Иван Фёдоров - секретный ас - 134 сбитых самолётов

Виктор Шушарин 2
Иван Федоров, 134 сбитых самолета врага - «Секретный Ас», или Барон Мюнгхаузен советских ВВС?
9 августа
13K прочитали
Все сведения, изложенные в этой публикации, взяты из книги Вячеслава Шалагинова «Боевой королевский разворот», изданной в 2009 году, я только лишь выбрал самые интересные и самые спорные, которые встречаются только в этой книге. Речь идет о «секретном асе» советских ВВС Иване Ефграфовиче Федорове, который за три года Великой Отечественной сбил целых 95 гитлеровских самолетов, превысив показатели Кожедуба и Покрышкина так круто, что совершенно неясно, почему эти победы так тщательно засекретили. Но я не стану подвергать сомнению все эти данные, которыми поделился с писателем сам ас, а просто предлагаю моему читателю с ними ознакомиться и самим решить, что из достижений Федорова может быть правдой, а что – откровенный вымысел.

Иван Евграфович Федоров, первый тост скорее всего будет за Победу
Слову «ас» приписывают происхождение от карточного «туз». Самая сильная карта – самый сильный летчик. Не случайно на фюзеляжах самолетов часто рисовались карты высокого достоинства. Военное искусство аса подтверждается количеством воздушных сражений, из которых он выходил победителем. В нашей стране количество сбитых самолетов врага автоматически переходило в звезды Героя. Имена Кожедуба и Покрышкина, трижды получавших это звание – общеизвестны. Но был в советской авиации человек, имевший в полтора раза больше побед и лишь одну звезду.

Огромное число побед.

Нужно признать, что в воздушных боях нам противостояли хорошо подготовленные профессионалы. Советским летчикам пришлось столкнуться с очень серьезным противником, прошедшим упорную, тщательную подготовку к ведению воздушного боя. У немцев за плечами к началу войны был опыт сражений в небе Испании, Польши, Франции, Англии. У русских – Испания, Хасан, Халхин-Гол, Финляндия.

Немцы ч таким вниманием относились к летному мастерству еще и потому, что отлично помнили, какие влияние на боевой дух оказывало в прошлую войну одно присутствие на том или ином участке фронта самого известного аса Первой мировой Рихтгофена. Можно рассуждать и спорить о преимуществах и недостатках летной подготовки в тех или иных странах, участвовавших в войне, о характеристиках машин и мастерстве летчиков. Но если сравнивать с союзниками, то именно наши имеют наибольшее количество побед. Считается, что за войну более 800 советских летчиков сбили не менее чем по 16 вражеских самолетов.

Трижды Герои Советского Союза - два летчика, и один кавалерист. А ведь если честно, то вместо кавалериста тут должен был бы быть третий летчик-ас - И. Е. Федоров!
Первым в этом ряду наших летчиков-асов заслуженно стоит Иван Кожедуб. Приведу коротко основные данные.

Иван Никитович Кожедуб. Трижды Герой Советского Союза, капитан. Вступил в войну в 1943 году в возрасте 22 лет. Летал на Ла-5 и Ла-7. Совершил 330 боевых вылетов, провел 120 боев, сбил 62 самолета противника. Не был сбит ни разу.

Следующим по количеству сбитых является Александр Покрышкин. Трижды Герой Советского Союза. Родился в 1913 году. Летал на МиГ-3 и P-39 «Аэрокобра». Совершил 600 боевых вылетов, участвовал в 159 боях, сбил 59 самолетов.

Далее по рангу военного летного мастерства идут следующие пилоты.

Григорий Речкалов, дважды Герой Советского Союза. В войну вступил в 1941 году в 21 год. Летал на И-16 и P-39 «Аэрокобра». Совершил 450 боевых вылетов, участвовал в 122 воздушных боях, лично сбил 56 самолетов, и 5 – группе.

Арсений Васильевич Ворожейкин, дважды Герой Советского Союза. Начал воевать в 24 года в небе над Халхин-Голом, сбил 6 японцев. Всего сбил 52 самолета лично, и 13 – коллективно.

Георгий Костылев – Герой Советского Союза, майор, совершил 418 боевых вылетов, провел 112 воздушных боев, 43 индивидуальные победы.

Сергей Луганский, дважды Герой Советского Союза, майор. Начал воевать в 21 год, с Финской. Совершил 390 боевых вылетов, сбил 37 самолетов лично, и 6 – коллективно.

Вячеслав Шалагинов, "Боевой королевский разворот", 2009 г.
Разумеется, список можно продолжить, дополняя его сотнями фамилий. Приведенные выше факты являются фактами из нашей «официальной» истории военной авиации. Имена летчиков-асов всемирно известны, как и количество их побед. Это великие воины, которыми по праву гордится наше Отечество. Они занимают достойное место в энциклопедиях военного искусства, содержащих всю основную информацию о войне.

