Папе посвящается

Авигайль Барс
Невольно в  день памяти о человеке приходят воспоминания, связанные с ним.
Жил близкий человек рядом, но как всегда, не хватало времени сесть рядом, послушать и записать его рассказы о нелёгкой жизни. И сейчас в памяти мелькают отрывочные кадры хроники из жизни моего отца.
Из его воспоминаний: рос озорной еврейский мальчишка, которого за неусидчивость выгнали из хейдера, рано умерла его мама. А потом была война, и бегство с отцом из Бобруйска под взрывами немецких бомб. В начале армейской службы какое-то время был в кавалерии – водил лошадей на водопой к реке и полюбил лошадей на всю жизнь. Дальше простой рядовой в боях под Сталинградом был ранен. Все осколки вынули кроме одного под сердцем – так с ним и прожил свою жизнь.

Папа всегда считал, что ему повезло: вернулся с войны с руками и ногами, только прихрамывал. Женился, и появились на свет дочь, а потом сын – его гордость и продолжатель фамилии. Освоил профессию фотографа, которую любил и считал очень важной: пройдут  годы, и люди будут брать эти снимки, рассматривать и вспоминать какие они были молодые и красивые. Даже когда вышел на пенсию, не расставался с фотоаппаратом – ходил в парк фотографировать людей и зимой в 20 градусов мороза.

 Это в наши дни каждый себе фотограф с пелефонами и дигитальными камерами, а в конце 80-х были только плёночные фотоаппараты и далеко не у всех. Отец ходил в парк не столько ради заработка, сколько для общения с людьми. Так устроено в жизни, что каждое новое поколение живёт своими интересами, им не интересно,  что было в прошлом у нас и наших предков.

У каждого из нас свой путь по жизни, путь радостей и огорчений, обид, болезней, увлечений. И каждый день, преодолевая все сложности пути, сомнений и тревог приходишь к страшному концу и в мир иной уходишь навсегда.

Звезда, пройдя свой путь, сгорает в небосводе.
Так человек, мелькнув средь миллионов, уходит навсегда.
Всё суета сует – сказал мудрейший царь.
Зачем пришёл, куда ушёл?
Успел ли выполнить Великий замысел?
А может быть, как тень безликая прошёл?
Но в этом мире нет ответа: ведь не отрыта смертным нам картина
    Вечности и Бытия.