Бернанос с цитатами и комментариями

Рок-Живописец
Изо: у кого-то сломался велик, а мальчик рад


Бернанос

 'Новая история Мушетты":
Можно и здесь найти достоинства, можно и это читать, но чего-то явно не хватает... Сделал себе несложный певучий стиль (я такой уже встречал - глаголы, например, ставятся в конце) и им гипнотизирует...

"Под солнцем Сатаны" - ускользает от меня, о чем он. Хотя он и безжалостен в своих критиках...

"Все кругом только и твердят, что главное - "не вникать". Господи! Но мы ведь созданы для этого." - это бабы твердят и их подкаблучники. Они ни хера не созданы для этого!

""Хранить молчание", - какое странное выражение! Ведь это молчание хранит нас." - мы бы все стали немыми, если бы молчание действительно было золотом и ничем, кроме золота...

"Не доводы рассудка порождают истинную печаль - печаль души, - и не им её побороть, если уж она вошла в нас" - да уж, чувак явно не мыслитель... Разум, как и материя, знаете ли, очень даже влияют на наше настроение. Хотя печаль души, ад души, конечно, никому не побороть до конца - ведь истинно беспечальные живыми улетают на небо, а пока ещё почти никто не улетел...

"Рыба не может жить вне воды, но христианин отлично может жить вне закона." - и вне государства, и вне церкви... Надо улучшать, усовершенствовать людей, а не усиливать колпаки, которые сдерживают людей несовершенных...

""Вы склонны к дружбе, - заметил мне как-то мой старый наставник, каноник Дюрье. - Берегитесь, как бы эта склонность не обернулась страстью. Из всех страстей это единственная, от которой невозможно оправиться никогда"" - Это же разговоры сволочей?! Склонность к дружелюбию - это всего лишь склонность к человечности... (Но обычно говорят про излишнюю доверчивость - и в совсем другом тоне)

"Как плохо мы разбираемся в подлинной сути человеческой жизни! Нашей собственно. Судить нас по тому, что мы именуем своими поступками, быть может, столь же тщетно, как судить о нас по нашим снам." - и поступки, и сны, тем не менее, очень значимы... (Наверное, у него сны расходились с поступками! Это вечная история. По-моему, у взрослых вообще почти не бывает хороших снов - при всей "нормальности" поступков...)

"В сущности, мы так и не вышли из состояния детства, мы только и делали, что выдумывали - выдумывали свои горести, свои радости, выдумывали Жизнь, вместо того чтобы жить. Так что теперь, прежде чем осмелиться сделать шаг за пределы нашего мирка, мы вынуждены начинать все сначала. Это трудная работа, и ее не сделаешь, не поступившись самолюбием, но одиночество еще труднее, тебе предстоит это понять" - напоминает мои самокритики. Но он всего лишь хочет выйти из  "мирка" своей души - это, знаете ли, типичный отказ от себя. Делай свой мирок миром - и не выдумывай мир где-то там - там мирок, причем мертвый и лживый...

"Да, мне иногда кажется, что вовсе не верить в Бога — и то не так грустно, как верить в Бога-механика, физика и геометра." - гуманитарий! А механику отвратно верить в бога-писателя?!
Технари обычно и атеисты, они всегда упраздняют душу, ненавидят эту часть Троицы... (В наказание бог их обычно делает подкаблучниками и обладателями самых ничтожных и нелепых вкусов)

'Кто под видом милосердия закрывает глаза на грехи ближнего, тот зачастую всего лишь разбивает зеркало, чтобы не видеть в нем самого себя. По немощи нашей натуры мы распознаем собственные пороки сначала в других." - понятно, но "не суди и не судим будешь" (христианин хренов) С грехами заведомо полный "порядок" у всех...