И эта информация остается неизменной на протяжении вот уже более трех четвертей века. Но это не значит, что она – полная.

Наша военная авиация может и должна гордиться еще одним выдающимся асом, имени которого до сих пор нет в серьезных военных исторических справочниках.

Его зовут Иван Евграфович Федоров.

Он Герой Советского Союза, хотя число одержанных им побед соответствует званию не менее чем трижды Героя. Последнее воинское звание – полковник.

Иван Федоров, довоенные фото
Еще в далеком уже 2014 году И. Е. Федорову исполнилось бы 100 лет, но он не дожил до этого юбилея всего три года. Родился в Харькове, умер в Москве, похоронен в середине февраля 2011 года на Покровском кладбище поселка Алабино Наро-Фоминского района Московской области. А теперь коротко расскажем о днях его земных.

Иван Федоров в Испании
Иван Федоров – летчик, засекреченный настолько, что до сих пор о нем мало кто знает, если, конечно, не считать всяких баек, многие из которых приняли статус официальной информации. Летчик-испытатель, настолько бесценный для конструкторов, что на него просто «охотились», а когда начались бои, даже слушать не хотели о том, чтобы отпустить его на фронт.

Иван Федоров во время войны с женой
Ас, принимавший участие в девяти войнах и военных конфликтах. Человек сильного и непростого характера, он не совсем соответствовал тому стереотипа военного летчика, который официальные власти считали «правильным и удобным», и не вписывался в те рамки поведения, которые были очерчены свыше. Это и отразилось как на количестве наград, так и на карьере. В войну вступил полковником, полковником ее и закончил.

Военный билет, в котором есть запись, что И. Е. Федоров в 1942 году и на самом деле командовал полком асов-истребителей
Воевать Федоров начал в Испании, добившись направления туда через Ворошилова. В Испании одержал 24 победы и получил прозвище «Красный Дьявол».

Во время боев на Хасане сбил два японских самолета, в Финскую – 4 финских. На Халхин-Голе одержал две победы.

На фронт, куда неоднократно просился, Иван Федоров своевольно удрал в 1942 году прямо на самолете, который в это время испытывал у Лавочкина. Интересно, какую надо иметь волю и характер, что бы так поступить? В то время!

Иван Фёдоров и конструктор Семён Лавочкин, летчиком-испытателем КБ которого он был и в войну, и после войны
Топлива, чтобы долететь до фронта, не хватило, вынужден был сесть на одном из аэродромов по пути. Там, по воспоминаниям Ивана Евграфовича, пришлось заставить техника заправить баки, пригрозив пистолетом. Правда, в том пистолете не было ни одного патрона.

Сражался Федоров до самого конца войны на отечественных самолетах и «Аэрокобре». За период с 1942 по 1945 год сбил 95 самолетов врага! Это самый высокий показатель побед среди наших асов за Вторую Мировую!

Свою долгожданную Звезду Героя Советского Союза И. Е. Федоров получил только в 1948 году за установление рекорда скорости на самолете Ла-168
Осуществил 6 таранов, двоих немцев посадил на свой аэродром. Однажды за один вылет сбил девять самолетов. За всю войну известен лишь еще один случай, когда советский летчик сумел сбить за одну схватку девять машин, погибнув при этом сам. Это Александр Константинович Горовец, который свой подвиг совершил 6 июля 1943 года в самый разгар Курской битвы.

В воздушных боях Иван Федоров не был сбит ни одного раза. Однако свои же зенитчики пытались его сбить 19 раз! И однажды даже преуспели в этом.

Секретарь Ленинградского обкома и ЦК Н. М. Шверник вручает орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" вместе с грамотой о присвоении звания Героя Советского Союза И. Е.Федорову. Москва 20 марта 1948 года
Федоров был летчиком-виртуозом. Всем известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом через Неву. А Федоров, испытывая новый самолет, тоже пролетел под мостом, но только через Оку, потом круто взял вверх, сделал мертвую петлю и опять ушел под мост. Затем, на выходе, повторил все снова. Когда заложил петлю, чтобы пролететь под мостом в четвертый раз подряд, пришедшие в себя от удивления зенитчики, решив, что совершается диверсия по разрушению моста, открыли огонь.

И. Е. Федоров уже со Звездой Героя
Однажды Иван Федоров выполнял поручение руководства – попытаться сбить цену на американские истребители. На глазах у изумленных американских специалистов во время показательного полета на их собственных «Аэрокобрах» он достиг таких экстремальных режимов и перегрузок, что машина развалилась воздухе. Пришлось выбрасываться с парашютом – с 250 метров высоты!

