продолжительными аплодисментами, перешедшими в овации. Даже сегодня, по истечении девятнадцати лет, вспоминаю об этом волнительном событии с нескрываемой гордостью и чуть ли не со слезами радости: А.-Х. Кадыров объявил, что вопрос о переносе столицы решен: столицей будет Грозный, который будет восстановлен на своем историческом месте! Какое счастье испытали мы!  А какое счастье излучали глаза самого Ахмата-Хаджи Кадырова! Это был час единения народа со своим лидером, в которого верили и которому поверили окончательно и бесповоротно….
Вот такое же чувство сопричастности к своей родине и гордость за Нохчийчоь, думаю, испытали мы все, когда в конце марта - начале апреля 1995 года услышали знакомые позывные чеченского радио, которое заработало в Надтеречном районе, где находилось наше правительство. И такое же чувство общности, единства и веры в то, что восторжествует справедливость, чувствовали, наверное, и наши старики в ссылке, когда слышали вживую мелодии Умара Димаева. 
 
…В августе 2003 года на свой главный педсовет учителя республики собрались в актовом зале средней школы №60 г.Грозного. И пусть было еще очень  много примет военного времени, но ощущение, что к «прошлому возврата больше нет», давало атмосферу настоящего праздника. Тем более что на учительском форуме в президиуме сидели почетные гости: сам Ахмат-Хаджи Кадыров, председатель Государственного Совета ЧР Хусейн Исаев (Дала къобалдойла церан г1азот), министр образования и науки ЧР Лема Дадаев, министр труда и соцразвития ЧР Магомед Вахаев, гости из Москвы - представители министерства образования РФ. Мы обратили внимание на одну примечательную деталь: все в президиуме были в светлых костюмах, что усиливало общую картину праздника, радости и веселья. На обращенной к залу стороне скатерти, которой был накрыт стол президиума, были видны ставшие крылатыми слова Ахмата-Хаджи «Учитель создает нацию!».
 К этому времени жизнь в республике уже понемногу налаживалась. Привычным для учителей делом стало своевременно получать зарплату. И однажды сказанные А-Х.Кадыровым те самые вдохновившие учителей слова «Учитель создает нацию» обрели реальный смысл и облик.  На протяжении всего послевоенного периода образование в Чеченской Республике оставалось одной из наиболее приоритетных сфер. Благодаря Ахмату-Хаджи Кадырову система образования была полностью восстановлена, были заложены основы для его дальнейшего интенсивного развития.
В духовном формировании как отдельной личности, так и нации в целом, наряду с образованием ведущая роль принадлежит и культуре. Это очень хорошо понимал и ясно осознавал Ахмат-Хаджи Кадыров, который в самом начале своей политической деятельности заявил: «Без культуры нет нации» и сделал все для реализации этого тезиса. Каким же всесторонне одаренным, мудрым и дальновидным политиком нужно было быть, чтобы в то труднейшее для всех время хаоса и разрухи обозначить приоритетные направления для духовного возрождения чеченского общества!
Кем-то из великих людей сказано: «Культура – это семена трав и цветов, которые произрастут и покроют страшные руины своим цветением. Культура возвращает людям надежду, а их травмированным душам дарит шанс уйти от своих кошмаров, обид и мести».
Воистину, Ахмату-Хаджи Кадырову удалось подарить своему народу этот шанс!
 … «Ум и дела твои бессмертны в памяти народной…» сказано о классике русской литературы А.С.Грибоедове. Эти слова по праву можно отнести и в адрес первого Президента Чеченской Республики Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.
Учитель создает нацию, а без культуры нет нации. Своим отношением к этим основополагающим понятиям А.-Х. Кадыров обессмертил свое имя!
                (статья написана в 2020 году)