Дела давно минувших дней Глава 20 Месть Святополка

Ефим Шейнис
Глава 20
Месть князя Святополка

И Малин и имение Мстиславе понравились.
– Здесь так тихо и так легко дышится!
Лада поводила ее и Малушу по комнатам.
– В этой комнате я родилась, – показала Малуша, – тут и ты сможешь рожать. Здесь тепло в любые морозы. А это комната для няни. Лада, ты ведь была тогда моей няней, помнишь? Теперь ты будешь растить моих правнуков! Сколько их будет, а Мстислава?
– Сейчас еще рано строить планы, – уклонилась от ответа Мстислава, – Светозар, а где ты будешь работать?
– Я буду работать в дедушкиной келье. Вот здесь в сундуке его рукописи с моими заметками, а ключ от сундука, вот он, – Светозар расстегнул рубашку, и Мстислава потрогала теплый ключ. – Мстислава, я рад, что тебе здесь понравилось. У меня есть план, чтобы к октябрю, когда будет наша свадьбы, здесь все было готово.
Увы, этому плану не суждено было сбыться.
Неожиданно скончался князь Владимир, Святополк со своей дружиной занял Киев, захватил княжескую казну и без всяких прав объявил себя великим Киевским князем. Малуша, вспомнив угрозу Святополка Светозару: «Ты проклянешь день, когда родился», посоветовала ему перебраться в Малин.
До Малина доходили слухи, что под ударом Ярослава, Святополк бежал из Киева в Польшу, где обратился за поддержкой к польскому князю Болеславу, и с войском польским снова вернулся в Киев.
Осенью Лада начала готовить дом к зиме. Когда снежные метели заметут все дороги, нужно будет рассчитывать только на себя. Мужики готовили зимние помещения для скота, коптили мясо и рыбу, кололи дрова и давили масло для лампад; бабы шили теплую одежду, солили капусту и варили варенья.
Работа была в разгаре, когда появились нежданные гости. Когда они начали стучать в ворота, Лада выглянула в окно. Их было много, и они были хорошо вооружены. Она вошла в келью, где работал Светозар.
– Светозар, сынок, это незнакомые дружинники и с ними Святополк. Их много, нам не осилить, и пришли они за тобой. На заднем дворе тебя ждет оседланный конь, оставь свою работу и скачи прочь. А я их задержу.
Она вышла на крыльцо.
– Что за шум? Вы перепугаете всех моих кур. Что надо?
– Открывай ворота, старая плеха, не то дом подожжем.
– Боже упаси, сейчас открою.
Повозившись с замком и убедившись, что Светозар уехал, она открыла ворота, и всадники въехали во двор.
Святополк сразу узнал Ладу и нахмурился. Вот чего он уж никак не ожидал, так этой встречи. В детстве он звал ее бабушка Вада. Она присматривала за княжичами, сыновьями князя Владимира, среди которых был и он. У него тогда был дефект речи, он не выговаривал букву «Л». Вместо «ложка» он говорил «вожка». Сверстники издевались над ним и звали его «вошка». Он бежал к Ладе жаловаться. Она его защищала и угощала припасенным для него пряником. Что она тут делает?
– Где хозяин? – закричал один из дружинников,
– Хозяин в отъезде.
– Врешь старая! От нас не скроется, из-под земли достанем.
Они рассыпались по двору, часть заполнила дом.
– Святополк, – тихо сказала Лада, – ты ведь уже ушел из Киева.
– Я вернулся и снова князь Киевский. Лада, отдай нам этого писаку, и мы уйдем. Я должен вернуть ему должок.
– Его действительно нет. Святополк, ты когда-то, прощаясь со мной, сказал, что выполнишь любую мою просьбу. Раньше я тебя ни о чем не просила. А сейчас прошу. Не трогай Мстиславу. Ты ведь уже женат, а она обручена с Светозаром. 
Святополк нахмурился и обратился к дружинникам:
– Ну, что братцы, нашли хозяина?
–  Сбежал мордофиля. А сундук его нашли. Только не открыть его, ключа нет. Прижмем бабу, может она знает, где ключ?
¬– Бабу не трогать, – Святополк подошел и потрогал сундук, – ищите ключ.
Ключ нашли на полке с книгами, в спешке Светозар о нем забыл.
¬– Все, что в сундуке вынести во двор и запалить. А сундук заберем. Свезете его в Десятинную церковь, разыщете там Анастаса Корсунянина, ему сундук пригодится. Он знает для чего.
Вскоре большой костер осветил лица дружинников, едкий дым от горелого пергамента заполнил двор, а сундук погрузили на телегу.
– Святополк, что ты делаешь! Не пристало князю красть чужой сундук.
– Я не украл его, а купил. Вот! – с этими словами Святополк швырнул в костер сребреник. – И скажи сопляку, чтобы не попадался мне на глаза. А просьбу я твою выполню, и не поминай лихом.
Лада затворила ворота и подошла к костру, где догорали последние листы пергамента. Что она скажет Светозару?
Светозар вернулся нескоро.
Покинув дом, он присоединился к войску Ярослава. Усиленное варяжской дружиной, нанятой им за большие деньги, войско Ярослава выбило из Киева Святополка, который бежал то ли к Хазарам, то ли к Печенегам и по дороге умер.
И снова Светозар открывает знакомую калитку своего Малинского имения.
Наконец, наступят мирные дни, и он сможет жениться на Мстиславе и продолжать работу над рукописью «Повести временных лет».
Его ожидали плохие вести.
Мстиславы нет. Хотя Святополк сдержал данное Ладе слово, и ее не тронул, польский князь Болеслав, покидая Киев, увез с собой в Польшу дочерей Владимира и Мстиславу в их числе.
Сундука нет. Во дворе Лада показала Светозару остатки костра. Он постоял, опустив голову, над грудой золы, как над умершим близким человеком. Хорошо, что я тогда выполнил просьбу Антония и передал рукопись для переписывания монахам, подумал Светозар. Эти копии где-то лежат у Антония. По ним я восстановлю рукопись за остаток отпущенных мне лет.
Однако, съездив в Березово, Светозар узнал, что Антония в пещерах нет. Из-за смутного времени он покинул Березово и снова ушел в Афон. Где он спрятал копии рукописи – никто не знает.
– Ты потерял рукопись, а я потерял четырех братьев, – ответил Ярослав, когда Светозар поделился с ним своими бедами, – чья беда сильней? Я видел, как ты храбро сражался, сейчас Русь нуждается не в летописцах, а воеводах, пора отправить варягов домой. Ты возглавишь дружину и сможешь делать нечто более важное, чем писать историю Руси, ты сможешь ее творить. Я знаю, моя прабабка говорила, что не может летописец быть воеводой, она ошиблась. Наведем порядок на Руси, и сядешь опять за свои книги.