В 1942 году боевая группа, которой командовал Федоров, за два дня полностью уничтожила в боях немецкое особое подразделение, состоявшее из 29 летчиков-асов, которое было сформировано специально для того, чтобы на отдельных участках фронта добиваться превосходства в воздухе. Самолеты немцев были разрисованы картами разных мастей. И они достаточно успешно справлялись со своей задачей, пока не повстречались с нашими асами. Федоров лично сбил червонного туза и дракона – командира этого подразделения.

Иван Федоров воевал в Корее. Эта картина изображает его бой с американскими истребителем
Всего на счету Ивана Федорова 134 сбитых самолета. После Великой Отечественной войны была Корея. Командировка на четыре дня – и еще 7 сбитых.

Иван Евграфович имеет многочисленные награды, из которых только орденов Отечественной Войны – 7. Трижды представлялся к «Золотой Звезде», но звание Героя он получил только 5 марта 1948 года, хотя впервые эта награда присваивалась ему еще 24 февраля 1938 года за Испанию. Однако досаднейшее стечение обстоятельств привело к тому, что 28 февраля 162 (!) человека были лишены наград.

И. Е. Федоров демонстрирует саблю, которую он якобы забрал из кабины сбитого им "Мессершмитта" немецкого аса фон Берга. Правда, существовал ли такой ас Берг на самом деле? Зато сабля настоящая
Дело в том, что награжденные собрались на банкете – вернувшись из Испании, где встречались со смертью лицом к лицу, они проясняли возникающие недоразумения с теми же решимостью и бескомпромиссностью, с которыми еще совсем недавно воевали. В общем, возник конфликт, методы разрешения которого совсем не понравились кому-то наверху. Как итог – все награды были отобраны.

В другой раз уже в 1942-м совершенно необоснованно Федорова лишили трех орденов Ленина и пяти – Боев ого Красного Знамени и отменили представление к званию Героя Советского Союза.

Дело было на зимней фронтовой дороге. Машину с летчиками остановили вооруженные люди. Федорова пронзила догадка, что это могут быть немецкие диверсанты – в лицо уже смотрели стволы автоматов. Затем асу и его адъютанту на чистом русском языке предложили выбор – сотрудничество или смерть. На просьбу выкурить последнюю папиросу милостиво согласились.

Могилы И. Е. Федорова и его жены Анны Артемовны на Покровском кладбище в поселке Алабино
Но вместо папирос Федоров выхватил пистолет и открыл шквальный огонь, мгновением позже это же сделал и адъютант. Раненые немцы сами попали в плен. Их доставили в штаб, и каково же было удивление, когда оказалось, что «немецкие диверсанты» - агенты СМЕРШа. По-видимому, устраивали провокации на дорогах. Федорова обвинили в том, что он применил оружие первым. Ни возражения, ни объяснения не помогли.

После войны Иван Федоров проводил испытания многих секретных моделей самолетов. И сам, конечно же, был засекречен. Он был одним из тех, кто стоял у истоков зарождения отечественной космонавтики, когда еще было неизвестно, какой именно она будет, какой принципиальный вид будут иметь наши космические аппараты.

Секретный ас сумел отлетать на 297 типах и модификациях самолетов. Он первым в СССР преодолел звуковой барьер – это случилось в декабре 1948 года. Одновременно испытывал по 8-10 самолетов. В день, бывало, производил до 93 взлетов-посадок при испытаниях конструкции шасси на прочность. Интересно, какой же должен быть при этом запас прочности у самого человека?

За время испытаний Иван Евграфович Федоров превысил показатели 27 мировых рекордов.

Ну вот скажите – ас, или не ас?

Мемориальная доска Герою Советского Союза, лётчику-испытателю Федорову Ивану Евграфовичу в г. Химки, ул. Ленинградская, дом 16
P. S. От себя лично хочу добавить, что как бы мои читатели не отнеслись к информации, изложенной выше, все награды И. Е. Федорова – заслуженные, и ни одну он не получил обманом или припиской. А то, что он нарассказывал о себе и своих боевых подвигах всяким журналистам и биографам – это можно воспринимать только с юмором, а не с осуждением.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРО ЛЕТЧИКОВ-АСОВ:

Александр Горовец и Дэвид Мак Кэмпбелл - два самых видных аса WWII, хотя подвиги свои совершили в разных условиях

21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса

22 июня 1941 года сбил на биплане И-153 два «мессера» Bf-109 и еще три бомбера - ас или не ас?

Сколько боевых самолетов противника сбили наши летчики 22 июня 1941 года