"Когда выходишь из детства, нужно очень долго страдать, прежде чем в него вернешься, так на исходе ночи встречаешь новую зарю." -  к старости понимаешь наконец, что взрослость - это ночь и суета сует, а также слабеешь как ребенок... (При этом заря не гарантирована)

"Даже если ты вознёсся мыслями к богу, но как раз в этот момент больной попросил чашку бульона, спустись с седьмого неба и подай ему необходимое (Иоганн Рюйсбрук)" - вознёсся на седьмое небо к бульону... Полно больных, не желающих, чтобы кто-то возносился на седьмое небо и они найдут тысячу способов тебе помешать... Бульонов много, а седьмого неба так мало - "нищих и больных всегда имеете, а седьмое небо - не всегда"

Ещё у него есть впечатляющий рассказ о храмовой прислужнице-чистюле - а наш священник Жорж свинья, и он обрадовался когда она наконец сдохла, надорвалась на чистке после прихода целых толп таких же свиней... И вывод делает Жорж: мы, мол, грязненькими в этой жизни богу служить должны, неправа старуха..." - каково? Хочет богу не добрыми делами служить, а маханием кадилом в непотребном виде... В православии популярны точно такие же настроения...

"К чему восставать против собственной судьбы? Вполне достаточно просто ее презирать. Потому что ей осталась только одна роль - роль ребенка, случайно затесавшегося в смертельную схватку двух озверевших мужчин." - к чему восставать против судьбы, когда ради тебя, молоденькой - как ребёночек! - сражаются двое похотливых мужиков... (Нельзя презирать и ненавидеть себя, надо любить - иначе  поражения продолжатся, и даже по нарастающей)

"Я никогда не пугался глупости, все, что мы пишем искренне - глупо, любое подлинное страдание в своей основе - глупо, иначе людская боль лишилась бы своей тяжести и улетела бы к звездам" - искренности и страдания - это о чувствах, а чувства просто из другой оперы, глупо называть их глупыми, корить их за то, что они не мысли...

"Я знаю, конечно, что самая жажда молитвы - уже молитва, и Бог большего не требует" - бог требует силы, ума и доброты, жаждай только  этого и молись только об этом

"- Ты слишком суетишься - как шмель в бутылке. Но ты, мне кажется, владеешь даром молитвы." - сдается мне, что речь идёт о красноречии и эмоциональности...

"- Но все же пути наши - не пути мирские! Истину нельзя предлагать людям, как страховой полис или слабительное. Жизнь есть Жизнь. Истина господня это - Жизнь. Мы вроде бы несем ее людям, но на самом деле это она несет нас, мой мальчик." - католики просто прижились, встроились в систему. Люди грешат, а потом чувствуют раскаяние - вот тут мы и нужны, спрос рождает предложение...
И какой он хаотический - легко скрываться в хаосе, за громкими, эмоциональными речами... Можно трактовать самого себя в любую сторону и за дымовой завесой отделывать всякие делишки. Это всё типично для любых религий, но католики - признанные асы...

"Нужно немалое мужество, чтобы всякий раз выверять инструмент, подгоняя к его собственному замку. Как правило, предпочитают схватить что попало, нажать чуть посильнее и, если язычок замка дрогнул, на этом успокаиваются." - опять пишет странно и хаотично, какие-то замки инструментов, их хватают как попало и так далее - он сам пишет как попало. Видимо, считает, что "язычок дрогнул "!

"-- Козлы или овцы, это дела не меняет, Господь желает, чтобы мы вернули ему каждое животное в хорошем состоянии." - типа, козлами и овцами так и оставайтесь!  Не преображают животных в людей,  людей в богов, а стараются  сделать исправных работников, не преступников - хороших винтиков системы (Иисус не был исправным работником и был преступником)

Хотя он отлично критиковал государства, весь их жуткий тоталитаризм, прикрытый только мишурой - если только  тут не замешана и ревность конкурента, церковника...

"- Все приходит в свое время. "К чему, ну скажи сама, пытаться остановить коня, когда он брыкается, норовит укусить? Вот когда он устанет, уходится, вот тогда-то и пришло время сказать ему ласковое словечко, надеть на него узду." - опытный укротитель! С людьми надо действительно как со скотиной обращаться? Ласковые словечки церковников действительно всегда уздой сопровождаются...

