Парадокс всемогущества

Гаджи Алхасов
В ответ на развенчание мифа об Исусе, как сына Бога, последователи христианской доктрины требовали у известного мусульманского богослова Ахмада Дидата дать им ответ, почему, если Он всемогущ, Бог не может иметь сына? На это Дидат отвечал, что даже Бог не в силах делать некоторые вещи, например, создать еще одного не созданного Бога или выкинуть меня или тебя из созданного Им мира. Необходимо сказать, что эта точка зрения высказана и в самом христианстве. Августин Блаженный отмечал, что Бог не может сделать ничего, что сделает Его не-Богом.

Обсуждаемая ситуация известна еще и как «парадокс всемогущества», который обычно формулируют в виде вопроса: «Может ли Бог создать камень, который он сам не сможет поднять?» По-другому, может ли существо, которое в состоянии выполнить любое действие, сделать что-либо, что ограничило бы его способность выполнять их? Парадоксальность заключается в том, что если ему это удастся, значит, его всемогущество утратило силу, а если нет, то он и не был всемогущ. Другие версии этого явления звучат следующим образом: может ли Бог отрицать Себя или может ли всемогущее существо создать сферический куб или треугольник с внутренними углами, которые не составляли бы в целом 180 градусов? Наше мнение: да может, но для этого ему потребуется изменить параметры этого мира, в котором возможны подобные вопросы, но невозможны ответны на них.

Некоторые философы рассматривали этот парадокс как достаточное основание, чтобы отвергнуть возможность существования любого абсолютно всемогущего существа, в том числе и Бога. Другие утверждали, что парадокс является результатом неправильного понимания всемогущества. Были и те, кто, утверждали, что Бог является абсолютно всемогущим, несмотря на очевидную проблему.  Кроме того, некоторые философы рассматривали предположение, что деление существ на всемогущие и не всемогущие является ложной дилеммой, и отрицали возможность существования переменного могущества. Некоторые современные подходы к проблеме привели к семантическим спорам, может ли язык, а значит и философия обоснованно обратиться к понятию всемогущества непосредственно.

Парадокс всемогущества следует различить от парадокса непреодолимой силы: что произойдет, если человек, имеющий непреодолимую силу встретит камень, который невозможно сдвинуть? Один из ответов на этот парадокс состоит в том, что если существует непреодолимая сила, тогда по определению не существует объекта, который не может быть сдвинут; и наоборот, если существует объект, который невозможно сдвинуть, то никакая сила не может быть признана непреодолимой. Но такие рассуждения не подходят к случаю всемогущества, поскольку парадокс состоит в том, чтобы потребовать у Всемогущего сделать всемогущество невозможным.

Парадокс пытаются решить на различных уровнях понимания вопроса. Но, как правило, такие решения направлены преимущественно на то, чтобы всеми силами Божественное существо ограничить законами логики, так как принципы определённых направлений науки (геометрии, арифметики, самой логики) взяты только от формальных принципов вещей, от которых зависит  сущность вещи, исходя из чего сторонники метода полагают, что, разумно считать, что Бог не  может сделать  что-то вопреки этим принципам. Например, сделать так, чтобы род не состоял бы из видов, или чтобы линии, проведённые из центра окружности были бы не равны, или что треугольник не имел бы трёх углов, равных двум прямым и т.п. Некоторые философы утверждают, что парадокс может быть решен, если определение всемогущества включает взгляд Декарта, что всемогущее существо не может сделать логически невозможное. По этому сценарию всемогущее существо могло бы создать камень, который оно не может поднять, но также могло это делать в любом случае. По-видимому, такое существо могло бы также сделать сумму 2 + 2 = 5 математически возможной или создать квадратный треугольник. Попытка решить парадокс в таком формате обнаруживает проблематику в том, что само определение лишено логической непротиворечивости. Наряду с этими есть еще и другие, вызывающие интерес, моменты.

В отличие от других философских и религиозных концепций в доктрине ислама эта проблема решается совершенно по-другому. Точнее парадокс всемогущества в исламе в принципе не может и не должен возникнут в силу того, что концепция мироустройства в нем строится на понимании предопределенности как самого мира, так и всего того, что в нем происходит. А в предопределенном, другими словами, сформированном уже мире, или в мире с уже заданными параметрами невозможно ничего из того, что не предусмотрено в его концептуальной программе. Отход от этого принципа означало бы отход и от самого принципа предопределения, то есть, от его базовой программы. Поэтому вопросы типа «Может ли Бог создать камень, который Он сам не сможет поднять?» в силу своей абсолютной неактуальности в исламе не только не имеют какого-либо значения, но и лишены всякого смысла. Это то же самое, что спросить, сможет ли автомобиль марки «Лада» вычислить расстояние до параллельной вселенной за пять секунд или же, может ли камень родить живого слоненка весом 8 килограммов? Конечно, нет, так как, такие опции для данных объектов не предусмотрены природой. Другими словами, все зависит от тех параметров, которыми обладает наш мир. А все остальное – это уже софистика и спекуляции.