"Все, что в душе многих поколений бедняков накопилось бунтарского, животного, нерассуждающего, подступает, в буквальном смысле слова подступает к ее губам." -  были не только дикие русские, но и дикие французы! Десять поколений уголовников и алкашей... - а в перерывах мужики из таких семей, допустим, пашут на стройках, бетон месят, а не слова... Слова у баб, нередко разъяренных... О чем, кроме узды, может думать культурный католический священник, когда имеет дело с подобными людьми...

"Благодать в том, чтобы себя забыть." - забыться в работе? Сдается мне, что так ты только консервируешь себя, запираешь себя на замок, как дом... Хотя, пока я верю, что моя работа шикарная (как эти коменты к писателям и мыслителям!), я всё-таки делаю это, отдаю кусочек времени, которое мог бы посвятить себе...
Надо любить либо себя, либо ближних - т.е. забывать себя только в те моменты, когда любишь ближних...

"Ведь справедливость в руках сильных мира сего только орудие власти, ничем не лучше любого другого" - все библейские заповеди под крылом государства, т.е. мерзкой бюрократии и жуткой полиции...

«Я никогда не был юным, потому что никому не захотелось быть юным вместе со мной." - а я всё-таки был и, видимо, потому мне не удалось сделать карьеру... Да, преуспевают в делах только те, кто с детства в делах (я в своих делах преуспел, сказалось, что с детства меня запрягали) и в карьере - только те, кто с детства в карьере... (Большинство особо не преуспевает ни в чём и является наёмными работниками средней руки, исполнителями, по возможности, имитаторами работы...)


"Эти всемирные войны, на первый взгляд свидетельствующие о необыкновенной активности человека, меж тем как на деле они изобличают, напротив, его растущую апатию...
Кончится все это тем, что на бойню будут регулярно отправлять огромные покорные стада." - кто-то отправляет, а кто-то нет; многие страны боятся даже единичных потерь своих граждан... И крайне редко встречается тотальная апатия - обычно равнодушие к одному сочетается с непомерным увлечением чем-то другим...

"Столкнуться с грязью в других было бы ничтожным испытанием, если бы оно не открывало нам порочности в нас самих. Мерзкий голос, услышанный впервые, и первым же звуком пробуждающий в нас долгий ответный шепот..." - ну, так сними же рясу! Стань паствой, ищи себе священника...
В нем дремала мерзкая свинья и ему хотелось увидеть порнушку...

"- Увы! Во всех домах, даже христианских, водится незримое зверье, бесы. И самый свирепый из них поселился в вашем сердце, давно уже, только вы об этом не ведали." - ну и всё, меняй метод! Ты играл и ты проиграл - ищи чего-то более настоящего и сильного...
Да, религии - это не только обман паствы, но и обман себя самого священника; т.е. это благонамеренный обман, ведущий в ад...

"Ну а что, если безумье и похоть нечто единое?" - ну конечно, я был обезумевшим и потому и трахнул.

"- Если бы ты действительно искал Господа нашего, ты его нашел бы.
- Я ищу Бога там, где больше шансов его найти, - среди бедных" -  бедные - грешники, а богатые - сатанисты. Праведники - исключение; их существование, собственно, вообще не доказано, потому что даже  самых лучших мы знаем только с внешней стороны (и мы склонны творить себе кумиров, преувеличивать свои восторги и надежды)

«Мы на войне, что делать? "Врагу нужно смотреть в лицо - встретить его лицом к лицу и "устоять", как он говорил, помнишь? Таков был его девиз." - набычился, хотя поджилки и трясутся... "Ну, чего стоишь, как столб, не помогаешь?"
Старался устоять в своей религиозной вере, хотя и чувствовал, что на практике демагогия и лозунги мало помогают...

"- Он сотни раз говорил мне (...), что социальная несправедливость неизлечима - с нею нельзя покончить, не уничтожив самого общества. Он сравнивал иллюзии реформаторов с иллюзиями последователей Пастера, которые мечтали обеззаразить мир." - да, попробуй, обеззаразь, когда на свете есть долбоебовирус...
Социальная и любая другая несправедливость - это унылое следствие несовершенства человека. Глупцы налегают на политику, но это ведь следствие! Бессмысленно менять "власти", самую верхушку, если гнило всё здание, каждый его кирпичик...

" -Истина не может быть умеренной!" - тоже мне, бунтарь нашелся.... Не хотелось ему, чтобы католики играли умеренную роль...
(И в умеренности есть-таки своя истина. Знание мер вообще-то делает человека специалистом...)

"Умение держать себя в руках, которое я выработал, чтобы не распускать свои нервы, оказывается, гораздо сильнее, чем я предполагал." - ничего, в следующий раз окажется гораздо слабее...
"Нервы" - это болезненные чувства; болезни  трудно "держать в руках", чувства - тем более.

"Ведь ничего нет легче, как просто не исповедоваться! Нет, тут дело хуже! Происходит медленная кристаллизация ничтожных обманов, уловок, недоговоренностей. Этот панцирь облекает совесть, сохраняя до известной степени ее форму, только и всего." - блин, у меня за один только день накапливается целое море из "ничтожных обманов"! Трижды в день бегать на исповедь, чтобы сообщать о всех своих недоговоренностях?! 
Никакой "исповеди" не справиться с "недоговоренностями" полностью, мы сами не знаем, что не договариваем и не можем выразить...

"(На исповеди) их лукавая искренность похожа на матовое стекло - оно пропускает свет настолько рассеянный, что глаз ничего толком не различает.
К чему же сводится тогда покаяние? Оно еле затрагивает поверхность совести. Не смею сказать, что внутри она разлагается, скорее - каменеет." - и сам всё прекрасно чувствует, но работать где-то надо.
Как можно формализовывать такие вещи как покаяние, исповедь или та же молитва?! Любая формализация - убийство души... Хотя бабам всё нипочём, они готовы хоть соседке, хоть попу изливаться, но вот мужик, конечно, будет только  играть и каменеть, т. е. лавировать, притворяться и закрыватся...

"-- Народ бедняков подобен еврейскому народу, страннику среди других племен, алчущему исполнения своих плотских упований, это - народ разочарованный, разочарованный до мозга костей." - да, кто бедный, тот и нематериально избранный, просто мало бедняков пишет библии, большинство на пути к грамотности вообще жутко калечатся, такие расставлены ловушки...

"Я восхищаюсь революционерами, они идут на все, чтобы взорвать динамитом крепостные стены, а ведь, будь они людьми благонамеренными, у них в руках была бы связка ключей, которая позволила бы им спокойно войти через ворота, никого даже не разбудив." - ну, стал бы ты благонамеренным тюремщиком... Хотя где-то он и прав - миром, добром большего можно достичь, чем злобой и ненавистью

"Я знаю, что мой приход действительно существует, что мы связаны навечно, ибо он живая частица нетленной церкви, а не какая-нибудь административная фикция." - ишь, как прикипел к рабочему месту... (Да и крестьяне к нему прикипели... У меня нет попа и церкви, и чем заменить? Пытаюсь найти замену в виде книг, фильмов и музык! Не лучшая замена, как показывает  опыт, хотя соответствующие иллюзии были...)

"-- "Традиции!" - ворчат старики. "Эволюция!" - поют молодые.
А я считаю, что человек всегда остается человеком, он и сейчас не многим большего стоит, чем в языческие времена" - тут он знает, что говорит - насмотрелся крестьян, да и в городах немало крутился, раз известный писатель...  И люди действительно язычники, прикрытые попоной религии или культуры (на выбор). Эти попоны украшают, но не меняют и не спасают. Красота покрывал не может спасти, не надейтесь, и не придумывайте, что это вам обещал сам Достоевский...

"-- Что ты хочешь, мой милый, у меня свои соображения насчет арфы юного Давида. Он был талантливый мальчик, спору нет, но вся эта музыка не уберегла его от греха" - смешно...
Он всегда как-то странно и туманно пишет, однако при этом дерзкие совершает выпады. Засада у него в буреломе и он там смельчак... (Но бурелом, конечно, намертво стреножит его)

"Мне и самому доводилось бывать в монастырях. Я видел, как монахи, распростершись ниц, смиренно выслушивали, не пытаясь даже возражать, несправедливые поучения какого-нибудь настоятеля, который старался сломить их гордыню." - тоже смешно; гордый ломает гордыню смиренных. Религия - это ложь, а ложь не может не приводить к подобным парадоксам, причем на каждом шагу.

"Приход не монастырь, тут одной добродетели мало! Тем более что они ее даже не замечают, да, впрочем, им и не понять, что это такое." - опять смешно: разбойников и тупиц удерживал в рамках "христианства"! (Разбойникам нужно прощение, а тупицам - обряды)

"И она, деревня, казалось, также ждала - без большой надежды, - что после стольких ночей, проведенных в грязи, придет хозяин и поведет ее к какому-то несбыточному, непостижимому приюту." - и хозяин пришел - цивилизация. Поманил "бусами" - и они бросили свои деревни...
Этот автор интересен как яркий представитель католической психологии... - которая почти ничем не отличается от православной (а бабы во всех религиях и вовсе абсолютно одинаковы! Как и вода не отличается в разных местностях...)

"У меня приход как приход, ничего особенного. Все приходы на одно лицо. (...).
Добро и зло здесь в равновесии, но только центр их тяжести лежит низко, очень низко. Или, если предпочитаете, добро и зло наслаиваются одно на другое, не перемешиваясь, как жидкости разной плотности." - "низкий центр"  - это сама работа на земле. И жидкости если и не перемешиваются, то спутываются по полной программе. Это как пшеница и сорняк из притчи Иисуса...


"-- Всякая прекрасная жизнь есть слово в защиту твою, Господи, но слово святых выжжено каленым железом." - мученики - совершенно необходимая спица в колесе. Хотя кто мучил мучеников? - те, в колесах которых тоже есть мученики! Чтобы мучить других, надо иметь своих замученных!!
Да, многих мучают, но "святыми" становятся не все... Хотя я просто не знаю, что такой "святость" - "никто не свят, только один бог" . (Хотя в евангелиях говорится не о святости, а о благости, но святость-то ещё больше!)
...Призывов к святости, тем не менее, в евангелиях хватает. Например, Петр ляпнул: "но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках" - по сути, это призыв быть как бог и  как Иисус! (Сам вряд ли смог; и Павел не смог, хотя хотел... Потом стали надрываться разные монахи и сподвижники - до изуверств доходили, а вот до святости - не знаю; вряд ли, раз больше никто на небо не улетел...)

"В самом деле, разве может человек закоснеть в грехе, коли есть исповедь?" - в одних грешках будет исповедоваться, чтобы в других коснеть... До конца исповедовать себя может опять-таки только святой и до дна ясный человек. Грешишь в жизни? - согрешишь и на исповеди. Покаешься? - но грязь потом опять своё возьмёт...

"-- Ум человечий без конца меняет рисунок и изгиб своих крыльев – они рассекают воздух под самыми разными углами, от положительных до отрицательных, но не могут оторвать его от земли." - ум, как и тело, даны человеку для контакта с землёй, а не отрыва от неё! Для отрыва дана душа... - и она бы улетела, испарилась, но тело с умом держат на этой земной работе... Беда не в земле, беда в грехах и ошибках - и справиться с ними может только совокупно вся Троица, не один только ум...

"-- Ничего не поделаешь, аббат: смерть страшна, когда живешь в свое удовольствие. Лучше уж набраться смелости и посмотреть ей прямо в лицо, чем развлекаться чтением философских сочинений." - искоса смотрим, не можем прямо посмотреть, а то бы заметили ее и в философии, и в религии... (Смерть - это момент и точка, с одной стороны и разлитые космические океаны, с другой. На земле нет жизни без смерти - везде жизнь и везде смерть...)

Ну вот, и с французским попом пообщался (много, кстати, пришлось переделывать по сравнению с первой редакцией - ввел меня в грех своими буреломами и неожиданными атаками!)